Понадобилась бы, вероятно, целая книга, чтобы проанализировать социальное положение молодых европейцев, и в особенности вопрос об уязвимости некоторых из них в агрессивной среде мультикультурного общества. И хотя это явление касается пока лишь меньшинства, оно уже стало весьма заметным, вызывая раздражение и возмущение, которые, впрочем, проявляются лишь в виде "бессильных стенаний" (1). В этой связи представляется нелишней попытка анализа этого явления и поиска решений. Для меня подобная тема непривычна, однако я обратился к ней, когда понял, что по ней не написано ничего внятного и носящего хоть сколь-нибудь практический характер.
Прежде всего, зададимся вопросом: как проявляется подобная уязвимость? Она носит одновременно и физический, и умственный характер (трудности, испытываемые в ситуации конфликта или применения силы). Она выражается как раз в конфликтных ситуациях, когда физическое столкновение с молодыми людьми из других "групп населения" становится неизбежным, и когда "противники" настроены тем более воинственно, что они знают: у молодых европейцев такого настроя нет. Помимо насмешек, которые вызывает подобное поведение, эта уязвимость проблематична еще и из-за представления о самом себе, которое складывается у молодого европейца (комплексы и вытеснение), и по причине негативного влияния на построение его личности - как мужчины, на первой стадии и, на следующей стадии, как отца или как члена сообщества людей, связанных одной судьбой. Об "идеологических" последствиях подобных фрустраций еще предстоит написать целые тома.
Напомню, что подобная уязвимость - явление относительное, которое проявляется в основном в мультиэтнической среде. Другими словами - прежде всего в конфронтации с другими, совершенно конкретными группами населения. Это момент оказывает едва ли не патологическое воздействие на то, как политический социум воспринимает вопросы, связанные с иммиграцией, как только речь заходит об этих самых конкретных группах населения.
Упрощая, можно сказать, что существуют четыре основных фактора, объясняющие "уязвимость" многих молодых европейцев и их "незащищенность" в мульти-агрессивных внешних условиях, в которых они оказались:
1. Первый фактор связан с неверными подходами к построению идентичности ребенка;
2. Второй - с парализующим (и даже кастрирующим) влиянием педагогических подходов, преуменьшающих значение конфликта и драки или побуждающих ребенка постоянно обращаться за защитой к третьей стороне (в частности, в публичные учреждения).
3. Третий относится к выбору гигиены жизни (спорт, питание и правильные навыки, играющие важную роль в эпоху систематического агропромышленного загрязнения).
4. Наконец, последний фактор - это свойство, которое специалисты обозначают словом "неотения", или устойчивость проявлений детства и юности; оно связано с нашей биологией, имеет множество недостатков в мультиэтническом и мультикультурном социальном контексте, но при этом является и определенным плюсом, который нас устраивает, и чьи последствия уравновешиваются тремя категориями предыдущих решений. Однако продолжим.
1. Неправильное построение идентичности
Первая причина уязвимости заключается в изолированности. Даже в случае конфликта между двумя людьми, страх того, что придется иметь дело со старшим братом противника, его друзьями, семьей и т. п., влияет на баланс сил. Молодые европейцы нередко изолированы, а изолированность является первейшей причиной слабости. Дети, лишенные возможности здраво строить свою идентичность, были и остаются одиноки. Оказавшись в изоляции от какой либо группы, семьи и т.д, в случае конфликта они оказываются в позиции слабого перед лицом небольших групп, сплоченных на основе различных форм принадлежности (происхождения, семьи, цвета кожи, культуры, религии, брендов одежды, и т.п.), а порой и на основе целого ряда таких категорий одновременно (например, африканцы И мусульмане И фанаты RnB). Такая изолированность связана главным образом с нечеткой идентичностью.
Построение идентичности мальчика основывается на трех основных этапах, принципиально важных для его формирования.
Пол: в деле построения идентичности ребенка, первый этаж строится на том, что мальчик осознает себя, как мальчик. "Все девчонки - дуры"; "мальчишки против девчонок": нам не раз приходилось слышать подобные инфантильные высказывания, которые, однако, являются неотъемлемой частью процесса самоидентификации. Необходимо соблюсти все фазы развития, позволяющие мальчику осознать себя в качестве мужчины в мире, разделенном на две категории. Первая фаза необходима для реализации двух последующих этапов. Гендерным теориям вопреки, следует позволять ему подобные проявления детского самоутверждения и даже поощрять их, не давая ему при этом впадать в крайности и навязчивые состояния. Предоставьте ему возможность четко обозначить свою принадлежность к мужскому полу, предлагая ему соответствующие занятия, обязанности и права (цвета, ритуалы, поставленные задачи, спортивные команды, употребляемые слова, и т.п.)
Семья: вторым этажом конструирования идентичности ребенка является семья. Здесь также важно воспитывать уважение к семье и к своему роду через уважение к старшим и к памяти предков, без идолопоклонства, однако со всей серьезностью (не над всем можно смеяться), и учить ребенка эту память уважать (избегая всяческих оправданий/объяснений — "это так, потому, что это так, а не иначе") в том, что касается его поведения и в семье, и в общественной жизни, во внешней среде (буквально зубами и когтями защищать свою младшую сестричку от внешней агрессии, никогда не допускать оскорблений в адрес семьи или самого себя, защищать свою фамилию и т.п.). Разъяснять ему уже с пятилетнего возраста, что есть семья - а есть окружающий мир, и никак иначе. Именно начиная с этого этажа «семейной идентичности» ребенок пропитывается понятиями, необходимыми для роста и взросления: уважение к предкам, ценность опыта, принадлежность к сообществу, происхождение, солидарность и защита своих назло и вопреки всему.
Если вдобавок вы сможете объясните ему начиная с 9-10 лет, как устроены группы, вы поможете ему лучше приспособиться к их реальности (группа формируется, создавая себе врага, группа - это зона взаимопомощи и взаимовыручки, группе нужны свои визуальные маркеры, у группы обычно есть вожак, и т. п.)
Народ: наконец, третьим этажом конструирования себя впоследствии станет признание своей сущностной и культурной идентичности, то есть своя принадлежность к определенному народу. Эта часть полученного от родителей воспитания позволит ему гордится тем, что он - наследник людей, принявших огромное участие в создании цивилизации, искусства, мысли, науки и других форм проявления человеческого духа. Если вы научите его всему этому, он тоже захочет быть европейцем, французом, защищать эти ценности и, что еще важнее, воплощать их в жизни. Причем не посредством простого повтора того, что было, или культа прошлого, а путем инноваций, креативности, мастерства. Впрочем, это уже другая тема.
Эта последняя фаза - самая длинная, и мальчик, воспитанный в духе гордости за свой народ, своих предков, на примере героев и истории страданий и величия своего народа, продолжит работу и передаст эстафету своим детям.
Следуя указанным трем фазам развития идентичности мальчика, правильно обучая им, можно добиться построения здоровой идентичности.
2. Культура переговоров, культура нормы
Детей рано приучают "жаловаться учительнице" в случае тумаков или агрессии со стороны сверстников. Однако их недостаточно приучают самостоятельно защищаться или, по крайней мере, противостоять конфликтным ситуациям. Именно противостоять - не интеллектуально, а физически, на основе инстинктов. Смелость - не интеллектуальная концепция, она выковывается не посредством красивых слов, а посредством прямого, физического, инстинктивного опыта жизни, через трудности и страдания. Культура применения норм и мирного разрешения конфликтов, восприятия самого факта конфликта как "неудачи" является довлеющей тенденцией, особо опасной в современном обществе, в частности, для чувства принадлежности к мужскому полу. Подобное форматирование со стороны общественных инстанций, призывающее и детей, и взрослых полностью полагаться на означенные инстанции для разрешения конфликта, тогда как абсолютно ясно, что они не справляются с этой ролью и никогда с ней не справятся, стало самой настоящей катастрофой в образовательном плане, последствия которой особенно тяжело сказываются на коренном населении. Преобладание материнских ценностей - которые, на самом деле, должны отходить на второй план с четырех-пятилетнего возраста - и острый дефицит ценностей отцовских только укрепляют и усиливают эту тенденцию.
