Степашин уходит в небо?

Отставка главы Счетной палаты совпала с законопроектом о выявлении реальных собственников объектов транспортной инфраструктуры. Похоже, что размер имеющихся у чиновника активов стоит расставания с госслужбой.

Неоднократно анонсированная ранее отставка главы счетной палаты Сергея Степашина все-таки состоялась. При этом совпала она с очередной законодательной инициативой, рожденной в недрах Министерства экономического развития России, касающейся раскрытия информации по бенефициарным владельцам объектов транспортной инфраструктуры. Для этого авторы законопроекта предлагают наделить особыми полномочиями Федеральную службу безопасности (ФСБ) России. Предполагается, что сотрудники ФСБ смогут получать информацию как на текущей основе, так и по отдельным запросам. Полученные сведения в дальнейшем могут быть использованы в суде. Отказ от предоставления информации предусматривает ограничение права голоса для скрытого акционера на общем собрании акционеров. Ряд объектов, таких как аэропорты, работающие с международными рейсами, морские и речные порты, а также железнодорожные вокзалы, предлагается выделить в особую категорию и присвоить им статус «особо значимых».

Нет оснований сомневаться в том, что предложенный законопроект будет принят в том или ином виде. Точкой отсчета стал теракт в «Домодедово», осуществленный экстремистами в январе 2011 г. Тогда президент России Медведев подверг резкой критике систему безопасности аэропорта и потребовал привлечь к ответственности его владельцев, менеджмент, всех, «кто принимает там решения». Но в ходе расследования силовики неожиданно столкнулись с тем, что не могут установить личности подлинных владельцев крупнейшего аэропорта России. И это несмотря на то, что на расследование были брошены весьма серьезные силы и ресурсы. Владельцев «Домодедово» не смогли установить ни сотрудники Генеральной прокуратуры, ни подчиненные Сергея Степашина. Единственное, что удалось выяснить тогда Счетной палате: владельцем «Домодедово» является кипрский офшор Hacienda Investments Limited. Но никакой практической ценности эта информация не представляет. А наведение порядка в транспортной сфере исключительно важно для страны, готовящейся к проведению зимней Олимпиады уже в следующем году. И значит, что на этот раз государство не намерено церемониться, играя по правилам теневых владельцев стратегических объектов.

О серьезности намерений российского правительства косвенно говорит и тот факт, что буквально на следующий день после того, как Минэкономразвития выступило со своим предложением, а именно 12 сентября, компания «Домодедово» выступила с официальным заявлением, раскрывающем имя собственника. «Предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в "Домодедово" в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин РФ Дмитрий Каменщик», - говорится в этом документе. Стоит отметить, что до этого момента «Домодедово» совсем не спешило с раскрытием подобной информации. И это при том, что еще 3 июля 2013 г. Президент России Владимир Путин на совещании по развитию столичного авиационного узла, заявил, что все участники проектов должны находиться в российской юрисдикции. «Необходимо, чтобы все участники проекта находились в российской юрисдикции, с известными бенефициарами, - заявил, в частности, глава государства. - Это важно для того, чтобы четко понимать, кто, за чей счет и в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры, и за что отвечать в конечном итоге». Но даже после столь недвусмысленного сигнала, владельцы «Домодедово» не спешили выйти из тени. Такое упорство закономерно наводит на вопрос: а стоит ли верить теперешним заявлениям «Домодедово»?

Дело в том, что эксперты, хорошо знакомые с проблемой, неоднократно высказывали предположение о том, что Дмитрий Каменщик – лицо подставное. Еще одним владельцем компании назывался также Валерий Коган, но и его кандидатура вызывала обоснованные сомнения. Третьим, и главным, предполагаемым бенефициаром «Домодедово» называлась в прессе также семья главы Счетной палаты Сергея Степашина. Подчиненные которого, напомним, проявили поразительную беспомощность при выявлении истинных владельцев компании «Домодедово». Если он действительно является основным владельцем акций «Домодедово», то это объясняет и его, наконец-то состоявшуюся, отставку. Государство настроено более чем серьезно и законопроект, предложенный минэкономразвития должен быть окончательно рассмотрен до 26 сентября. В этих условиях Степашин серьезно рисковал совершенно ненужной ему оглаской с риском понести серьезные репутационные потери, вплоть до участия в уголовном деле в роли подозреваемого. Сейчас же он получил возможность расстаться с госслужбой, как говорится, «сохраняя лицо». Что касается заявления «Домодедово» относительно Дмитрия Каменщика, то оно выглядит в свете изложенной выше версии как типичный прикрывающий Степашина маневр.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram