«Да непонятно нам, Александр Георгиевич, аппарат не сработал с прокурором. Мы понимаем, конечно, юридическую составляющую, но кого поддерживать? Закон, который представляет прокурор, или аппарат?» Эти слова депутата Александра Дудинова, произнесенные на внеочередной сессии Совета депутатов Одинцовского района в пятницу, 13 сентября, как нельзя более точно характеризуют двусмысленную ситуацию, в которой оказались как сами народные избранники, так и их электорат. Адресована эта фраза главе района Александру Гладышеву. А поводом для растерянности стало выступление прокурора Олега Радченко, присутствовавшего на заседании. В течении года городская прокуратура Одинцово неоднократно обращалась к руководству района и персонально в адрес главы с требованием исправить серьезные нарушения федерального законодательства и норм действующего Устава Одинцовского района. В частности, речь идет о том, что Александр Гладышев занимает пост президента Одинцовского гуманитарного института (ОГИ), что противоречит нормам антикоррупционного законодательства и законам о статусе муниципального служащего. Тем более, что помимо самого Гладышева, ключевые посты в вузе занимают его ближайшие родственники: жена, сын, дочь и зять. При этом только по итогам прошлого года вуз стал победителем в 22% конкурсов, объявленных администрацией района, что принесло в его бюджет около 230 млн. руб.
Еще одно серьезное нарушение прокуратура усматривает в назначении на пост и.о. вице-главы района Марины Шибановой. Дело в том, что согласно требованиям действующего устава района эта должность является выборной. Однако г-жа Шибанова была назначена на нее решением Александра Гладышева, в обход законной процедуры.
Очевидность этих нарушений отчетливо видна невооруженным взглядом. В свете этого недоумение и растерянность депутата Дудинова, как нельзя более точно сформулировавшего суть противостояния формулой «аппарат или закон?», понятны любому человеку, хотя бы поверхностно знакомому с российскими реалиями. Депутаты, в большинстве своем предприниматели и владельцы дорогостоящей собственности, у главы района традиционно «на коротком поводке». Об этом красноречиво говорит видеозапись заседания 13 сентября, когда всего за час, народные избранники выслушали и одобрили 23 решения, предложенные главой района. Еще минут 15 было потрачено на дискуссию главы с прокурором, с которым, как прекрасно понимают депутаты, тоже шутки плохи. Впрочем, Гладышев, начисто отметая все обвинения Олега Радченко в свой адрес, посоветовал прокурору обратиться в суд.
Уверенность Гладышева в своей неуязвимости, а также неприкрытый авторитаризм в отношении депутатов, имеют под собой вполне конкретную материальную основу. Царские замашки появились не на пустом месте. Район фактически является продолжением легендарной «Рублевки», его земли – предел мечтаний для сотен и тысяч сильных мира сего. Земельные участки, расположенные в уникальных природоохранных зонах, стали для руководства района едва ли не основной статьей дохода и мощным рычагом влияния в верхних эшелонах столичной и даже федеральной власти.
Неудивительно, что рядовые жители района годами и даже десятилетиями ждут обещанного, как доведенные до отчаяния ветераны Великой Отечественной из села Михайловского, которые в 2010 г. трижды объявляли голодовку из-за бездействия руководства района. На этом фоне особо впечатляет размах, с которым действовал Александр Гладышев в интересах тех, кто готов был платить миллионы долларов за лакомые участки на территории района. В прошлом году бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь рассказал о противозаконной вырубке в районе 1,5 тыс. га подмосковного леса под строительство коттеджей. По этому поводу Гладышева даже вызывали на допрос в Следственный комитет России, но дело так и не получило продолжения. Как, впрочем, и другое уголовное дело, возбужденное в отношении Гладышева в 2004 г. по факту незаконной продажи земель санатория «Сосны». Не возымело действия и обращение к Рашиду Нургалиеву депутата госдумы от «Справедливой России» Антона Белякова, обращавшего внимание на то, что состояние зятя Александра Гладышева составляет $9 млрд. (по состоянию на 2009 г.).
На фоне многочисленных скандалов разговоры о возможной скорой отставке Гладышева возникают с завидной регулярностью. И с такой же регулярностью остаются просто разговорами. Ранее считалось, что Гладышеву покровительствует губернатор Громов. Однако пришедший ему на смену Сергей Шойгу также никак не повлиял на ситуацию в районной администрации. С приходом на пост губернатора области Андрея Воробьева в Одинцовском районе также пока ничего не изменилось. Если не считать курьезной истории с жилым одинцовским микрорайоном «Новая Трехгорка». Люди, имевшие несчастье приобрести квартиры в микрорайоне, оказались заложниками недобросовестности застройщика, «СУ-155», и районных властей. Заплатив за жилье, они не получили дорог, коммуникаций, необходимой для нормальной жизни инфраструктуры. Отчаявшись искать справедливости в Одинцово, они обратились с письмом к новоиспеченному гражданину России Жерару Депардье. В ответ, в апреле 2013 г. микрорайон посетил Андрей Воробьев. На тот момент еще «и.о.». И снял с должности одного из сотрудников районной администрации. Как выяснилось, «не того». В следующем своем коллективном обращении жители микрорайона просили исправить ошибку и снять с занимаемой должности главу района Гладышева. Однако новая областная власть пока их не услышала.
Надо полагать, что «терпимость» подмосковных губернаторов объясняется вовсе не близостью к ним главы Одинцовског района, а скорее умением Гладышева эффективно пользоваться преимуществами, которые дает контроль над столь желанными для многих земельными участками. Настолько эффективно, что район фактически превратился в личную вотчину Гладышева, где федеральный закон с каждым днем все более явно отступает на второй план в сравнении с нуждами независящего от него «аппарата». Тщетные усилия прокурора Радченко, протест которого был отклонен 13 сентября, яркое тому подтверждение. Кстати, в адрес главы района одинцовской городской прокуратурой направлено повторное представление с требованием исправить допущенные нарушения законодательства. Ответ на него должен быть дан не позднее 18 октября.