Культура персональной и семейной чести должна предшествовать культуре социальных норм политического сообщества. Инстинкты самообороны не должны тормозиться убаюкивающим морализаторским промыванием мозгов или якобы легитимной ролью государства в деле легитимного применения насилия. По одной простой причине: государство не справляется и никогда не справится этой задачей. Соблюдение ребенком правил вызовет впоследствии аукнется нехваткой готовности дать отпор, нехваткой инициативности и бунтарского духа. Избегая любого рода проявлений культуры исключительности и превосходства ("мы лучше всех"), влекущей за собой неприятные последствия в ситуации невыгодного расклада сил, следует научить ребенка быть готовым к поражению, при этом пробудив у него желание вновь идти в бой - чтобы победить. Объясните своему мальчишке, что стыдно не проиграть сражение, или простое столкновение, а уклониться от него из трусости; что проиграть - порой печально, но почетно, и что это в любом случае лучше, чем покориться. Ободрить и поддержать своего ребенка, в том числе, когда он проявляет агрессию (пусть даже и в неадекватной форме), - это значит легитимизировать его естественную агрессивность, помочь ему справиться с конфликтом своими силами. Не учить его обращаться за помощью ко взрослым или в учреждения, так как они в подавляющем большинстве случаев не защитят его, когда возникнет в том нужда. Этот аспект воспитания мальчиков является наиважнейшим. Привести практические примеры? Пожалуйста: не поднимайте упавшего малыша, сделайте так, чтобы он встал самостоятельно, и приободрите его словами внимания и лаской, когда у него это получится. Не ругайте ребенка, если он выказывает признаки агрессии или умеренной склонности к насилию в отношениях с другими детьми, вмешивайтесь лишь тогда, когда возникает реальный риск, причем делайте это не из моральных, а из дисциплинарных побуждений. Объясняя своему ребенку правила поведения в коллективе, никогда не забывайте напоминать ему о самом главном: важнее всего - собственное выживание, способность защитить себя и заставить себя уважать. Подчеркивайте значимость этого момента как можно чаще.
Способность ребенка сделать выбор, выразить свою агрессивность, самостоятельно урегулировать конфликт, не прибегая ни к чьей поддержке, является необходимым условием для его формирования, как мужчины. Лишить его всего этого означает сделать его уязвимым, ослабить его, подвергнуть его опасности. И, если вы рассчитываете когда-нибудь положиться на его помощь и его силу, это означает подвергнуть опасности в будущем и самого себя.
3. Санитарно-гигиенические факторы
Перемены в образе жизни трех последних по времени поколений европейцев, в частности, в продовольственном плане, вызвали глубокий переворот в области метаболизма веществ (широкое распространение эндокринных разрушителей, которое коррелирует со снижением фертильности женщин и ростом канцерогенных заболеваний, а также врожденных пороков половых органов у мужчин). Будьте внимательны в отношении питания ваших детей и их долговременного контакта с эндокринными разрушителями в пищевых продуктах под упаковкой, их контактов с различного вида пластмассами, и выбирайте подходящую одежду, как правило, более просторную. Если у вас грудные дети, полностью избегайте пластиковых игрушек и сосок, старайтесь использовать простые деревянные ложки. Не давайте им детского питания в баночках, а только ту пищу, которую вы готовите сами, по возможности, биологическую или собранную в садах и на огородах, не подверженных обработке пестицидами, гербицидами и другими химическими токсическими субстанциями. Безусловная, такая подготовка требует больше времени каждые день, но последствия - куда важнее. Не стану распространяться по этому вопросу - для этого понадобится целая книга.
Спортивная практика также чрезвычайно важна. Я даже не буду говорить о том, что большинство мальчиков совершенно не занимаются спортом (что является санитарно-гигиенической катастрофой), но при этом они проводят 6-7 часов в день на стуле, и это в самый интенсивный период своего развития, а остаток дня сидят перед телевизор или компьютером. Даже и не надейтесь, что ваши дети вырастут здоровыми при таком образе жизни. Они превратятся в ходячие мишени, и, осознанно или нет, станут избегать реальной жизни, чтобы спрятаться от силовых отношений, к которым они будут просто не готовы. В отношении мальчиков, старайтесь выбирать контактные виды спорта (регби и т. д.), и, в общем и целом, как можно более частые ситуации прямого соприкосновения с трудностями, с природой, с холодом и жарой, колючей материей. Не с целью предвосхищения страданий, но для того, чтобы всегда помнить - ребенка надо поощрять, а не жалеть, даже когда он терпит неудачу и набивает шишки.
4. Европейская неотения
Неотения, или устойчивость проявлений детства и юности, является характерной чертой, которая не то, чтобы препятствует окончательному созреванию молодого человека в плане приобретения мужских качеств, но делает ее несколько иной. Что это означает? То, что в каком-то конкретном возрасте мы, европейцы, моложе. Вот пример: возраст полового созревания у европейцев существенно выше, чему у выходцев из Африки южнее Сахары. Это также влияет на рост и на развитие мускулатуры ребенка. Иными словами, среднестатистический 14-летний европеец менее развит в плане половой зрелости (а, следовательно, в плане роста, мышечной массы, агрессивности, и т. п.), чем его африканский сверстник. С другой стороны, подобный недостаток является одновременно и преимуществом: чем более поздним является наше половое созревание, тем дольше длится наше развитие...
Такая детскость является недостатком перед лицом физически рано накачавших мышцы амбалов, но она представляет собой и реальное преимущество, во всяком случае ту реальность, с которой следует считаться, когда речь идет о характеристиках взрослого и полностью сформировавшегося человека.
Чтобы скомпенсировать эту особенность (из правила, безусловно, есть и исключения), вполне достаточно будет некоторого количества достойных мужчины занятий и адекватной санитарно-гигиенической практики, равно как и правильного конструирования собственной идентичности. Не удивляйтесь тому, как часто этот подход оказывается верным. Европейцы моложавее, гибче, открытее, любознательнее, и период созревания у них существенно дольше, чем у других групп населения, в частности, у выходцев из Африки к югу от Сахары. При этом у арабов и берберов указанные характеристики хоть и схожи с нашими, но сами они компенсируют данное свойство более традиционным конструированием идентичности (пол, семья, народ - см. п. 1.)
Вместо заключения:
С помощью несложного педагогического подхода, я попытался здесь найти ключи к реформе нашей образовательной практики (в самом широком смысле слова), чтобы наши мальчишки смогли приспособиться к тяготам абсурдного и жестокого общества, в котором им придется жить. Разумеется, стремление увести их подальше от такого общества и социальных патологий, неизбежных в подобном расчудесном обществе "всех цветов радуги", не убережет их от "случайного" столкновения, которое станет неизбежным в ближайшие годы.
Четыре затронутых здесь темы являются ключевыми. Я мог бы коснуться вопроса роли отца в семье, вопросов абсурдности агрессивного поведения с точки зрения "ботаников"-интровертов, распределения обязанностей в семье, тяжкого груза, довлеющего над поколением, которому пришлось заново искать свои ориентиры после разлома (или провала), образовавшегося с приходом поколения "шестьдесят восьмого года", этно-мазохистского расчесывания чувства вины и того, что оно вызывает порой в плане физического сдерживания себя, и мало ли еще чего. Это краткое изложение основано на научных исследованиях, многочисленных трудах специалистов и, кроме того, на моем опыте общения с мальчиками и мужчинами в качестве отца семейства. Я надеюсь, что оно окажется полезным для читателя и, если тема заинтересует его, я вернусь к ней еще.
Лоран Озон
laurent.ozon@me.com
Председатель движения "Maison Commune" (Общий Дом)
www.localisme.fr
Понедельник 7 октября 2013 г., 22 ч.
(1) Вы можете ознакомиться с недавней статьей на эту тему Жюльена Рошди, председателя Молодежной организации Национального Фронта http://www.bvoltaire.fr/julienrochedy/connaissez-babtou-fragile,35986)