Выборы в России прошли, а осадок, как говорится, остался. После Единого дня голосования некоторые регионы подводят печальные итоги: защищать интересы жителей по результатам голосования за партсписки в отдельных случаях будут весьма сомнительные личности. В этом плане не повезло Волгограду – в городскую думу города-героя сумел провести своего 22-летнего сына, лишенный неприкосновенности депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Михеев. Так что, учитывая предпринимательский интерес этого политика в волгоградском регионе, есть смысл понаблюдать, чем займется на государственной службе его наследник.
Заинтересованность эсера Михеева в местах гордумы Волгограда можно увидеть, лишь взглянув на перечень родственников, коллег и друзей, которых он выставил в списках «Справедливой России» на выборах. Пожалуй, добавь туда еще пару его знакомых – и численность регионального отделения справороссов оказалась бы исчерпанной. Но обошлись лишь, как принято говорить в определенных кругах, «близкими».
Итак, первую строчку списка занял сам Олег Михеев. Стал, так сказать, «паровозом». Этим он продемонстрировал свою приверженность к старым традициям, которые в современной политике уже отходят в Лету. Согласно этой традиции, якобы самые популярные лица партии, совсем не намеревающиеся возвращаться работать в регион, так сказать, «ведут» за собой остальных списочников на выборах. Михеев повел родню. Данные о ней были опубликованы на сайте местного избиркома.
Родственников у депутата Госдумы немало, в итоге представленными в списке эсеров оказались представители всех ветвей рода. После отца Михеева, естественно, пошел Михеев-сын. Алексей Леонидович, помощник на постоянной основе папы в Государственной думе и формальный лидер волгоградских молодых эсеров был заявлен по территориальной группе №1. Согласно данным протокола избиркома, он получил 13,05% голосов. То есть в гордуму прошел.
Далее шла сестра депутата. Попова Лидия Леонидовна включена в выборный список по территориальной группе №22. На сайте избирательной комиссии она была указана как общественница и исполнительный директор городской организации инвалидов «Благовест». Однако ее биография была бы не полной без строчки об участии в коммерческой деятельности – она официальный учредитель 17-ти «михеевских» фирм. Избиратели общественную деятельность сестры Олега Михеева оценили в буквальном смысле слова на троечку – по результатам голосования она набрала всего 3,44% голосов.
Ее дочь, племянница депутата Михеева Катасонова (Попова) Светлана Александровна, баллотировавшаяся по территориальной группе №6, не набрала ничего. В семействе выдвинулся – правда, не настолько, чтобы пройти в парламент, сын сестры, племянник Михеева Попов Виталий Александрович. По списку территориальной группе №2 он получил на десятую больше голосов, чем мама – 3,5%.
Помимо родни, в предвыборном списке «Справедливой России» были заявлены многочисленные бизнес-партнеры, друзья и начальство родни. К примеру, директор организации, где работает племянница, соратники депутата-бизнесмена по группе компаний «Диамант», другие бизнес-партнеры. За бортом осталась только мама Олега Михеева, которой сын-«банкрот» «задолжал» солидную сумму денег. Учитывая, что никто из них не набрал больше 3,5%, судя по всему, они сами за себя и голосовали.
В итоге никто, кроме сына, на которого были пущены основные ресурсы, пройти в городской парламент не смог. Большой вопрос, прошел ли бы сын без пущенных на него ресурсов. Судя по всему, этот вопрос задавал себе и Михеев-старший, так как помимо законной агитации за список эсеров агитировали и весьма сомнительными методами.
К примеру, аккурат в день голосования на территории участка, где баллотировался отпрыск депутата, была поймана группа молодежи, щедро одаривавшая избирателей некими «подарочными сертификатами». И хотя название партии на сертификатах не было указано, глаз наблюдателя без труда ассоциировал их со стилистикой «Справедливой России». Да и «агитаторы» были одеты в желтое – цвета эсеров.
«Подарочные сертификаты» отдавались только тем, кто шел на участки, а также в руки пожилым людям и пенсионерам при поквартирном обходе. Листок желто-оранжевого цвета, как объясняли дарители, можно обменять на 500 рублей. В итоге оппоненты эсеров на прошедшей кампании подали жалобу на подкуп избирателей в полицию.
К слову, подобные методы для сторонников Олега Михеева, как, впрочем, и для него самого, не в диковинку. Его политическая карьера изобилует сложными финансовыми отношениями с избирателями, да и с коллегами по партии. Например, в 2007 году его сняли с выборов за подкуп избирателей. Факт подкупа подтвердил суд. В том же 2007 году он неоднократно дискредитировал «Справедливую Россию» на выборах в Государственную думу. Лидер партии Сергей Миронов даже принял решение исключить столь неблагонадежного человека из числа справороссов, но изгнание длилось недолго и, спустя месяц, фамилия Михеева вернулась в партийные списки. Как считают, тогда Михеева спасли лишь деньги. Спасают они его, возможно, и сейчас – Олег Михеев до сих пор негласно считается «кошельком» «Справедливой России». Впрочем, за последнее время эта партия сумела провести в Госдуму еще несколько достаточно состоятельных людей, поэтому, может быть, руководство эсеров уже не так заинтересовано в нем.
Но все же 500 рублей – не великая плата за голос избирателя, коли «сын должен сидеть в гордуме», если сравнить, к примеру, без всяких аналогий, а исключительно ради факта сравнения, с состоянием депутата Михеева и суммой претензии к нему кредиторов – 2,5 млрд рублей.
Кредиты, а точнее, кредитные претензии, кстати, стали основанием для лишения Олега Михеева депутатской неприкосновенности в феврале 2013 года. Основанием для этого стал запрос Генпрокурора по совокупности обвинений. Прокуроры подозревают его в хищении 2,1 миллиарда рублей у «Промсвязьбанка» и отчуждении имущества Волгоградского моторостроительного завода на 500 миллионов рублей. Деньги депутат брал, к слову, на развитие этого предприятия и других компаний. Затем объявлял их банкротами. В результате счастливыми обладателями бизнес-активов оказались опять-таки родственники, на которых он переписал почти все, что имел, чтобы не платить кредиторам.
В марте 2013 года на депутата Михеева было заведено уголовное дело по статьям «покушение на мошенничество» и «мошенничество». К этому списку затем добавилась статья «воспрепятствование правосудию». В материалах многотомного дела – не только история с «Промсвязьбанка». От коммерческого креатива депутата пострадали также «Номос-банк», «Росбанк», «Москоммерцбанк» и «Казкоммерцбанк». В этих структурах он брал многомиллионные кредиты под личное поручительство также на развитие бизнеса. А еще раньше, в 2002 году, он «одолжил» у местного волгоградского отделения Сбербанка 100 миллионов рублей. О судьбе денег легко догадаться. Результат – гордое имя Олега Михеева в списке недобросовестных заемщиков Сбербанка России.
В совокупности «сделок», по данным Волгоградского областного суда, общая задолженность «михеевских» структур перед кредитными учреждениями превышает 11 млрд рублей.
Надо отдать должное Олегу Михееву – судя по всему, он действительно талантливый, но, к сожалению, не удачливый «великий комбинатор». Его всегда ловят. Поймали даже тогда, когда он пытался вместе с коммунистом Ширшовым продать мандат депутата Госдумы за 7,5 миллиона евро. Хочется верить, что эти деньги ему были нужны, чтобы расплатиться с кредиторами.
Хотя в чем-то ему везло. Например, обвинения в совмещении парламентской и коммерческой деятельности в 2012 году он смог «отбить». Доказал, что не управляет бизнесом группы компаний «Диамант». Правда, и тут остался осадок: любой житель Волгограда считает, что Олег Михеев все же является фактическим руководителем этой структуры, и управление большим количеством торговой, офисной и складской недвижимости, а также региональной медиа-империей без его участия не обходится. Может быть, действительно, не случайно на майках «агитаторов», скупающих голоса избирателей за 500 рублей на участке сына депутата, была надпись «Облвести»?
Впрочем, пожалуй, удачный «соскок» с «Диаманта» был единственным везением Михеева. Потому как в прошлом его деятельность неизбежно приводила к общению с органами и реальным срокам. Например, в 1990 году Бауманский райсуд Москвы приговорил его к трем годам лишения свободы с конфискацией имущества за спекуляцию в крупных размерах. В 2001 году на Михеева было заведено уголовное дело за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. В 2011 году думский депутат был объявлен в федеральный розыск по запросу МВД Молдовы. В следующем году его привлекли к ответственности за неуплату долгов в размере 28 млн рублей. К тому же в ходе судебных разбирательств неоднократно выяснялось, что Михеев предоставлял фальсифицированные доказательства своей правоты.
В общем, можно сказать, что депутат-эсер Олег Михеев – это демонстрация полной противоположности тех идей и целей, которые преследует и сама партия, и пропагандирует ее лидер Сергей Миронов. Однажды он заявил: «Самая главная угроза – это социальное расслоение внутри страны, когда у нас фактически есть две России, причем первая составляет 95% населения и живет очень плохо, а вторая, всего-навсего 5%, живет, ни в чем себе не отказывая». Интересно, кого он имел в виду во втором случае? Однако еще больший интерес вызывает предстоящая парламентская деятельность сына такого выдающегося во всех смыслах депутата. И тайные смыслы, которые подвигли отца так яростно сражаться за победу наследника.