Советская экономика была на удивление проста и одновременно причудлива. По идее она должна была строиться по Марксу и Ленину, но вот беда, ни тот, ни другой практически ничего не писали об экономике социализма. Учебник по политэкономии капитализма в СССР написали быстро, а вот с политэкономией социализма вышла задержка, написать его не могли, ибо не на что было опираться. Тогда Сталин велел экономистам писать, не оглядываясь на Маркса. Вот тогда что-то написали.
Собственно, по Ленину СССР был обречен с самого начала. Ибо по Ленину существовали передовые нации, к которым он относил, прежде всего, Германию и США, и отсталые нации, к которым он относил Россию. «Русские дураки» - так откровенно он выражался среди своих.
«Гениальный Ленин» был почему-то уверен, что передовые нации созрели до пролетарской революции, этой своей верой он заражал свое окружение, как всякий псих такого рода он умел быть убедительным. Только революции передовых наций гарантировали успех «делу социализма». А эти революции не случились. Ибо «мировой пролетариат» - это абстракция, которая в больной голове Ленина существовала как реальность.
Пролетариат в любой стране был частью национального организма, и никогда за всю историю, как нечто цельное и особенное «мировой пролетариат» себя не проявил.
Ну так что делать, если предвидение гения оказалось фикцией, и мировой пролетарской революции не случилось? Что делать со страной «дураков» по Ленину, власть в которой большевики захватили?
О, они делали много интересного! За два месяца до своего прихода к власти Ленин пишет «экономическую» статью «Грозящая катастрофа и как с ней бороться». Вот в этой статье весь Ленин «экономист» и политик. В связи с разрушение царского управленческого аппарата в феврале 1917 года в стране в условиях войны нарастали трудности, но жить было можно, хотя куда менее комфортно, чем при царе. Но экономическое положение было сложное, и Ленин дает советы эсерам и меньшевикам, которые фактически и руководили страной, как могли. Руководили не очень успешно, но повторяю – жить было можно.
Что же советует Ленин? Он призывает к всеобщей трудовой повинности. Как всегда он берет опыт старших товарищей-немцев «В Германии юнкера (помещики) и капиталисты вводят всеобщую трудовую повинность, и тогда она неизбежно становится военной каторгой для рабочих». Он предлагает ввести всеобщую трудовую повинность в России, но при этом она по Ленину будет не каторгой, а социализмом. А в чем разница? И там всеобщая трудовая повинность, и здесь она же, и там не сахар и здесь будет то же самое? Тоже да не тоже, если Ленин будет руководить всеобщей трудовой повинностью, то это будет уже не каторга, а социализм.
Собственно, в этой фразе квинтэссенция всей «социалистической» экономики. Если в капиталистических странах рабочие работают до упаду, то это эксплуатация, если в СССР тоже самое, а с начала 30-х годов до Хрущева эта эксплуатация носит куда более звериный характер с посадками в тюрьму в виде мотивации повышения производительности труда, то это социалистический рай.
Что же Ленин предлагает в качестве своих мер по улучшению дел в экономике в сентябре 1917 года?
1) Объединение всех банков в один и государственный контроль над его операциями или национализация банков.
2) Национализация синдикатов, т. е. крупнейших, монополистических союзов капиталистов (синдикаты сахарный, нефтяной, угольный, металлургический и т. д.).
3) Отмена коммерческой тайны.
4) Принудительное синдицирование (т. е. принудительное объединение в союзы) промышленников, торговцев и хозяев вообще.
5) Принудительное объединение населения в потребительные общества или поощрение такого объединения и контроль за ним.
Т.е. он всерьез предполагал, что можно вот так взять экономику и государство под собственный контроль и контроль ВКП(б), и все будет работать так же как раньше и даже лучше. Главное побольше насилия и принуждения.
Что же получилось у него в реальности? Придя к власти этот «экономист» сразу же обрушил всю финансовую систему, чуть больше времени ему понадобилось, чтобы остановилась вся промышленность. В итоге страна не улучшила положение в сравнении с сентябрем 1917 года, когда он написал эти свои рецепты по борьбе с катастрофой, а именно эта катастрофа и наступила. Полная катастрофа, с холодом, голодом, пролетарии разбежались с заводов и фабрик по деревням, чтобы выжить. Люди перешли на прямой обмен товарами, как еще до изобретения денег.
Поруководив таким макаром страной до 1921 года наш гений всех времен и народов вернулся к капитализму, чтобы спасти себя и свою власть. Отлез от людей на время со своим насилием и всеобщим контролем и дал им выживать, как они могут. Это был нэп. Но это опять же было гораздо хуже, чем до Октября 1917 года. Ибо была массовая безработица среди рабочих, чего при царе не было, денег платили мало, трудовые люди едва выживали, уровень жизни по сравнению с царскими временами упал в разы. Массовая проституция, миллионы бездомных детей благодаря Ленину.
Ну еще и голод, это вечный спутник строительства социализма: «Массовый голод… известен как голод в Поволжье, в связи с тем, что регионы Южного Урала и Поволжья пострадали наиболее длительно и массово. Пик голода пришёлся на осень 1921 — весну 1922 года, хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920 года до начала лета 1923 года. Согласно данным официальной статистики, голод охватил 35 губерний (Поволжье, Южную Украину, Крым, Башкирию, частично Казахстан, Приуралье и Западную Сибирь общим населением в 90 миллионов человек, из которых голодало не менее 40 миллионов (по официальным советским данным — 28 миллионов).
Число жертв голода составило около 5 миллионов человек. В ходе борьбы с голодом большевистское правительство впервые приняло помощь от капиталистических стран».
Вот это и есть результаты деятельности Ленина экономиста и политика.
Но выживать как-то большевистскому режиму надо было? Шкуры-то свои спасать. А как? Главная их проблема заключалась не только в идеологических шорах, но и в том, что они были управленцами чрезвычайно низкого уровня. Отсюда их опора на насилие. Иначе они просто не умели. В царской России или демократических США умели, а эти нет.
И ни шагу СССР в сфере экономики не мог сделать без помощи Запада. В 20-е годы это сотрудничество с Германией, это грандиозное сотрудничество с США во времена коллективизации и индустриализации.
Надо сказать, что в большевистской печати 20-х годов всячески развивалась идея Ленина о передовых нациях Германии и США, и об отсталой русской нации. Можно сказать, что был даже определенный культ США, тот же Сталин писал о том, что нужно соединить достоинства ВКП (б) с американской энергией и деловитостью.
И все же СССР выжил и стал при Брежневе второй экономикой мира после США. За счет чего? А вот за счет того, о чем я говорил в предыдущей статье. Они все же смогли превратить народ в одну команду.
Была не одна звериная жестокость, но массовая промывка мозгов. О том, что все переживаемое, это только временные трудности, что впереди нас ждет коммунизм, на это покупалось молодое поколение, а трудности воспринимались, как естественный фон жизни, ибо ничего иного молодые люди не видели.
В какой-то степени вожди СССР повторили то, что сделал Петр Великий. У Петра должны были работать и служить все, то же самое было и в СССР. Только уровень репрессий и насилия несопоставим, при Петре в сравнении с СССР он был несказанно ниже.
Т.е. был естественный путь развития без насилия и каторжного труда, и без лишения всех свобод, это путь был и при царе, и при Временном правительстве, он же был при Колчаке и Деникине, победи они. Правительство Врангеля в Крыму успело даже провести цивилизованную экономическую политику. Экономика работала без расстрелов и насилия.
Россия без большевиков достигла бы гораздо большего и без этих страшных потерь, которые принесли с собой эти «гениальные» экономисты.
Экономическая модель СССР с 30-х годов была предельна простая – работают все! До упаду! Работают там, где им скажут, по столько часов, сколько скажут. Роптать – нельзя. Расстрел за это. Требовать чего-то и защищать свои права нельзя – расстрел за это. Бастовать нельзя – расстрел за это. Даже не при Сталине, а при Хрущеве попробовали рабочие выступить со своими требованиями, все закончилось расстрелом толпы в Новочеркасске. И тюрьмой для очень многих.
Вот так все простенько. Но режим выжил.
И повторяю, в СССР культивировалась идея одной команды, как они говорили «идея коллективизма».
То, что в передовых странах (воспользуемся термином Ленина) достигалось за счет национализма и личной заинтересованности, в СССР достигалось сначала за счет исключительно насилия. Работал ГУЛАГ, работали шарашки, работали даже подростки в колхозах и на заводах, если нужно было. Работали много, но не эффективно.
Советская экономика при Сталине и чуть ли не до 70-х годов росла только потому, что в стране чего не возьмись, ничего не было. А качество изготовляемых товаров было значительно хуже, чем при царе. Известен случай, когда у великого вождя революции Троцкого заболел живот, ему принесли советскую грелку, он положил ее на живот, но она оказалась худая, и кипяток пролился на живот великому вождю, и он орал как резаный.
Вся страна ходила в рванье, понятно, что при таком положении, какой костюм не сшей его купят. Но по мере того, как рынок насыщался товарами, советская экономика заходила в тупик. В 70-е годы многие товары перестали покупать, хотя продолжал странным образом сохраняться дефицит на самые банальные вещи.
Уже в середине 60 - годов глава правительства Косыгин предлагает плавный переход к рынку. Но КПСС – это не та организация, которая может провести эти реформы в жизнь, для КПСС – это очень сложно.
И вот тогда, внимание! Экономика стала перестраиваться сама. Великий закон, что если есть спрос, то будет и предложение, начал свою работу.
