Противники назначения Николая Цискаридзе ректором Академии русского балета имени им. А.Я. Вагановой (АРБ) на минувшей неделе заявили об атаке на них со стороны неизвестных хакеров. Злоумышленники якобы взломали интернет-страницу, содержавшую некую очередную петицию против назначения московской знаменитости руководителем главной балетной школы Санкт-Петербурга. Скептики тем временем все чаще высказывают подозрения, что истерия вокруг новой должности Цискаридзе раздувается искусственно. Кто-то очень влиятельный (звучат даже намеки на пресс-секретаря российского премьера Наталью Тимакову и ее супруга, в прошлом известного журналиста и пиарщика Александра Будберга) всеми силами пытается сделать так, чтобы за скандалами, публичными склоками и истериками невозможно было разобрать сути проблемы. Проблема же, как это часто случается в России, упирается во власть и в деньги. Причем, не совсем в честные деньги и в очень большую власть.
Эта компания - мастера разнообразных комбинаций, в том числе и балетных.
Приступая к разбору нынешних аргументов «против Цискаридзе», стоит начать с самого простого. Действительно ли балетная звезда мирового уровня является «из ряда вон выходящим», а если верить критикам - и вовсе «не подходящим» кандидатом на должность ректора? Ведь по тщательно продвигаемому сейчас мнению, профессиональному балетмейстеру не место у руля балетной школы. Для того, чтобы разобраться в настоящем и вероятном будущем знаменитой Вагановки, стоит посмотреть, кто руководил этим учебным заведением с первых лет его основания.
Самым первым директором будущей академии в 1738 году стал именно балетмейстер - Жан-Батист Ланде. Спустя 20 лет его сменил поэт и драматург Александр Сумароков. В дальнейшем и до конца XIX века руководство школой руководили в основном государственные вельможи и аристократы, среди которых были и князь Николай Юсупов, и граф Александр Нарышкин, которые, при всем уважении к их титулам, вряд ли разбирались в балете лучше, чем в лошадях и в псовой охоте.
В послереволюционный период во главе Вагановки вновь стояли преимущественно профессионалы - балетные артисты: Андрей Облаков, Евгений Чесноков, Николай Ивановский, Валентин Шелков, а также балетовед Янина Лушина. На их фоне, лауреат Государственных премий России, Кавалер французского ордена искусств и литературы, Международной премии мира, народный артист РФ Николай Цискаридзе совсем не теряется.
С 1987 года и до настоящего времени должность директора/ректора Вагановки вновь занимали управленцы, не связанные с танцевальным искусством. Это Леонид Надиров (1987–2004, по образованию инженер-строитель, оставил пост ради должности замминистра культуры) и до недавнего времени Вера Дорофеева, закончившая факультет дефектологии Ленинградского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, т.е. по образованию - социальный педагог - логопед. Свою карьеру, кстати, она начинала в системе МВД преподавателем в колонии для несовершеннолетних преступников. И если строго следовать логике нынешних защитников «высокого стандарта» Вагановки, то Вера Дорофеева со своим резюме могла бы рассчитывать в училище максимум на должность начальника вневедомственной охраны, но никак не ректора.
В общем, аргумент противников Цискаридзе об отсутствии у него «опыта управленческой и педагогической работы» при спокойном, объективном взгляде на ситуацию работать сразу же перестает. Значит, остается еще какая-то, прямо не высказываемая, истинная причина для искусственно инициируемого недовольства? Видимо, да. Ведь еще один «пунктик», на котором циклятся критики Николая - это рассказы о его «сложном характере», якобы, не совместимом с педагогической работой.
Здесь придется отбросить навязанные нам эмоции и посмотреть, в чем же эта «сложность» заключается. Ведь то, что недруги Цискаридзе называют «склочностью» и «скандальностью», с таким же успехом можно считать честностью, принципиальностью и порядочностью, - а это, согласитесь, совсем другие краски. Цискаридзе, к примеру, первый и едва ли не единственный выступил против беспредельного воровства, алчности, протекционизма, творившихся в Большом театре. Что в итоге привело к позорной отставке Анатолия Иксанова с почетной грамотой Председателя Правительства РФ, - максимумом, что смогли со скрипом выторговать его высокие покровители. Говорят, что Президент РФ (в отличие от премьера) категорически отказался подписывать соответствующий Указ о награждении. Не исключено, что если бы Цискаридзе пошел на сделку с совестью и занял в свое время сторону Иксанова, он до сих пор бы танцевал на сцене Большого. И никому бы в голову не пришло говорить, что Цискаридзе чего-то и где-то не достоин.
Член исполкома попечительского совета многомиллиардной реконструкции Большого Театра Александр Будберг с супругой Натальей Тимаковой гордятся статусом покровителей «возрождения Большого»
Конечно, с точки зрения внешнего эффекта и влияния на экзальтированную публику, рассуждать о «сложном характере» Цискаридзе куда удобнее, чем разбирать подробности раскрытых им ранее хищений и злоупотреблений в Большом. Такое «оскандаливание» оппонента представляет собой неплохую защиту от возможных уголовных дел и реальных сроков для всех тех, кто к раскрытым Цискаридзе ситуациям так или иначе был причастен. А таковых набралось не мало.
Хотя соответствующие сведения публиковались в СМИ исключительно в качестве версий и ни к чему не обязывающих предположений, их все же набралось достаточно, чтобы назвать кое-какие фамилии. Как сообщало в 2011 году издание «Руспресс», сумма, потраченная на реконструкцию Большого, была огромной: по разным данным, работы стоили от 20 до 25 млрд. рублей ($650-800 млн.), и длились шесть лет вместо первоначально запланированных трёх. Для сравнения: миланский театр «Ла Скала», расположенный в значительно большем здании, привели в порядок за $80 млн., Королевский театр в Мадриде – за $140 млн., лондонский «Ковент-Гарден» – за $360 млн.
Тот факт, что история с возможными хищениями и злоупотреблениями была очень быстро замята (а «раскрутивший» ее Цискаридзе подвергнут публичной травле), издание связало с тем, что у непосредственных исполнителей реконструкции обнаружились тесные связи с известным журналистом и пиарщиком Александром Будбергом, жена которого – Наталья Тимакова - приходится Дмитрию Медведеву пресс-секретарём и «доверенным лицом, влияющим на принятие ключевых решений». Будберг, кроме того, даже официально входил в исполком попечительского совета реконструкции Большого, в котором представлял интересы генподрядчика. Согласитесь, очень важные совпадения. «Взять на кормление людей с доступом к медведевскому телу уровня Будберга, Дворковича и Тимаковой сочтёт выгодным любой разумный олигарх», - отмечал по этому поводу Руспресс.
И тот факт, что гала-концерт по случаю открытия «отремонтированного» Большого театра, где правил бал Д.Медведев со своей свитой, был В.Путиным проигнорирован, говорит, по мнению экспертов, о многом...
Уголовное дело по «реконструкции Большого», по информации от силовиков, не закрыто и находится в активном производстве. Так что разоблачения и конкретные посадки еще впереди.
Забавно слышать обвинения в «фаворитизме» от людей, которых СМИ самих регулярно называли «крышей» реконструкции Большого Театра
Важен и другой момент: простыми обвинениями в скандальности или в наличии «покровителей» действия врагов Николая Цискаридзе не ограничиваются. Как стало известно из обнародованной на минувшей неделе аналитической справки спецслужб, в настоящее время прорабатывается версия о непосредственном участии Анатолия Иксанова в так называемом «кислотном деле». Предполагается, что он в целях дискредитации Цискаридзе в глазах театрального сообщества мог выступить инициатором и идейным вдохновителем нападения на Филина. Сам Филин косвенно уже подтвердил это в суде, обвинив экс-директора ГАБТ фактически в попустительстве преступникам.
Пытаясь сегодня сорвать назначение Цискаридзе на должность ректора Вагановки, его оппоненты пользуются очень похожими грязными технологиями. И слава богу, что пока дело не дошло до обливания кислотой в темных подворотнях. Но какие-то «хакеры», т.е. свои собственные уголовники (хотя и виртуальные) в этой истории уже появились. Еще раз повторим, что информационные провокации такого масштаба под силу в нашей стране крайне ограниченному кругу лиц. Которые, по странном стечению обстоятельств, помимо декларируемой любви к балету еще и явно были причастны к процессу реконструкции Большого Театра, - т.е., по версии Цискаридзе, к колоссальным хищениям. А к большому искусству, равно как и к реальной способности Николая Цискаридзе руководить Вагановкой, все это никакого отношения давно не имеет.