АПН: Происходящее на Майдане - это революция или нет?
Олег Кильдюшов, философ:
На этот вопрос давно существует нормативный ответ: если режим Януковича все же падет, и те, кто его сверг, завтра окажутся у власти, тогда произошедшее можно будет смело назвать революцией. Если же режим устоит, то его противники автоматически окажутся просто политическими экстремистами, провокаторами и даже террористами…
Если же говорить серьезно, то налицо как массовая мобилизация обычных граждан, особенно молодых киевлян (достаточно посмотреть на телекартинку, чтобы убедиться, что там не все агенты Госдепа), так и активность специалистов в области политического насилия. Как всегда, там хватает городских сумасшедших и просто людей с нерастраченной жизненной энергией. Однако самое интересное – уже началось относительно массовое бегство бывших соратников или недавних попутчиков режима, явно почуявших новые политические перспективы…
Одним словом, ответ на вопрос о революционном характере происходящего прямо зависит от определения реальных политических акторов: кто сегодня в Киеве является тем самым «политическим народом», который свергает «антинародный режим». Это мы узнаем довольно скоро.
К тому же всегда существуют и альтернативные обозначения происходящего в Киеве в прямом эфире: «дворцовый переворот» (в случае предательства внутри правящей команды), «внутриэлитный раскол» (в случае переориентация ведущих олигархов на новые фигуры), «бунт евроромантиков» (если иметь в виду активное участие студентов ведущих киевских ВУЗов), «операция западных спецслужб» (об этом уже вовсю твердят на федеральных телеканалах) и т.д.
АПН: Есть ли шансы у Януковича сохранить власть?
Олег Кильдюшов:
Этот вопрос следует переформулировать следующим образом: какой Янукович имеется в виду? – Тот, что победил на президентский выборах 2010 года, выступая с условно «пророссийскими» лозунгами? Или тот, что в результате «самобандеризации» донецких, принялся выполнять «оранжевую» повестку? Очевидно, что сегодня мы видим «двойную делегитимацию» правящего режима внутри страны: сначала он предал своих избирателей Юго-Востока, а затем - тех, в ком разбудил ничем не обоснованные, как выяснилось, евронадежды, пытаясь стать большим евроинтегратором, чем В. Ющенко.
При оценке шансов на политическое выживание нынешнего украинского президента не стоит забывать и о разочаровании в нем у основных внешних держателей акций обанкротившегося предприятия «Украина» - брюссельских торговцев европейским воздухом, кремлевских строителей евразийского проекта, вашингтонских «сдерживателей «России»…
В этом смысле нужно понимать, что даже если завтра мы увидим некого «третьего» Януковича, то его ресурс для дальнейшего маневрирования практически исчерпан. Это во многом уже «хромая утка», «сбитый летчик» и т.д. - политическая судьба которого уже скоро мало кого будет интересовать даже в среднесрочной перспективе.
И будет довольно глупо, если Москва вновь поставит на него, повторив ту же ошибку, что и с Лукашенко, который, несмотря на всю одиозность, все время оказывается ее единственным партнером в Белоруссии, несмотря на все недружественные акции…
Итак, главный вопрос сегодня – на кого уже завтра – с перспективой на президентские выборы 15 года - поставят основные игроки в украинской партии – местные олигархи, Брюссель, Кремль. И не факт, в этом торге лучшие шансы окажутся у Януковича. Судя по медийной активности того же Виталия Кличко – даже на российских федеральных каналах – смотрины нового «гетмана» уже начались…