Одним из последних своих решений теперь уже экс-мэр Новосибирска Владимир Городецкий отменил свое постановление о выделении земельного участка под строительство мечети на Родниках-Снегирях.
Этот документ стал итогом конфликта между жителями района и администрацией длившегося более года. Поскольку в самых разных уголках нашей страны подобные ситуации возникают с пугающей частотой и в большинстве случаев решаются не в пользу жителей я в данном обзоре хотел бы рассказать о том почему подобная ситуация возникла и как удалось её разрешить.
Светлая мысль украсить Новосибирск пятой мечетью пришла мэрии Новосибирска еще летом 2012 года, после встречи В.Ф. Городецкого с муфтием Шакирзяновым. Не знаю о чем именно они говорили, возможно вспоминали Хартию, может быть их милая беседа сводилась к обсуждению вопросов развития толерантности, но факт остается фактом, администрация города приняла решение выделить им требуемый земельный участок.
Оставалось определиться лишь с местом где именно данная мечеть появится. Изначально рассматривалось несколько вариантов, однако большинство из них были отклонены еще на этапе обсуждения, так как ряд сильных депутатов выступили категорически против появления подобного заведения на своих округах. А вот за Родники-Снегири вступиться было некому.
Более того, у идеи построить мечеть в данном микрорайоне нашлись активные сторонники. Например, экс-глава Калининского района г-н Маньков. Дело в том, что на земельном участке на котором планировалось расположить сей культовый объект находится рынок контролируемый одной, так сказать, ветеранской организацией. Рынок этот давно уже стал причиной головной боли местной администрации, поскольку его владельцы, скажем так, не очень охотно выполняют свои обязательства перед городским бюджетом.
Вот и решили мудрые и убеленные сединой чиновные головы заменить «плохих коммерсантов», на «хороших мусульман». Мол лоббистских возможностей «ветеранов» не хватит чтобы бороться с мусульманами.
Вообще, с точки зрения здравого смысла подобное административное решение выглядит примерно как уничтожение клопов с помощью напалма. То есть не только насекомых уничтожить, но еще и квартиру выжечь дотла.
А вот дальше уже было дело техники. Муфтият оперативно организует сбор подписей под обращением в мэрию. Как вы помните, подписалось аж 67 мусульман с Родников которым якобы тяжело было ездить в мечеть на Красина. И дальше все пошло «по зеленой».
Когда я начал задавать вопросы некоторым чиновникам городской администрации, то встретил полное непонимание. Мол была градостроительная комиссия, мы все согласовали, муфтий хороший человек и вообще нужно быть толерантнее, да и мечеть украсит наш город. А то, что люди могут быть против, так это не люди, а вы националисты рознь разжигаете.
Тогда, в августе 2012 года Новосибирское отделение Национально-Демократической Партии своими силами провело опрос общественного мнения показавший, что подавляющее большинство жителей Родников-Снегирей о планах мэрии оказались попросту не информированными.
95% опрошенных не слышали, что проходило какое бы то ни было общественное обсуждение данного вопроса. 5 % о чем-то подобном слышали. Однако участия в общественных слушаниях не принял ни один из опрошенных.
73% опрошенных полагали, что мэрия, принимая решения без учета мнения проживающих на микрорайоне жителей, напрямую нарушает их права самостоятельно определять облик своего микрорайона.
Участвовать в законных акциях протеста были готовы 50% опрошенных.
Информация о результатах опроса была направлена как в мэрию, так и в правоохранительные органы, однако понимания мы на тот момент нигде не встретили.
В ответе за подписью главного архитектора города Владимира Фефелова значилось, что решение пока предварительное: «решение комиссии мэрии о выборе земельного участка для строительства здания мечети является основанием только на получение документов, необходимых для оформления акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта».
И обязательным условием при выборе участка для строительства мечети является внесение изменений в карту градостроительного зонирования территории города Новосибирска.
В ответе на запрос в Департаменте строительства и архитектуры также сообщили, что данные изменения в зонировании города («замена части зоны коммунальных и складских объектов (П-2) на зону делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1)») будут возможны после проведения публичных слушаний, в свою очередь запланированных на начало 2013 года.
Одновременно с этим мы обратились в комиссию Совета Депутатов г. Новосибирска по рассмотрению обращений религиозных объединений по вопросам земельных и имущественных отношений. Депутат Александр Люлько сообщил, что ему ничего не известно о продвижении вопроса по строительству пятой мечети в Новосибирске и проводимых в связи с этим изменениях в зонировании; данный вопрос в его присутствие не рассматривался.
