АПН: Происходящее на Майдане - это революция или нет?
Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции (Минск):
Своего рода революция, т.к. речь идет о попытке взятия власти, минуя выборы, посредством более или мирного давления на власть с улицы и посредством всеобщей забастовки. Целью выступления является заключение договора об ассоциации с ЕС, т.е. крупное геополитическое изменение внешней политики Украины. Это изменение обязательно подразумевает сильную идеологическую трансформацию в Украине в сторону примерно той идеологии, которая была в Украине после победы оранжевой революции. Протестующие также говорят о необходимости изменить многие принципы формирования власти. Они выражают это эмоциональным слоганом "банду геть". В этом смысле перед нами обычная цветная революция. Просто очень уж стремительная и хорошо организованная. Никакого затяжного сидения на площади - сразу захваты правительственных зданий и призыв к всеобщей забастовке.
Это не просто попытка переворота. Не просто стремление одной группы политиков взять власть, минуя процесс выборов. Речь идет о глубоких трансформациях внешней и внутренней политики в стране.
АПН: Есть ли шансы у Януковича сохранить власть?
Юрий Шевцов:
Да. Пока не пролилась кровь, Янукович сохраняет легитимность в глазах ЕС, США, на которых ориентируются протестанты. Пока он сохраняет такую легитимность, он может рассчитывать на то, что начнется переговорный процесс с протестантами и кризис перейдет в затяжную и сложную предвыборную компанию. А, значит, политика сохранится в легитимных рамках.
Но ситуация настолько висит на волоске, что предсказать, что произойдет в ближайшие минуты не может скорее всего никто.
АПН: Допустим, Украина подпишет ассоциацию с ЕС. Каковы тогда будут её отношения с Россией, Белоруссией и Таможенным союзом в целом?
Юрий Шевцов:
Беларусь будет стремиться сохранить с Украиной максимально возможные добрососедские отношения. Прежде всего, сохранить торгово-экономические связи. Это успешно удавалось Беларуси после Оранжевой революции. Это удается с Литвой и Латвией, несмотря на все идеологические несовместимости. Почему это должно не получиться с Украиной? Иное дело, что Беларуси придется следовать многим ограничениям в торговле с Украиной, которые проистекают из членства Беларуси в Таможенном союзе.
Но не думаю, что эти ограничения коснутся белорусско-украинских торговых связей слишком сильно. Таможенный Союз задевает интересы в основном металлургии и химической промышленности, которые завязаны на отношения Украины с Россией. У Беларуси с Украиной экономика выстроена по менее болезненным товарным группам.