Почти рядовая по нынешим временам новость появилась в лентах новостных агентств 28 явнваря. Следствие предъявило обвинение бывшему вице-премьеру Дагестана Магомедгусену Насрутдинову в мошенничестве, ущерб от которого составил 17 млн рублей. Мошенничество, по версии следствия, связано с деятельностью Насрутдинова в тот период, когда он руководил ООО «Дагестанрегионгаз» и ОАО «Даггаз».
Ещё раньше, после задержания Насрутдинова 21 января глава Дагестана Рамазан Абдулатипов заявил, что произошедшее связано с тем, что в республике «идет очищение и обновление власти». В этот же день стало известно, что Абдулатипов уволил и самого Насрутдинова, а вместе с ним - министра по управлению государственным имуществом Дагестана Марата Ильясова, министра промышленности и энергетики Ризвана Газимагомедова.
Что ж, учитывая, сколько лет АПН писало почти системной продажности известного слоя северокавказских (в том числе и дагестанских) чиновников, своим тотальным выворовыванием всего подряд полностью блокировавших развитие своих республик, нам признание господина Абдулатипова в том, что в республиканской власти есть что очищать совершенно не удивительно.
Однако, можно ли описать идущие в республике процессы как «очищение и обновление» или речь идёт, скорее, о «перераспределении контроля и финансовых потоков»?
Полагаем, что ни для кого не секрет, что Дагестан относиться к тем самым пресловутым 6 субъектам федерации, которые накопили 35% от общефедеральной массы долга за коммунальные услуги. Входит он и в состав 5 регионов-рекордсменов по задолженности поставщиков услуг потребителям перед энергоснабжающими организациями.
Неприятно об этом говорить, но в экономическом смысле из себя Дагестан сейчас мало что из себя представляет и субсидируемый, по сути дела, федеральным центром коммунальный сектор оказывается одним из наиболее богатых и стабильных, с точки зрения финансовых потоков, секторов республиканской экономики. Несмотря, а, может быть, и благодаря тем самым многомесячным рекордным задолженностям.
С этой точки зрения достаточно интересно посмотреть повнимательнее на ту борьбу, которая явно развернулась вокруг контроля над республиканской энергетикой после смены официального руководителя республики.
Смотреть есть на что. Разразившаяся в январе 2014 информационная битва в Интернет немало поразила редакцию АПН своим непринуждённым, до полного несоблюдения внешних приличий, содержанием.
Обвинения в связи организованной преступностью прозвучали одновременно в двух направлениях (мы опасаемся сказать с "двух сторон", чтобы редакцию АПН, упаси боже, не обвинили в том, что она приписывает уважаемым дагестанским политикам какие-то "стороны" в каком-то "конфликте").
Первый громкий выстрел прозвучал, что удивительно, на сайте Радио "Свобода/Свободная Европа", где депутата Госдумы РФ Ризвана Курбанова обвинили ни много ни мало в том, что он загрузил на Youtube видеоролик экстремистского содержания. Редакция АПН, поразмыслив, решила, что обвинение, скорее всего ложно, потому что депутаты Госдумы РФ, в основном, не умеют загружать ролики на Youtube.
Общеизвестным их обычаем является даже написание e-mail руками своих помощников.
И, даже, если Курбанов и умеет работать с этим сложным в использовании интернет-ресурсом, то считать, что он станет собственоручно грузить туда какой-то компромат, мог бы только полный идиот.
Депутаты Госдумы, опять таки, до сих пор не были замечены в направленном распространении материалов такого сорта и такими способами. По всей видимости, если им что-то такое нужно - они пользуются услугами специально обученных людей, а не регистрируются на американском ресурсе от своего имени и со своего служебного IP-адреса прямо из думского кабинета.
Учитывая, что сами авторы "Свободной Европы" не соизволили сослаться на источник своей информации, слив выглядел не вполне убедительным, а последовавшее опровержение Курбанова - более-менее логичным.
Если бы это было разовой флюктуацией информационного пространства - об этом можно было бы и забыть. Но не прошло и месяца, как мы увидели новые залпы в информационной войне, прозвучавшие практически синхронно.
