Елена Галкина, историк, публицист:
Весь личный состав московской полиции был поднят по тревоге – уже этот факт свидетельствует, насколько серьёзно власти восприняли волнения в Бирюлёве. Народный сход с требованиями найти убийцу Егора Щербакова и выселить нелегальных мигрантов в течение часа перерос в настоящий погром с перевёрнутыми машинами и подожжёнными магазинами. Это первое событие такого рода в Москве за новейшую российскую историю. Событие ожидаемое – раздражение жителей рабочих окраин наглым беззаконием непрошеных гостей с юга, покрываемым коррумпированной номенклатурой, копилось годами. И погром – единственное, во что оно могло вылиться при систематическом бездействии властей.
Состав погромщиков кардинально отличается от интеллигентных «болотных» митингов: эти люди готовы не только поджигать палатки, но и вступить в схватку с ОМОНом, и строить баррикады. Если в России и произойдёт революция, то осуществится она силами именно этих людей, а не «белых лент». Поэтому неудивительно, как быстро отреагировала власть, бросив на борьбу с низовым протестом не только всю московскую полицию, но и отряды телевизионных пропагандистов, главная задача которых – канализировать гнев граждан в ксенофобское русло, отвлекая таким образом внимание от истинной причины сложившейся ситуации, а именно господства тотально коррумпированной авторитарной «вертикали» с ручным управлением.
Авраам Шмулевич:
Корень национальных проблем РФ в том, что формально страна является федерацией. Реально же это унитарное жёстко (и дурно) управляемое из единого центра государство. Ситуация вызывает постоянное напряжение. «Нацмены» винят Москву и русских вообще в том, что управление плохое, русские винят нацменов. Но главный корень проблем – в излишней централизации в полной неспособности вертикали власти учитывать чьи-то интересу, кроме интереса своего кармана.
Ситуацию можно исправить запросто – ввести реальное местное самоуправление и настоящее федеративное устройство.
Но Кремль не может пойти на это в принципе – ведь тогда придется дать федеративное государственное устройство и самоуправление и русским. По сути, существование русского народа, как народа, имеющего свои национальные интересы – в РФ не признано на официальном уровне.
Поскольку национальная элита по определению должна хоть в небольшой степени учитывать интересы представляемого ею народа. Когда такое безобразие происходит у чеченцев или татар – это не столь страшно. Более того, можно использовать национальных меньшинства даже для укрепления «вертикали власти», покупая их лояльность путем дозированных подачек их элитам.
Но чеченцев, все же, мало – всего миллион. И всех вместе «нацменов» в России - менее 20%.
А если дать реальное самоуправление русским – то тогда власти придется учитывать интересы аж 80% населения – и тогда это будет уже совершенно другая власть. Кремль справедливо опасается, что если дать русским демократию и самоуправление – они просто вынесут из Кремля сидящую там клику.
Но национальные претворения только нарастают. Массовые волнения тоже грозят устойчивости кремлевского режима.
Поэтому Кремль будет стараться «сбросить лишний груз». То есть, начнет перехватывать лозунги у русских националистов. Попытается ограничить завоз гастарбайтеров – безуспешно, впрочем. Экономика РФ носит паразитический характер и платить реальную достойную зарплату бошльшму количеству работников она не в состоянии.
Наконец. Попытается избавиться от главного раздражителя – Северного Кавказа.
Я не думаю, что Москва уйдёт под влиянием военной силы. Вооруженным путем их нет никакого шанса выгнать. Да и нет силы, которая бы этого добивалась, кроме Имарата, а он слаб.
Но почти все колонии распадались под действием внутреннего кризиса. Именно это и может произойти с Северным Кавказом.
Несколько бунтов типа сегодняшнего в Бирюлёво или пугачевского (что произошло в гор. Пугачеве), одновременно в нескольких точках страны. Теракт типа Норд-Оста, внешний кризис и резкое падение цен на нефть или экономический кризис, одновременно волнения в Москве типа Болотной или Манежки (либеральный средний класс или националисты выводят на улицы несколько десятков тысяч) - и Кремль просто сбежит с Кавказа.
Правда. Поможет это ему не надолго.
Рано или поздно теперешние кремлевские владыки уйдут. Вопрос лишь в том. уйдут ли они сами, или их вынесут из Кремля вперед ногами разъяренные русские толпы.