225-летие Центрального духовного управления мусульман России как триумф Талгата Таджуддина

Столица Башкортостана 22 октября 2013 года приняла более 500 гостей из разных регионов России и зарубежных стран в этот день. Поводом для такого съезда именитых гостей от главы Российского государства до муфтиев разных стран и регионов стал 225-летний юбилей Центрального духовного управления мусульман России.

Учрежденное в 1788 году императрицей Екатериной II Оренбургское магометанское духовное собрание (Уфа в конце XVIII века входила в состав Оренбургской губернии) стало органом по взаимодействию государства и исламской общины страны. Необходимость в подобной организации, которая могла бы перед правительством представлять интересы мусульман и одновременно проводить государственную линию и политику страны в среду мусульман, стала очевидной с момента ее появления. Многие исследователи отмечают, что восстание под предводительством полевого командира Емельяна Пугачева (1773-1775), в котором приняло участие несознательная часть татарского и башкирского населения, примкнувшее к бунтовщикам в расчете на ослабление дискриминации по религиозному признаку, стало одной из причин нахождения оптимального варианта способа взаимоотношений государства и мусульманского населения. С образованием Оренбургского магометанского духовного собрания ислам был признан терпимой религией в Российской империи. Более того, правительство Екатерины II и последующих императоров стало использовать мусульманский фактор в геополитических интересах России.

Наверное, нет в истории такого больше прецедента, чтобы в христианской державе христианский монарх финансировал исламизацию своих подданных. Речь идет о том, что татарским муллам предписывалось заниматься религиозным просвещением среди казахского кочевого населения, многие из которых были индифферентны к исламу, сохраняли верность язычеству. Необходимость была именно в том, чтобы путем распространения среди них ислама обезопасить границы Российской империи в районе Оренбурга от периодических набегов из казахских степей, способствовать продвижению российского политического присутствия в Центральную Азию посредством татарского купечества и духовенства за счет духовного окормления местного населения вновь присоединяемых территорий.

Несмотря на сложный период советской истории, Центральное духовное управление мусульман (так с 1917 года стало именоваться Оренбургское магометанское духовное собрание) выстояло и доказало себя надежным партнером правительства в деле государственно-конфессиональных отношений. В 1980 году во главе муфтията (тогда оно именовалось ДУМЕС – Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири) становится 32-летний Талгат Таджуддин. 12 октября этого 2013 года ему исполнилось 65 лет. Неудивительно, что на юбилее ЦДУМ звучали также поздравления в адрес самого Верховного муфтия России, который десятью днями ранее справил свой юбилей.

Торжества прошли в несколько этапов. С утра начала работу международная научно-практическая конференция «Ислам и государство в России», заседание которой прошло в здании Курултая (парламента) Республики Башкортостан. Выступавшие на пленарном заседании иностранные участники (генеральный директор Международного центра по изучению исламской истории, искусства и культуры Халит Эрен, министр по делам религий Индонезии Сурьядхарма Али, председатель Фесского научного совета Карауинского университета Марокко Хасан Аззузи, генеральный секретарь Всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов из Ирана аятолла Мухаммад Али Тасхири и др.) подчеркивали огромную роль России и российских мусульман в истории и геополитике исламского мира, добавляя, что немалое значение здесь играет и Центральное духовное управление мусульман России, которое берет на себя важную миссию по налаживанию взаимоотношений на уровне религиозной сферы между мусульманами России и зарубежного мира. При этом в выступлениях иностранных гостей звучала проблема, с которой и они сталкиваются: это появление и практика ваххабизма. Докладчики из России, более лучше знающие новейшую историю ЦДУМ, выделяли именно тот аспект, что сразу после распада СССР, когда в страну прибыли первые эмиссары зарубежных «благотворительных» фондов, Талгат Таджуддин осознал цели и планы этих меценатов и стал одним из первых говорить о том, что традиционный ислам и та версия ислама, что приносится из-за рубежа, не одно и тоже. Кстати, впервые этот термин «традиционный ислам» в 1992 году употребил именно Верховный муфтий России.

