Михаил Щеглов
После очередной демонстрации равнодушия со стороны руководства Татарстана к просьбам русской общественности и новых задержаний молодежи после теперь уже Крестного хода в Казани (в прошлом году 75 человек были задержаны полицией во время следования на концерт в Доме дружбы народов) председатель Общества русской культуры Казани Михаил Щеглов обратился в редакцию ИА REGNUM с просьбой опубликовать свои размышления на актуальную тему. Свой монолог он назвал "Грустные размышления русского из Татарстана после "Дня народного единства".
По-моему, любой, кто учил историю в школе, и не имеет каких-то перекосов в восприятии межнациональных отношений в России, с полной уверенностью может сказать, что русский народ - это сила, объединяющая все народы России в единое целое - её гражданское сообщество. Убрать русских - не станет России.
И тут не только количественный фактор играет роль - русских 80% в стране. Хотя и его со счетов снимать никак нельзя, ведь второй по численности этнос - татары составляют уже в 20 раз меньшую долю граждан (разумеется, это не значит, что татары для страны в 20 раз менее значимы). Просто в этой связи нелогичным выглядит отношение к "русскому вопросу" наших политиков, включая президента Владимира Путина, и отсутствие этой позиции в российском законодательстве. Даже в Конституции РФ ни статус русского народа, ни его роль, и, соответственно, мера ответственности за государство, никак не отражены.
При этом естественная тяга русских к сохранению национального духа, культуры, традиций (а в Татарстане и к обучению детей родному русскому языку), даже попытки заявить о них объявляются маргинальными, чуть ли не экстремистскими, и жестко подавляются. В национальных республиках эта проблема выглядит ещё острее.
Конечно, нынешние российские руководители выработали методику для сглаживания этой проблемы - своего рода "откупные". В республики Северного Кавказа - ввиду их геополитической важности - побольше. Другим нацреспубликам поменьше. Но по своей сути, государство у нас сейчас превратилось в асимметричную этнофедерацию с особыми правами для нацрегионов и с неофициальным правовым приоритетом для "титульных" народов. При этом денежные вливания из федерального центра в нацрегионы служит этой асимметричной этнофедерации крепкой экономической основой.
Вот, Чечня - удачный пример освоения федеральных "откупных". Чисто, красиво. Порядок кругом, почти безопасно. Даже небоскрёбы. Но благодаря чему? Не чему, а кому - Герою России Рамзану Кадырову, конкретной личности. Однако, где же в Чечне русские - "цемент" России? Пока не едут - помнят, как всё было при Дудаеве, и нет никаких гарантий, что герой Кадыров не сменится вдруг на какого-нибудь другого, не столь преданного президенту Путину героя. Да порядки в Чечне свои, с шариатскими нормами. Русские (и не только они) при всей сумме перечисленных обстоятельств туда жить не поедут, и это - НЕ нормально.
А вот Дагестан - пример плохого освоения федеральных "откупных" - там коррупция и этнокриминал, радикальный ислам. Но не в ущерб, а опять - в помощь укреплению этнократии, сепаратизму и русофобии, причем на "государственном" местном уровне.
Ну, а что же Республика Татарстан? Тоже, в общем, пример "успешного" освоения федеральных средств. Объекты Универсиады, городская инфраструктура, технопарки, электронный документооборот... Правда, расценки завышены, а исполнители все "свои". Но результаты голосования всегда исключительно "правильные", прогнозируемые - высокие проценты за Путина и "Единую Россию", особенно в сельских районах. Жаль вот, откуда-то носители радикального ислама появились: взрывы, покушения на муфтия, боевые операции прямо в городе, и в некоторых районах обычные мусульмане уже боятся ходить в мечети из-за бородатых ревнителей "настоящего ислама"... Но ведь пока не режут и не просят убраться из республики всех неверных. Так ведь и в Чечне до поры, до времени этого не было...
Вспоминаю визит Аслана Масхадова в Казань в 1996 году, подготовленный апологетом "суверенности", экс-советником Минтимера Шаймиева Рафаэлем Хакимовым после его поездки в мятежную Чечню. Наверное, у многих жителей Татарстана на памяти та трансляция по местному телеканалу встречи Масхадова с Госсоветом Татарстана. Помню, какое внутреннее негодование я испытал, наблюдая, как Масхадов высокомерно поучает парламент республики сепаратизму. Молчаливые слушатели - депутаты Госсовета. Председательствующий - спикер Мухаметшин, в последующем - главный рулевой "дружбы народов" в Татарстане (председатель Ассамблеи народов Татарстана - прим. ИА REGNUM). Тогда же из рук Масхадова Фарид Хайруллович получил символичный подарок - булатный клинок. И никто не остановил гостя с Кавказа и даже не вышел из зала в знак протеста, всё проглотили.
И кстати, именно этот парламент заложил правовые основы для разделения населения республики на "титульных" и "нетитульных", начав Конституцию республики словами: "Многонациональный народ Республики Татарстан и татарский народ". Это было в 1991 году, но преамбула неизменна до сих пор. За это время поводов у русских покинуть республику накопилась масса, но это не только ограничения в социальном росте или наступление радикального ислама.
Например, вопрос невозможности нормального изучения русского языка в школах из-за обязательного татарского. Хотя, с моей точки зрения, проблема выеденного яйца не стоит - необходимо разрешить русским изучать татарский добровольно или на коммуникативной основе 2 часа в неделю, а кто хочет, конечно, и больше, но добровольно. Но, нет, сиди по 5-6 часов в неделю, учи на грамматической основе, включая татарскую литературу на татарском же языке. По ужасным методикам, нелегитимным учебникам и с откровенно слабыми учителями.
