Малый бизнес из уст НДП

Когда меня, как предпринимателя, соратники по партии попросили высказать свои соображения по малому бизнесу, я понял, что одним перечислением пунктов будущей программы не обойтись. Поэтому я постараюсь раскрыть свой взгляд в цикле статей, посвященных развитию и поддержке предпринимательства.

Начну, пожалуй, с принципов, которыми следует руководствоваться в дальнейшем. Дело в том, что сама программа может видоизменяться в зависимости от времени и актуальности тех или иных вопросов. А вот принципы, согласно которым мы будем выстраивать свои позиции, очень важны. Это своеобразный фундамент, система координат.

Итак, первый принцип, который я хотел бы заложить в основу будущей программы – это непосредственно подход к малому бизнесу, собственно, ответ на вопрос: «Что такое бизнес?». И здесь, как ни странно, кроется множество подводных камней. Спросите любого, и вам ответят, что бизнес – это деятельность, направленная на зарабатывание денег. Верно? А вот и нет. В этом ключевое заблуждение, которое во многом приводит в тупик. Бизнес – это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей общества (в товарах и услугах). Чувствуете разницу в подходах? Многие сразу возразят – а как же прибыль, а как же заработок и т.д.? Дело в том, что прибыль предпринимателя – это оплата его труда, это оценка его эффективности в реализации потребностей общества. Если он производит востребованные, важные, качественные товары и услуги, то общество его вознаградит в форме доходов. Если нет, то он остается ни с чем. Вы скажете, что с таким подходом невозможно строить процветающий бизнес? Безусловно, возможно, я лично – не пример, у меня пока не крупный, но более или менее успешный бизнес. Но эта идея родилась не сегодня. Самый успешный пример – автомобильная империя Генри Форда. Именно он сумел реализовать такой подход не только на своих заводах, но смог доказать всем, что это реализуемо совершенно в любой отрасли хозяйства (от железных дорог до образования и здравоохранения).

Но вернемся к программе. Чем этот принцип нам может быть полезен? Дело в том, что пока власть будет рассматривать бизнес сугубо как дойную корову для постоянно растущих социальных обязательств, ни о каком развитии общего благосостояния речь идти не может. Задача государства – помогать и содействовать бизнесу, производящему качественные, доступные товары и услуги, а не вечно сосать налоги. Сегодня же бизнес видится сугубо как налогооблагаемая база, и все программы по его развитию направлены на то, чтобы как можно быстрее и больше взять с него денег. Мол, сегодня мы им поможем, дабы завтра они смогли нам отдать больше налогов. Благосостояние нации – это не размер бюджета государства, это прежде всего уровень удовлетворения потребностей общества. А именно к этому и призван бизнес.

Здесь следует перейти к следующему принципу, раскрывающему природу предпринимательства. Мы исходим из того, что рынок является естественной, первородной составляющей человеческого общества. Если вы нескольких человек поселите на необитаемом острове, то там очень быстро появятся рыночные отношения в виде натурального обмена. Таким образом бизнес как система удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах является важнейшей и необходимой составляющей жизни нации, а рынок – природные условия для его существования. Как любое естественное и натуральное явление, бизнес руководствуется законами, которые неподвластны человеку. Он может их изучить и учитывать в своей деятельности, следовать им, но изменение или создание альтернативных законов и правил приведут лишь к нестабильности системы в целом. Человек в состоянии изучить, даже предсказать погоду, но не в состоянии изменить ее так, чтобы это обошлось без печальных последствий.

Дабы этот подход был более наглядным, приведу такой пример. Представьте аквариум – миниатюрную копию природной биосистемы. Является ли она самодостаточной? Конечно, нет. Будь вы супер-профессионал и будь у вас самое современное оборудование, стоит, скажем, вам уехать в отпуск или просто выключат в доме электричество, как сбой во всей выстроенной вами системе гарантирован. А вот в естественных условиях пруда такое практически невозможно, опять же, за исключением техногенных катастроф, когда человек пытается вмешаться извне в эту систему и подчинить ее себе.

Что этот принцип нам дает в дальнейшем? Здесь мы должны понять роль и уровень вмешательства государства в самодостаточную экономическую систему. Если вернуться к нашей аналогии, то задача государства – не создавать искусственные условия аквариума через нормы и законы, а быть своеобразным экологом, следящим за невмешательством извне и защищающим интересы системы в целом.