С одной стороны, мы видим заявление неких правозащитников, превозносящих деятельность Курбанова по "разруливанию" конфликтных ситуаций между дагестанскими силовиками и населением Дагестана и, одновременно, увязывающих приход Абдулатипова с прекращением расследований похищений граждан, которые в Дагестане традиционно приписывают силовым структурам.
С другой - по блогам поползли очередные обвинения того же Курбанова в связях с бандподпольем и чуть ли не финансировании террактов в предверии Олимпиады.
Из этого замечательного, но несколько бессвязного слива информации мы узнали, что в декабре 2013 года руководителем Дагэнергосбыта была назначена восходящая звезда дагестанской политики - депутат дагестанского народного собрания, чемпион мира по боям без правил, человек с двумя профильными (юридическим и экономическим) высшими образованиями Джамал Касумов. Мы никоим образом не сомневаемся в квалификации этого воистину разностороннего молодого управленца, но интересным фактом является то, что он чрезвычайно плотно аффилирован с депутатом Госдумы от республики Дагестан Ризваном Курбановым.
Интересно, при этом, и позиционирование обоих героев публикаций. Если, в той же статье где хвалят Курбанова, Абдулатипова обвиняют в том, что он обижает салафитов - т.е. политкорректно названных умеренных "ваххабитов", то в "ответном" материале Курбанова, напротив, увязывают с откровенным салафитским бандподпольем.
Источник этих обвинений совершенно не очевиден и не может быть проверен силами журналистов. Но то, что мы смогли увидеть невооружённым глазом - это совершенно неприкрытый экономический мотив, прямо обозначенный анонимными блоггерами.
Их, что видно тем же самым невооружённым глазом, крайне не устраивает наличие в руководстве Дагэнергосбыта человека, которого они считают находящимся в зависимости и под покровительством депутата Государственной Думы. Не устраивает настолько, что они начинают настаивать на том, что средства Дагэнергосбыта не только воруются, но и уходят на терроризм.
Полагаем, что последнее утверждение могли бы (если бы захотели, но обычно не хотят) расследовать правоохранительные органы, а нам во всей этой информационной вакханалии более интересно другое.
Развлекшись созерцанием в пресс-релизах Дагэнергосбыта последовательно двух назначений новых начальников Касумова и Аушева в течении двух дней, обнаружив прямо на сайте компании, что Аушева вообще избрали задним числом и не найдя никаких следов Касумова в опубликованных на том же веб-портале документах компании, мы крепко задумались о смысле происходящего.
Полагаем, что его можно было бы описать буквально одной-двумя фразами. Например такими:
"Некие заинтересованные лица на протяжении месяца с лишним борются за контроль над дагестанской энергосбытовой компанией.
Долги республики по платежам за электричество в это время продолжают копиться и их оплачивает федеральный центр, вынимая деньги из карманов жителей остальной части России".
Борьба идёт неприкрытая, с применением СМИ, в том числе иностранных. Возможно даже, и действительно с вовлечением тех или иных структур организованной преступности или терроризма, а возможно и нет - но обе стороны не особо стесняются друг друга в подобном обвинять.
Следует ли считать подобное положение дел нормальным - большой вопрос как и к руководству Республики Дагестан, так и к федеральным властям.
Возможно, власти считают, что подобные игрища находятся вне их ведения и вполне вписываются в штатные механизмы осуществления власти, однако многие граждане полагают, что происходящее давно уже вышло за всякую грань приличия.
Если вместо кулуарной делёжки контроля происходит выплёскивание местечковой борьбы на международный уровень - встаёт большой вопрос о том, для чего вообще предназначен тот же Дагэнергосбыт - для сбора денег с населения в пользу сетевой энергокомпании или для обслуживания личных интересов неких дагестанских политиков?
Происходящая на наших глазах информационная войнушка даёт достаточно однозначный, хотя и неприятный ответ на этот вопрос.
Полагаем,что пока вместо решения задач восстановления законности и порядка на территории Дагестана, местные политики будут заняты вот такими вот полуподпольными играми - ни о каком "очищении и обновлении" власти в республике говорить будет невозможно. А возможно только о всё новых фазах попила и делёжки.