Или вот еще - заканчивается программа "государственного двуязычия" на 2007-2013 годы. Приличные деньги ушли на сомнительные цели и с практически с нулевым результатом, по крайней мере, для половины русскоязычного населения республики. Ведь только 3,6% русских в Татарстане в результате этой программы (а может, вопреки ей) сейчас владеют татарским языком. Деньги, конечно, раздербанили, но могли бы потратить с пользой - вложить в сбережение и развитие татарского языка для его носителей - татар. Но вместо этого начали навязывать систему, заставлять посещать ненужный для большинства русскоязычных детей предмет.
В октябре правительство Татарстана приняло новую аналогичную программу до 2020 года, под которую выделяется 1 млрд рублей бюджетных средств. Ну, ладно, шут с ними, со средствами. Но вот посмотрит на эту программу русский, живущий пока в Татарстане, поймёт, что языковое обременение ждёт его детей ещё, по крайней мере, лет на семь, и подумает: "Нет, отсюда точно валить надо!". И уедут.
Пока я не встречал ни одного русского в нашей республике, знающего и использующего татарский язык. Все родители считают эти примерно 700 часов, просиженные их детьми в школе на татарском, напрасной тратой времени. А исключения (как правило, это одна-две русских учительницы татарского), которых предъявляют местные СМИ, лишь подтверждают правило: русские не знают и не применяют татарский язык. Это обстоятельство вменяется национально-ориентированными татарами русским в вину. Дескать, какой же вы тогда "цемент", раз не знаете язык народа-соседа? Хотя бы из уважения выучить надо.
Да, надо признать, надо, что положение русских в нынешней России осложняется деградацией, пьянством, ложными ценностями и ложными героями, от чего страдают, конечно, все народы бывшего СССР, но русский - более всего. Очень сдала в авторитете Русская Православная Церковь, не без помощи определённых сил, конечно. Для дискредитации Церкви регулярно используются "показательные примеры", являющиеся, скорее, досадным исключением, чем общим правилом.
Однако роль русского Православия в дальнейшей судьбе нашего государства и русского народа, уверен, далеко не исчерпана, об этом пророчили и святые отцы, хотя сейчас точно не лучшие для Веры времена. В этом плане Татарстанская митрополия заслуживает отдельного разговора, она - своего рода маркер современного состояния всей нашей Церкви.
Последний пример - Крестный ход в честь Казанской иконы Божьей матери 4 ноября, который собрал шесть тысяч верующих. В местных новостях событие давалось где-то одиннадцатым по счёту, и, безусловно, после реклам, что весьма символично. А вот "межнациональная" тусовка во главе со спикером Мухаметшиным (День народного единства же!) была показана в начале новостных выпусков и содержала все приметы многонационального торжества - от татарских песен до кавказских танцев, только без русских, которые в республике составляют 40% населения.
И везде вместо сути праздника - репортажи с уличных тусовок непонятных форматов, раздача бесплатных памперсов, горячей каши, непонятные флешмобы, шарики "Единой России" с молодогвардейцами и т.д. И, уж, конечно, никак не обойтись без Нового года по Хиджре, гостей из Уганды и мэра Казани (как в такой день без него). А один из местных популярных телеканалов умудрился перед репортажем с Крестного хода вставить сюжет со свиньями, мажущими друг другу рыла навозом.
И нигде в новостях по Татарстану не был упомянут русский народ, уничтоживший собственных высокопоставленных предателей, определивший конец Смуты и выдворивший из страны незваных гостей, о чём часть граждан нашей страны теперь вынуждена часто вспоминать.
Не помнит и не вспомнит, видимо, о событиях 400-летней давности руководство казанской полиции, которое старательно выполняет пожелания местных этнократов. Вот задержали молодых ребят, осмелившихся накинуть на плечи во время Крестного хода в Казани флаги Российской империи - "имперки". Задержали - понятно зачем. Ведь накануне 4 ноября во всех чиновничьих и полицейских кабинетах так готовились к отражению беспорядков со стороны "русских националистов". А тут, на тебе, никаких происшествий! И чтобы хоть как-то оправдать чиновничью истерию, предварявшую праздник, задержали пять человек, о чём поспешили сообщить в пресс-релизе. Отчитаться, так сказать, перед обществом за свою доблесть.
После пяти часов путешествий по разным полицейским кабинетам одному задержанному предъявили "нарушение правил шествия" за... черно-желто-белый шарф. Ещё троим - за флаги, наброшенные на плечи. Пятому ничего предъявить не смогли, как ни старались. В итоге суд присудил "преступникам" максимальный, допускаемый законом административный штраф - по 20 тысяч рублей с чудным основанием, совпадающим с формулировкой полицейского протокола: "Эти цвета используются националистическими организациями". Разумеется, без конкретных указаний на запрещённые судами организации и цвета.
И дело даже не в том, что к судье до заседания заходил на беседу сотрудник центра "Э" (Центра противодействия экстремизму МВД по Татарстану - прим. ИА REGNUM), доставивший сюда ребят. Ну, поставили ему задачу, он и выполнил. Главная подлость - бумажка из Татарстанской митрополии, в которой полностью "сдали" ребят, пришедших на Крестный ход. Что, мол, "не наши они, а так, приблудились".
А вывод у меня из всего сказанного такой. В скором времени начнут из Татарстана русские уезжать - в Рязань, в Саратов, в Самару, в Нижний. Останется только несколько тысяч "многонационального народа". Но Татарстан - не Чечня, тут до Москвы рукой подать... Вам, в Москве, это надо? Да и было уже такое в нашей истории.