Коли мы с вами обсудили природную основу бизнеса, следует также обозначить, что любое дело также следует общим законам природы, в частности, закону цикличности. Как и растение, животное или человек, бизнес имеет свои стадии зарождения, взросления и зрелости. Есть отличная поговорка по этому поводу: «Первый год ты кормишь бизнес, второй год бизнес кормит сам себя, третий год – бизнес кормит тебя». Этот цикл ничем не отличается от цикла, скажем, жизни человека. Когда ребенок рождается, то родители вкладывают в него все время и средства. Когда он взрослеет и становится самостоятельным, он начинает сам себя обеспечивать. Когда же становится зрелым, а родители пожилыми – он обеспечивает их и заботится о них. Если же, по «первому принципу», родители будут рассматривать ребенка изначально только как источник денег, рабочей силы, если его, как только он начал ходить, заставят работать и приносить прибыль – то не факт, что ребенок вообще вырастет здоровым и полноценным, если вообще выживет. Его также могут убить, если кто-то вмешается извне, о чем мы говорили во «втором принципе». Именно поэтому задача государства – соблюдать условия, при которых ребенок-бизнес смог бы родиться, достойно воспитаться и стать полноценным «гражданином», заботящимся о благе нации и выполняющим свое главное предназначение – удовлетворять потребности общества.

И последний принцип – предпринимательство как предназначение. Исторически во многих культурах и традициях предприниматель, хозяин – это отдельное сословие, даже каста. Предпринимательство – это такой же талант, предрасположенность к которому дается при рождении и развивается по жизни. Раньше таких людей мы называли «крепкими хозяйственниками». Сегодня этот пласт общества практически утерян. Многие из таких людей занимаются далеко не тем, чем должны, а бизнесом занимаются те, кто должен выполнять иные функции. Кстати, есть теория, что высокий уровень коррупции существует потому, что места чиновников занимают прирожденные предприниматели, и они рассматривают казенные возможности лишь как средство производства. Ну да Бог с ней, с теорией.

Сегодня основной задачей национал-демократов является возрождение класса крепких хозяйственников, занимающихся тем, для чего они предназначены изначально – удовлетворением потребностей общества в товарах и услугах. Именно исходя из этой задачи мы и будем строить свою программу по развитию малого бизнеса в России.

Напоследок хотелось бы с вами обсудить вопрос: «Бизнес по-русски» – как это?» Существует книга «Бизнес-по еврейски», мой знакомый армянин хотел написать в ответ книгу «Бизнес по-армянски». И я задался вопросом, существует ли бизнес по-русски. Конечно, в этом контексте можно встретить множество негативных комментариев и примеров. Но является ли все это действительно бизнесом, в котором присутствует русский дух? Все то негативное, что связано с этим словосочетанием – это временные следствия перехода одного типа экономики в другой и становления рыночных отношений. И это далеко не русская особенность. Но что же тогда на самом деле бизнес по-русски? Я для себя окончательно такой ответ не получил и призываю всех вас, читателей, присоединиться к обсуждению этого вопроса. После долгих расспросов коллег и анализа их деятельности я могу лишь предположить одно, что явно характеризует бизнес именно с русской спецификой. Русский поход к бизнесу изначально иррационален, субъективен и интуитивен. Многие решения русские предприниматели принимают, руководствуясь внутренним голосом, а не многочисленными расчетами и суровым прагматизмом. Русскому предпринимателю тяжело следовать формулярам, рамкам и нормам. Он постоянно ищет пути выхода за их пределы, и именно там чаще всего встречает успех. Конечно, в этом есть свои плюсы и минусы. В частности, с одной стороны – огромный риск, просчеты, с другой стороны – оригинальные решения и возможность найти выход практически из любой, даже самой сложной ситуации, превращая ее в конкурентное преимущество. Если это действительно так, то задача государства – помогать избегать негативных последствий и содействовать развитию положительных сторон такого бизнеса по-русски.

Итак, мы рассмотрели основные (но не единственные) принципы, руководствуясь которыми мы и будем в дальнейшем говорить о малом бизнесе, предлагать свои решения проблем развития предпринимательства.

В следующей статье я постараюсь перейти от теории и общего к практике и частному. Мы рассмотрим непосредственно важные шаги, которые уже сегодня можно и нужно предпринять нам и властям для развития национального бизнеса в России.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram