АПН: Чем вызван столь острый политический кризис на Украине? Неужели только отказом Януковича от ассоциации с ЕС?
Олег Неменский, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований:
Он вызван двумя основными причинами. Первая – нынешняя власть за последние пару лет сделала всё, чтобы возбудить в обществе мечту о скорой евроинтеграции, и создала совершенно неадекватное представление, будто Соглашение об ассоциации с ЕС – это чуть ли не вступление в Евросоюз. Зачем она это делала – другой вопрос, но только теперь она смогла осознать, что, мягко говоря, переборщила. Теперь главным ответственным за это сделают Сергея Лёвочкина, главу президентской администрации. Он, действительно, был важнейшим проводником этого курса. Однако всё же думаю, что на президенте лежит ещё большая ответственность. Тут, можно сказать, вся властная команда поработала на славу. Это прекрасный пример недемократического устройства, когда власть работает на интересы конкретных групп влияния (в данном случае, владельцев добывающей и химической промышленности), и просто забывает о том, что есть ещё и интересы страны. А когда оказывается, что с ней, с её жителями тоже надо считаться, она оказывается в дурацком положении.
Вообще, прежде у них был имидж «восточников», а теперь имидж предателей – вначале они предали свой электорат, теперь они предали всех тех, кто поверил в их готовность «присоединить Украину к ЕС». Удивительная политическая судьба для менее чем четырёхлетнего пребывания у власти. На этом фоне стал даже неплохо смотреться предыдущий президент В.Ющенко. У общества ведь есть живое моральное чувство, что-то вроде политической брезгливости. Выступать против такой власти – легко и достойно, а вот защищать её вряд ли уже кто-то захочет.
Вторая причина – серьёзность намерений Европы и вообще Запада. Соглашение, подписание которого сорвала Украина, было крайне выгодным для ЕС. Фактически Украина отдавала себя на растерзание, уничтожала большую часть своего производства и сельского хозяйства, становилась открытым рынком сбыта европейских товаров, уступала значительную часть суверенитета и юридически закрепляла свой неоколониальный статус. О чём ещё мечтать? Испуг команды Януковича связан лишь с тем, что Европа при этом не захотела дать минимальные средства для смягчения неизбежного роста социальной напряжённости в стране, что действительно грозило погружением в хаос. Но таких финансовых возможностей у Европы сейчас нет – внутренние проблемы для неё всё же важнее, а на них денег тоже не хватает. Украина нужна как способ их решения, а не как способ их утяжеления. Так что вариант «дожать Киев» тут представляется весьма привлекательным. В том, как проходят уличные беспорядки в Киеве очень заметна грамотная организация: там среди многотысячной толпы есть сотни хорошо подготовленных ребят, которые знают что делают и чётко эти действия координируют. Всё это заставляет оценить и в очередной раз восхититься прекрасной подготовкой, которая несомненно осуществлялась при поддержке Запада. Более того, провокационные действия совершаются и на уровне властей, то есть Янукович и его команда плохо контролируют даже силовые структуры. Разыгрывается хорошо продуманный сценарий, и не исключено, что это сработает.
АПН: Каков прогноз развития ситуации? Удастся ли оппозиции свергнуть Януковича?
Олег Неменский:
Сейчас трудно давать прогнозы – они неизбежно будут построены по принципу «есть столько-то вариантов развития ситуации». Происходящее тем и интересно, что результат непредсказуем. Хотя в целом есть ощущение, что с одной стороны мы имеем хорошо продуманный план, а с другой – полную растерянность. И главное – Януковича сейчас не кому защищать. Народ за него не выйдет даже в Донецке.
АПН: Что будет дальше? Украина всё-таки подпишет ассоциацию с ЕС? Или у нее другой, свой путь? Каковы будут отношения с Россией?
Олег Неменский:
Думаю, больше шансов на то, что подпишет. Если сейчас власть сможет удержаться, то это произойдёт в 2015 году – до выборов или уже после. Задача Януковича – торговаться до конца. А ответственность оппозиции – подписать всё максимально быстро после прихода к власти. Тут встаёт вопрос, каков интерес России: стоит ли ей помогать Украине улучшить условия Соглашения, приняв участие в предложенном трёхстороннем формате переговоров? Здесь есть большие сомнения. В конечном счёте, современная Украина – страна, производства которой в значительной своей части де-факто являются конкурентными по отношению к российским, да и вся государственность Украины неизбежно носит ярко выраженный антироссийский характер. И если Европа хочет уничтожить конкурентов России, то в этом можно видеть и свои позитивные моменты. Богатая и сильная Украина нужна России только как часть своего пространства, как экономическая и политическая часть исторического целого Русской земли. В противном случае она ей просто не нужна. Для Украины идеально – быть между, имея определённую степень интеграции и с той, и с другой стороной. Но будущее не предлагает ей такого варианта. Впрочем, не думаю, что на подписание этого Соглашения надо смотреть как на «окончательную потерю Украины». Неизбежное массовое разочарование граждан Украины в такой «евроинтеграции» сформирует новые возможности для российской политики.