Компания «Трансаэро» объявило о запуске так называемых дисконт-рейсов по наиболее популярным направлениям. Как говорится в официальном сообщении авиаперевозчика, цены будут снижены на 20-40%, причем, дисконт-класс будет распространяться на весь самолет, а не на отдельные кресла, сообщает портал «Свободная пресса».
Примечательно, что хотя речь идет о весьма значительном снижении цен на билеты, представители «Трансаэро», похоже, умышленно избегают слова «лоукостер». И действительно, на дешевых рейсах пассажирам по-прежнему будут предлагаться еда и напитки, практически неизменными остаются нормы по провозу багажа.
Закономерно возникает вопрос: на чем же на самом деле собирается сэкономить «Трансаэро», предложив столь низкие цены на перелеты. Особенно, если учитывать, что дисконт-класс появится на таких популярных направлениях как Тель-Авив, Милан, Рим, Берлин, Барселона и даже олимпийский Сочи.
На поверку оказывается, что экономить авиакомпания будет на … нашей с вами безопасности, то есть на жизни пассажиров. Все дело в том, что выполнять дисконт-рейсы будут старые самолеты, срок эксплуатации которых в отдельных случаях превышает 20 лет. «Все дело в том, что «Трансаэро» в рейтинге компаний с самыми старыми самолетами на восемь позиций выше (в худшую сторону) печально известного «Татарстана», «Боинг» которого недавно разбился в Казани, - поясняет блоггер Pulp Fiction в своем ЖЖ. – Если у «Татарстана» средний возраст авиапарка – 12,7 лет (данные с учетом авиакатастрофы в Казани), то у «Трансаэро» - 15,9 лет. Вот после катастрофы народ и боится летать на металлоломе «Трансаэро». В связи с этим авиакомпания срочно решила распиарить себя как самую доступную по билетам».
Действительно, по оценкам отраслевых экспертов, в настоящее время «Трансаэро» испытывает серьезные финансовые проблемы из-за тотальной недозагрузки самолетов: загрузка на отдельных рейсах едва-едва дотягивает до 40%.
Еще одним подтверждением тому, что дисконт-рейсы не более чем хитрый пиар-ход, призванный обмануть пассажиров, служит и тот факт, что в реальности цены на дешевые рейсы оказываются такими же, как и на «нормальные», дорогие. Блоггер Pulp Fiction сравнивает стоимость билета на популярном направлении Москва-Сочи: 12 января до введения экономных тарифов билет обойдется в 3606 рублей, а 14 января (в первый день работы «супер-дисконта») билет стоит 3896. То есть даже дороже!
Отметим, что возраст самолетов «Трансаэро» еще далеко не самая главная проблема. При аккуратной и грамотной эксплуатации самолеты вполне могут летать и более 10 лет. Только вот в случае с российским перевозчиком речь идет о действительно убитых машинах. Недавно журналистам удалось выяснить, где на самом деле «Трансаэро» закупает свои «Боинги». Оказалось, что парк авиаперевозчика укомплектован самолетами, достаточно долго эксплуатировавшимися в Брунее, Южной Африке, Индии. Причем, даже тамошние владельцы самолетов стремились от них избавиться как от ставшего неэффективным металлолома. Как получилось так, что эти воздушные суда закупила себе одна из крупных российских авиакомпаний – вопрос, который должен был бы заинтересовать Минтранс и МАК. Должен был бы, но не заинтересовал. «Будь это любая другая российская авиакомпания, ее руководство, скорее всего уже разговаривало бы со следователями. А в случае с «Трансаэро» ни МАК, ни Росавиация ничего сомнительного в таких сделках, похоже, не видят», - недоумевают журналисты.
Вот, например, один из «Боингов 737» (номер MSN 25062) был куплен российским авиаперевозчиком уже после того, как от самолета отказались в сенегальской Air Senegal International, где воздушное судно проработало более 22 (!) лет. Руководство «Трансаэро» этот факт, впрочем, не смутил – и с 7 мая 2007 года на этом Боинге летают российские пассажиры. Это только один пример. Всего же в парке «Трансаэро» насчитывается более десятка подобных машин. И это только те, о которых стало известно широкой общественности.
Но и это еще не все. Значительное количество старых самолетов у «Трансаэро» находится на консервации. Многие авиакомпании мира иногда прибегают к подобному, когда речь идет об ухудшившейся конъюнктуре рынка и недозагрузке рейсов, однако, обычно на консервацию отправляются новые, исправные машины. «Трансаэро» же законсервировало старые «Боинги», которые, скорее всего, уже больше никогда не смогут взлететь. Зачем? Ответ прост: эти самолеты будут разобраны и использованы на запчасти. То есть в уже неновые самолеты при ремонте будут ставиться запчасти от отслуживших свое воздушных судов.
Пассажирам же, «Трансаэро», похоже, предлагает сыграть в русскую рулетку: удалось долететь до места назначений – порадуйся, что остался жив, да еще и сэкономил.