Наиболее запоминающимся на конференции было выступление митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана. Его звонкий голос и, как всегда, яркая речь взбодрила всех находившихся в зале. Выступавший до него ректор Башкирского академии государственной службы и управления Сергей Лаврентьев в своем докладе «Межконфессиональные отношения в партийном дискурсе современной России» принялся рассуждать о том, что религия приходит в политику, а это, по его мнению, угрожает светскому государству. Не забыл ректор негативно помянуть между делом и введение «Основ православной культуры» в школах. Владыка обрушился на него с критикой и стал защищать не только церковь, но и исламскую умму. «К большому сожалению, понятие светскости чаще всего трактуется неправильно: обычно подразумевают, что светское государство означает атеистическое. Эта путаница в понятиях опасна и противоречит Конституции, следует от неё уходить», - высказал свою точку зрению архипастырь Южного Урала. Митрополит Феофан затронул и преподавание основ традиционных религиозных культур в средних школах. «Очень важно, чтобы дети с юных лет знакомились с религиозной культурой и историей: это формирует правильное отношение и к своей, и к чужим религиям, способствует консолидации и взаимоуважению. Опыт свидетельствует: после введения нового предмета ни одного случая конфликтов между школьниками, принадлежащими к разным религиям, не было. Наоборот, климат в коллективе становится более чистым и нравственным», - резюмировал священнослужитель. По окончанию выступления иерарха Русской Православной церкви мусульманское духовенство долго и громко аплодировало ему в знак согласия и солидарности со словами.

77 докладов, заявленных в секциях, в том числе и научных сотрудников Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раиса СулеймановаВаххабизм в российских тюрьмах: распространение и последствия») и Василия ИвановаРаспространение радикальных течений ислама в среде русского населения Поволжья и его последствия»), были опубликованы в большом сборнике материалов конференции. Сам высокий уровень, география и содержание докладов говорят о том, что организаторы сумели собрать ведущих исламоведов России на одном мероприятии.

После обеда участники конференции и гости торжеств отправились на встречу с Президентом России Владимиром Путиным. Встреча проходила в Башкирском академическом государственном театре драмы имени Мажита Гафури. В этот день в Уфе проходило заседание Совета по межнациональным отношениям при Президенте России с участием самого главы государства, на которой состоялась традиционная встреча Владимира Путина с главами ведущих мусульманских организаций России. Интрига, которая обсуждалась активно в кулуарах всех торжественных мероприятий в этот день, заключалось в том, что месяцем ранее председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявил, что не будет участвовать в торжествах по случаю 225-летия ЦДУМ. Поводом для такого заявления Гайнутдина стало то, что Таджуддин выступил вместе с другими мусульманскими религиозными деятелями и исламоведами с обращением к государственным правоохранительным органам о необходимости установить специальный список канонической мусульманской литературы, которая не может быть признана экстремистской и запрещена в России. Тем самым московский самопровозглашенный шейх солидаризировался с рядом радикалов, которые стали обвинять Таджуддина в низкопоклонничестве перед государством, против которого они борются. Правда, осталось не ясным, приглашали ли Гайнутдина вообще на торжества в Уфу, но, видимо, тот, чтобы остаться в выигрышном положении и чтобы оставить за собой, так сказать, первое слово, сам объявил, что бойкотирует юбилей старейшей мусульманской организации страны. Впрочем, тот, кто внимательно наблюдает ситуацию в мусульманской среде России, мог сравнить, как проходят, например, съезды ЦДУМ и Совета муфтиев России. У последнего мероприятия выглядят так: в зале какой-нибудь московской гостиницы сидит человек 50-70 участников, со стороны государственный органов хорошо, если придет чиновник, отвечающий по своей должности за взаимодействие с религиозными организациями, пара дипломатов и все. Мероприятие может при этом громко именоваться типа «всероссийский съезд мусульман», но какой представительский его уровень и какой его результат? Здесь необходимо подчеркнуть, что Совет муфтиев России – это всего 14% всех мусульманских приходов страны, занимая при этом четвертое место по численности, да и создана она была как раскольническая структура, отколовшаяся от ЦДУМ, Равиль Гайнутдин – ученик Талгата Таджуддина, а к тем, кто предает своих учителей, окружающие всегда будут относиться как к предателям. Поэтому заявление какого-нибудь московского шейха о том, что он не приедет, потому что он такой гордый, больше свидетельство банальной зависти и призвано продемонстрировать хорошую мину при плохой игре, но при этом хочется спросить: сударь, а Вас вообще кто-то туда приглашал?

Тем более, что ни на одно мероприятие ни одной мусульманской организации за всю историю нашей страны не приходил поздравить сам глава Российского государства. Это было в первый раз в жизни, и это было именно на юбилей ЦДУМ, а не какого-нибудь другого муфтията. Нетрудно догадаться, что это всеми воспринимается как свидетельство признания и самого ЦДУМ, и его председателя Талгата Таджуддина, ведь во главе этой мусульманской организации было много лидеров, но только Таджуддина глава страны удостоил своим визитом.