Т.е на тот момент (осень 2012 года) на том месте и строить-то нельзя было, а потому у нас была надежда, что удастся отбиться еще на этапе публичных слушаний.
Как проходят эти мероприятия — это отдельная история. С точки зрения чиновников публичные слушания носят характер рекомендательный и нужны лишь для легитимации уже принятых решений, а потому найти информацию на сайте городского департамента архитектуры и градостроительства незнающим людям сложно. То есть, информация труднодоступная – она для «своих», для знающих.
Более того, раз с точки зрения действующего закона они носят рекомендательный характер, то и «лишним людям» там особо не рады.
То что происходило на самих слушаниях проходивших 15 февраля 2013 иначе как комедией назвать язык не поворачивается.
Председательствующий на слушаниях начальник главного управления департамента строительства и архитектуры Игорь Лукьяненко в прямом смысле слова убежал от неудобных вопросов, заданных ему по теме строительства пятой мечети в Новосибирске.
После публичных слушаний мы обратились к депутатам Законодательного собрания и Горсовета избирающихся от Родников-Снегирей с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Однако, как и следовало ожидать, ни один из них не дал внятного ответа о своей позиции по данному вопросу.
Следующей линией обороны стало заседание Совета Депутатов г. Новосибирска, назначенное на 27 февраля 2013 года. К данному заседанию мы готовились отдельно: был направлен запрос в Прокуратуру, а каждому из них я направил личное письмо.
Незадолго до самого заседания я лично обратился к мэру Новосибирска Городецкому и предупредил его о возможных протестах со стороны граждан и ошибочности принятого решения.
На это Владимир Филиппович заявил что вопрос со строительством пятой мечети в Новосибирске, решен, а потому он готов лишь обсуждать лишь технические вопросы и детали. А что касается недовольства жителей, так и "детскими площадками бывают недовольны".
На сессии, ожидаемо случился скандал, однако благодаря консолидированному голосованию фракции «Единая Россия» решение было принято не в пользу граждан.
Как мудро заметила спикер Городского Совета Надежда Болтенко: «Надо лучше приглашать людей, лучше информировать население и депутатов, тогда, может, и не будут писать в прокуратуру»
Что происходило на самой сессии можно посмотреть на видео:
Таким образом, к весне 2013 года, все юридические препятствия были сняты. Муфтияту лишь осталось оформить должным образом документы и можно было приступать к строительству.
Но наши усилия не прошли даром. Благодаря кампании развернутой в СМИ тысячи жителей Новосибирска узнали о данной проблеме (да и вообще о том, что у нас в городе уже действуют 4 мечети) и в конце лета 2013 года появилась инициативная группа граждан созданная Анной Дергоусовой.
Первым адресом, куда она обратилась за помощью и поддержкой была Национально-Демократическая Партия. Мы согласовали те действия которые нужно предпринять. И незадолго до «Русского марша» провели информационную кампанию на Родниках-Снегирях, где было распространено более 20 000 листовок с информацией о строительстве мечети и приглашением принять участие в шествии и митинге.
Сама тема строительства пятой мечети стала основной на марше.
Незадолго до 4 ноября юрист правозащитного фонда НДП-Правозащита подготовил обращение к мэру Городецкому с требованием отмены решения о выделении земельного участка. На митинге после марша мы объявили сбор подписей и более 500 участников акции поддержали жителей Родников-Снегирей.
Всего было собрано более 4 000 подписей. Подписи собирались как на пикетах, так и поквартирно. Приятно отметить, что в этом важном деле смогли сотрудничать абсолютно различные организации, причем зачастую негативно относящиеся друг к другу. Наибольший количественный вклад был внесен активистами ЛДПР, «Другой России», «Реструкта», РНЕ, «Патриотами России» и просто неравнодушными гражданами.
Для тех кто не мог подписать лично, был организован сбор подписей в электронной форме, там также подписалось более 1500 человек.
В середине декабря подписи были переданы в мэрию Новосибирска. А 17 января получен официальный ответ.
Последним штрихом к складывающейся картине стала отставка лоббировавшего строительство мечети главы Калининского района г-на Манькова.
Безусловно это победа, причем победа не какой бы то ни было политической силы, а победа прежде всего самих жителей Новосибирска сумевших в легальном поле решить очень сложную проблему без скатывания в экстремизм и закапывания свиней.
Возможно я скажу несколько парадоксальную вещь. В истории этой нет проигравших, поскольку будь данный проект реализован последствия его могли бы быть куда более неприятными, чем неудавшаяся попытка подрыва мечети на ул. Мира.
Надеюсь, что опыт Новосибирска окажется полезен многим другим регионам, где в настоящий момент происходят подобные процессы.