В 70-е годы в СССР появился колоссальный черный рынок. Оказалось, что ленинские великие советы все контролировать и всех принуждать, не самое важное, что может быть в экономической жизни. Оказалось, что пресловутое общество потребления, которое так порицалось в СССР, возникнув на Западе, не замедлило перекинуться и в СССР.
Практически вся торговая сеть СССР за короткий срок превратилась в прекрасно организованную мафию по торговле дефицитом. Всякий кто жил в СССР, помнит эту всеобщую ненависть к торгашам. Ибо всякий знал, что даже рядовой продавец в обычном магазине имеет свой навар, что же говорить о руководителях торговли.
Даже появилась такая формула в советском обиходе о работниках торговли, оправдывавшая воровство – «люди умеют жить».
Появились пресловутые цеховики - подпольные миллионеры. Но самое интересное на черном рынке в СССР массово появлялись товары с Запада. Вот кто бы мне объяснил, каким образом американские джинсы пересекали границы СССР в таком количестве, что их мог купить всякий желающий, готовый выложить 200 рублей?
Огромный СССР, вторая экономика в мире не мог справиться с простейшей задачей – наладить выпуски джинсов, обычные колготки для дам стоили безумно дорого, и дамы их штопали.
При этом вся страна работала.
По этому поводу иронизировал герой Василия Шукшина в фильме «Калина красная», что люди буквально изнемогают от работы, люди падают от работы! А обычные портки – дефицит.
Но люди действительно изнемогали от работы. И это не было таким уж большим преувеличением. И на заводах, и на фабриках, и на фермах люди работали тяжело.
Но экономическое чудо в СССР закончилось. Можно сколько угодно работать до упада, но все рецепты Ленина и Сталина по поводу экономики действовать перестали.
Советская экономика работал в ручном режиме управления. Она держалась на плаву, пока был жив Алексей Николаевич Косыгин, последний крупный государственный деятель в нашей стране.
После него пошло одни чудаки. Какой-то старичок Тихонов, который пришел на его место. Старый и не очень умный Черненко, который стал генсеком. За ним не менее странный Андропов, который пытался возродить ленинскую систему учета и контроля. Ну потом Михаил Горбачев, который всю жизнь проработал как бы в области сельского хозяйства, но не соображал ни в нем, ни тем более в промышленной политике.
Но, тем не менее, СССР стал второй экономикой мира, и какое-то время при Хрущеве и в начале правления Брежнева развивался неплохо.
В чем тайна этого успеха? В том, что была идея. И страна работала как одна команда. Если 300 миллионов человек работают и перед ним ставят определенные задачи, и если среди этих 300 миллионов половина – великий русский народ, то даже при кретинах- руководителях страна все равно добивается успеха.
Никогда объединяющей идей не был бред коммунистов о мировой революции, объединяющая идея появилась только к осени 1941 года, когда русский народ стал бороться за право остаться на этой земле. Вот отсюда тот титанический труд при фактическом голоде в тылу страны. Отсюда шестнадцатилетние девушки на лесоповалах и подростки за станками на заводах. Все они работали не за страх, а во имя победы русского народа.
Затем при Хрущеве - идея стать первыми в мире во всем. И вся страна опять работала как одна команда. От академиков до колхозников.
Идея всегда первична, экономика вторична. Вот что надо понять!
СССР руководился идей избранности в этом мире, первенством в этом мире.
И точно такой же идеей руководились США. Идея свободы, идея избранности США в этом мире, идея США как великой страны свободных белых людей господствовала там. Идея того, что любой в Америке, если будет работать как вол, достигнет своей мечты.
Россия под руководством Хрущева бросила вызов США. В отличие от Ленина Никита не считал русских дураками.
Довольно короткий период русские (включая украинцев и белорусов) были объединены идеей одной команды и стремились первенствовать в этом мире. Выросло пусть первое, но поколение интеллектуалов, которые не считали, что США непобедимы, они были одержимы сделать лучшие в мире ракеты, самолеты и пр. В 60-е годы они были одержимы идеей создать лучшее в мире общество.
Вот отсюда СССР и стал второй экономикой мира после США.
Но ленинско-сталинская ВКП (б) сгнила. Правильно написал в одной из своих книг историк Сергей Семанов, не любивший Хрущева, но признававший, что у него была идея, а вот у Брежнева уже никакой идеи не было.
Комуняки были всегда гнилыми, но в борьбе за собственное выживание демонстрировали некие идеалы, а тут у них никаких идеалов у уже не было, кроме мещанского – пожить бы тихо и спокойно и в достатке. А в стране не было механизма, с помощью которого этих друзей можно было отшвырнуть прочь и дать дорогу молодым пассионарным силам, которые были среди русских.
У власти находились ничтожества полные.
С ними кончилась идея, объединявшая русских, кончился СССР, кончилась вторая экономика мира.
Продолжение следует