Равиль Гайнутдин все-таки приехал в Уфу (еще бы он не приехал, если там будет сам Президент России), был на встрече российских муфтиев с Владимиром Путиным, однако когда все оттуда отправились в Башкирский театр, где и проходили юбилейные торжества, ожидали гости, Гайнутдина никто не видел в зале. Наблюдатели заметили, что глава Совета муфтиев России зашел в театр, зарегистрировался, получил бейджик, но в зал так и не вошел, в спешном порядке покинув мероприятие. Над этим потом долго смеялись в кулуарах участники праздника.

Свое выступление Президент России Владимир Путин начал с минуты молчания в память о погибших в результате теракта в Волгограде 21 октября 2013 года, устроенного ваххабитами.

В своей речи глава страны напомнил исторические факты: «В тяжёлые годы Великой Отечественной войны здесь, в Уфе, на съезде мусульманского духовенства муфтий Габдурахман Расулев говорил о святом долге защищать свою Родину. Он сказал: «Ибо мусульмане хорошо помнят слова Пророка: “Любовь к Родине – это часть твоей веры”». И мусульмане были верны и этим священным заповедям, и своей любви к родному Отечеству. С первых дней войны они были в рядах защитников нашей общей Родины, нашей земли – начиная с Брестской крепости, вместе с народами других национальностей прошли военными дорогами до самого Берлина».

Поздравляя мусульман России с 225-летием ЦДУМ, Владимир Путин подчеркнул, что своим указом о создании Оренбургского магометанского духовного собрания российская императрица Екатерина II признала ислам одной из традиционных религий государства: «Россия, – отметил Президент, – показала тогда всему миру, показала Европе пример веротерпимости и мудрости. Это решение было продиктовано всей нашей национальной историей, которая никогда не знала религиозных войн и конфликтов. Это было продиктовано нашим опытом строительства многонационального и многоконфессионального государства как уникальной цивилизации, соединяющей Восток и Запад, Азию и Европу. Общими усилиями людей разных национальностей созидалось огромное великое государство, и при этом каждый народ, каждый этнос сохранил свою самобытность».

После выступления главы государства продолжилось торжественное собрание, где звучали выступления муфтиев из разных стран и регионов России (особенно запомнилось выступление муфтия Сирии Ахмада Бадруддина Хассуна, на себе испытавшего все беды ваххабизации своей общины: его родного сына убили ваххабиты, а когда он заявил публично, что он прощает их, они ответили ему в своем видео-обращении, что им не нужны его прощения, им нужна его смерть), высокопоставленные государственные и общественные деятели. Завершились торжества уже довольно поздно вечером великолепным концертом башкирской, татарской и русской национальной музыки.

Подводя итог мероприятию, можно сказать, что в постсоветский период нашей истории Российское государство, похоже, после определенного этапа нахождения в роли стороннего наблюдателя процессов, происходящих в мусульманском сообществе страны, решило, наконец, определиться, что необходимо поддерживать тех, кто всегда был на стороне Отечества, не изменял ему, не пытался заручиться зарубежной помощью будь то от Саудовской Аравии или США, жалуясь в посольстве последних в Москве об ограничении свободы вероисповедания в России. Нет ни одного такого христианского государства в мире, где бы за 20 лет численность мечетей увеличилась бы в 70 раз (в 1991 году было 120 действующих мечетей в РСФСР, сегодня в Российской Федерации их насчитывается более 7 тысяч). И уж тем более, что мы не найдем ни одного мусульманского государства, где бы численность церквей увеличилась бы хотя бы в десятую часть того числа мечетей, что имеются в России. Львиная доля строительства такого числа мечетей в России приходится именно на период правления Владимира Путина. В этой связи какие-то обвинения в адрес нашего государства со стороны фундаменталистов и сочувствующих им религиозных деятелей и грантососов из числа правозащитников, использующих при этом либерально-популистскую демагогию, в ущемлении свободы вероисповедания, ограничения в правах по религиозному признаку совершенно не обоснованы и не справедливы. 225-летие Центрального духовного управления мусульман, отмечаемое на высоком правительственном уровне, является признанием заслуг российских мусульман в деле укрепления и созидания своего Отечества – России.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram