По милости ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (ВМУ) Департамент Росприроднадзора по ЦФО во главе с его руководителем Гивризом Санакоевым оказался в крайне неудобном положении.
Напомним, что информация о государственной экологической экспертизе проекта наращивания полигона отходов ВМУ, которую департамент Санакоева, видимо, планировал провести тихо и по-быстрому, стала предметом широкого общественного обсуждения. Местные жители, выступающие категорически против планов предприятия по наращиванию полигона отходов, в октябре, в ходе повторной госэкоэкспертизы обратили внимание Генпрокурора Ю.Я.Чайки на ряд обстоятельств, которые по закону не позволяют признать возможной реализацию данного проекта. Причем, в ходе первого рассмотрения данного проекта ВМУ на госэкоэкспертизе, Департамент Росприроднадзора по ЦФО почему-то не обратил никакого внимания на эти важные обстоятельства, выявив лишь далеко не самые существенные недостатки, и отметив возможность последующего одобрения проекта после устранения этих недостатков.
Факт, что в санитарно-защитную зону полигона отходов ВМУ попадает жилая застройка, при этом ВМУ в представленных на госэкоэкспертизу материалах «забыло» указать ближайший к полигону поселок, расположенный всего лишь в 230 метрах от горы отходов предприятия, а эксперты Департамента Росприроднадзора по ЦФО не обратили на этот факт никакого внимания, очень настораживает жителей. Повторная подача проекта на экспертизу, вопреки существующим нормам, тщательно скрывалась предприятием от жителей района. Граждане опасаются, что члены комиссии госэкоэкспертизы и в этот раз «не заметят» это и другие важные обстоятельства, уже однажды проигнорированные Росприроднадзором, и одобрят проект ВМУ.
Среди вопросов, на которые при первом рассмотрении проектных материалов ВМУ экспертная комиссия почему-то не обратила должного внимания, был и такой, по логике, немаловажный вопрос, как достоверность определения класса опасности складируемого отхода. Имеются основания полагать, что класс опасности фосфогипса ВМУ определен некорректно (занижен), однако, по какой-то непонятной причине экспертная комиссия уделила явно недостаточно внимания этому вопросу.
Теперь, когда глава Департамента Росприроднадзора по ЦФО Гивриз Санакоев со второй попытки торопится выдать предприятию положительное заключение ГЭЭ, вопрос об обоснованности определения класса опасности отходов производства ВМУ вновь становится принципиальным.
В конце концов, вопрос стоит об уровне опасности отхода, несколько миллионов тонн которого собираются досыпать к тому, что уже отравляет жизнь людям в Воскресенском районе. Не удивительно, что люди хотят точно знать, что им угрожает.
Согласно требованиям, предъявляемым к подобным полигонам, отходы должны покоиться на специальной платформе, фундаменте, не позволяющем токсичным соединениям попадать в грунтовые воды и близлежащие водоемы. Кроме этого, полигон должен быть оборудован дренажной системой для сбора загрязненной воды и насосной станцией для ее транспортировки на дополнительную очистку. Все это имеется и на «Белой горе» (неофициальное название полигона ВМУ) но дренажная канава и насосная станция с отводящим трубопроводом находятся в плачевном состоянии и никому не известно, как они функционируют, и функционируют ли в действительности. Местами дренажная канава, предназначенная для улавливания стоков с полигона, буквально засыпана отходами. Однако Росприроднадзор этого почему-то не замечает.
Более того, оказывается, что сегодня никто, включая Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, не знает проектной «вместимости» полигона, и каким он «должен быть» на самом деле. По информации зампреда комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максима Шингаркина, обязательная документация, утвержденная ранее государственной экологической экспертизой, в строгом соответствии с которой предприятие обязано было вести строительство полигона, каким-то удивительным образом «потерялась» у руководства ОАО «Воскресенские минеральные удобрения», а Департамент Росприроднадзора по ЦФО «почему-то» не предпринимает никаких усилий, чтобы все-таки «найти» эти проектные материалы и сопоставить их сегодняшними параметрами полигона.
Может показаться, что именно вместо этого руководитель Департамента Росприроднадзора по ЦФО так спешит сейчас выдать положительное заключение госэкоэкспертизы на новые проектные материалы по Полигону, чтобы «узаконить» все отступления от действующего проекта, загадочным образом «потерявшегося» у ВМУ.
Противоречивая история взаимодействия Росприроднадзора и нынешних владельцев ВМУ начинается с 2008-го года, когда предприятие, было приобретено компанией «Уралхим».
Начало отношений госоргана и частной компании было далеко не простым: многочисленные проверки, конфликты, в ходе которых сотрудников Росприроднадзора охрана не допускала на территорию комбината и, наконец, суды.
Именно результаты формальных взаимоотношений – судебных тяжб, проверок, ревизий, рейдов – Росприроднадзора с ВМУ заставляют сегодня сомневаться не то в профессиональной компетентности, не то в материальной незаинтересованности подчиненных начальника департамента Росприроднадзора по ЦФО Гивриза Зауровича Санакоева.
Дело в том, что уже который год, в ходе судебных разбирательств между Росприроднадзором и ВМУ, суды неизменно находят какие-то мелкие процессуальные и формальные нарушения, все время почему-то допускаемые подчиненными господина Г.З.Санакоева, на основании которых все иски госоргана к предприятию отклоняются. Складывается картина, что Росприроднадзор почему-то никак не может, не допустив со своей стороны формальных процедурных нарушений, зафиксировать реальные нарушения природоохранного законодательства со стороны ВМУ и привлечь предприятие к ответу. То Росприроднадзор документы неправильно оформит, то неправильно вручит акт о нарушении, то еще что-то, но результат всегда один – в судах неизменно выигрывает юридическая служба ВМУ, а выявленные и существующие на самом деле нарушения ВМУ не устраняются.
История судебных тяжб между Департаментом Росприроднадзора по ЦФО и ВМУ, проходивших, фактически, по одной и той же схеме, достойна отдельного внимания и желающие без труда могут ознакомиться с ней в базе данных Высшего арбитражного суда РФ на сайте www.arbitr.ru.
Для примера приведем одно такое дело, имеющее сегодня принципиальное значение и прекрасно иллюстрирующее, как ВМУ каждый раз удавалось уходить от ответственности в спорах с Росприроднадзором.
Итак, решение Арбитражного суда Московской области, опубликованное 31 мая 2011 года по Делу № А41-4372/11. Среди прочего в рамках этого дела рассматривался вопрос о так называемом «классе опасности» отходов производства ВМУ. На других предприятиях России и бывшего СССР с аналогичными технологиями производства и складирования отходов, фосфогипс неизменно относится к четвертому классу опасности, в то время как на ВМУ он удивительным образом перешел в безобидную пятую категорию.
Это обстоятельство принципиально важно прежде всего потому, что сегодня руководство ВМУ настаивает на продолжении эксплуатации «Белой горы», настаивая на безвредности складируемого фосфогипса и заявляя, что именно суд якобы установил пятый класс опасности для фосфогипса ВМУ.
Кажется, что эксперты Росприроднадзора почему-то удивительно легко принимают на веру подобные заявления, звучащие со стороны ВМУ, при том, что очевидно, что суд самостоятельно НИКАК НЕ МОЖЕТ установить класс опасности, поскольку у судей несколько иная компетенция.
Что ж, обратимся к материалам дела. Читаем.
Стоит пояснить, что «заявителем» в данном деле выступает ВМУ. Каких же «надлежащих доказательстсв» не нашлось у Росприроднадзора?
Исходя из этого суд приходит к следующему выводу:
А затем выносит решение об отмене административного взыскания Росприроднадзора в отношении ВМУ. В переводе с юридического языка эту историю, как и десятки других, вкратце можно изложить так: экспертиза доказала четвертый класс опасности отходов ВМУ, но была проведена «не вовремя», что вынуждает суд по формальным основаниям игнорировать ее результаты. Иными словами, ревизоры Росприроднадзора собственными процессуальными нарушениями дискредитировали собственные исследования и доказательства, что привело к тому, что суд их отклонил, признав ненадлежащими.
Интересно – намеренно или просто из-за дефицита интеллекта сотрудники Росприроднадзора так «ошибаются» всякий раз, когда приближаются к «Белой горе»?
И это при том, что для определения класса опасности фосфогипса были задействованы весьма серьезные ресурсы и уважаемые госорганизации в разных регионах России. Вот, например, список предоставленных Росприроднадзором в суд материалов:
Нужно отметить, что все эти документы, подтверждающие, что во всех других регионах нашей страны для фосфогипса устанавливается четвертый класс опасности, судом также не рассматривались, поскольку подавались они опять-таки с грубыми нарушениями установленных законом процедур… И мы понимаем, что это вовсе не означает, что выводы о четвертом классе опасности фосфогипса, содержащиеся во всех этих письмах, неверны. Просто в рамках данного процесса суд не мог их рассматривать из-за процессуальных нарушений, допущенных Росприроднадзором.
Поэтому и получилось так, что доказательства, представленные Росприроднадзором, суд просто не мог принять и рассматривать в рамках того дела, в связи с допущенными самим же Росприроднадзором нарушениями при сборе этих доказательств! Именно из-за допущенных Росприроднадзором «ляпов», судья не смогла признать доказательства Росприроднадзора НАДЛЕЖАЩИМИ, и поэтому ей вообще пришлось отклонить и не рассматривать доказательства Росприроднадзора.
Так вот, первый вопрос, который, кажется, мог бы быть сейчас задан уважаемым господам из Департамента Росприроднадзора по ЦФО по итогам этого судебного процесса – почему они не стали продолжать начатое, и не извлекли для себя никаких уроков из этой истории? Ведь сейчас получается, что Росприроднадзор с 2011 года и до сих пор «сидит» на многочисленных данных, свидетельствующих о том, что на самом деле класс опасности фосфогипса ОАО «ВМУ» должен быть определен, как четвертый, по аналогии со многими другими предприятиями, вроде бы работающими на таком же, как и ВМУ, оборудовании, перерабатывающими такое же, как и ВМУ, сырье, складирующими этот фосфогипс такими же, как и ВМУ способами – так почему тогда получается, что для всех других предприятий определен четвертый класс опасности фосфогипса, а для «единственного» ВМУ – пятый? Или все-таки у ВМУ какой-то другой, «безвредный» фосфогипс? Почему же Департамент Росприроднадзора по ЦФО оказывается так беспомощен именно перед ВМУ? Что мешало Департаменту Росприроднадзора по ЦФО, сразу получив в 2011 году такой «от ворот поворот» по сугубо формальным основаниям (причем, как мы видим, совершенно заслуженный), - что им мешало назначить еще одну проверку, добросовестно соблюсти все ранее нарушенные самим же Росприроднадзором формальности, на которые указал суд, и, наконец, определиться, какой же все-таки в действительности класс опасности фосфогипса у ВМУ?
Кажется, что применительно к данному конкретному случаю, наблюдаемые до сих пор действия (а точнее, БЕЗдействия) Департамента Росприроднадзора по ЦФО в отношении ВМУ, напоминают, скорее, игру в «поддавки», как это ни печально для граждан, волею судеб проживающих рядом с этим «совершенно безвредным» полигоном, высотой уже под 100 метров и площадью 50 гектаров с романтическим названием «Белая Гора».