Проблемы Сулеймана Керимова

В начале недели стало известно, что акционер одного из крупнейших мировых производителей хлористого калия ОАО "Уралкалий" Сулейман Керимов привлечен Следственным комитетом Белоруссии (СКБ) в качестве обвиняемого по делу "Беларуськалия" и объявлен в розыск. В среду уже Интерпол официально подтвердил, что дагестанский бизнесмен внесен в международную базу организации, что на деле означает его арест в любой из 193 стран мира. «Эффективный менеджмент» Керимова в «Уралкалии» и сотрудничестве в рамках БКК белорусские правоохранительные органы оценивают в 10 лет лишения свободы и конфискацию имущества.

Если проследить историю развития этого конфликта, то можно смело сделать вывод, что он возник не вчера. Началось все с непреодолимого желания господина Керимова в прошлом году во что бы то ни стало купить «Беларуськалий». Причем, способ ведения переговоров с белорусскими властями был выбран традиционный для Керимова – он не побоялся предложить вознаграждение в октябре 2012 года президенту республики Александру Лукашенко. В тот же день президент Белоруссии пересказал «итоги» встречи журналистам западных СМИ. Та история несколько недель не сходила со страниц ведущих мировых изданий. После знакового визита представителей дагестанского сенатора Лукашенко жестко отчитал главу своей администрации Андрея Кобякова. Президент Белоруссии сравнил российских бизнесменов с колонизаторами, выменивающими у африканских племен алмазы и золото на стеклянные бусы. «Керимов нас что, за папуасов держит», — высказывался тогда Лукашенко. И уже тогда недвусмысленно предупредил, что «если кто-либо еще попробует решать вопросы с помощью «таких переговоров» — задержится у нас в стране надолго».

Тогда Керимов попытался решить вопрос с Лукашенко в стиле «лихих 90-ых» и  фактически поставил под удар отношения России и Белоруссии, которые не один год пестовались лидерами двух стран.
После истории с предложением Лукашенко продать Беларуськалий за 15 млрд долл. Керимов был вызван в администрацию президента РФ, где ему намекнули, что «недопустимо вот так вот вваливаться к белорусскому президенту и совать ему деньги в лицо».

Источники в окружении Керимова отмечали, что он не терял надежды заполучить белорусскую компанию, но когда понял, что это невозможно, попросту разорвал все отношения с белорусами. В результате сам «Уралкалий» под «эффективным» управлением Керимова оказался в тупике.

Подобного вредительства Лукашенко уже простить не мог - «Беларуськалий» является одним из ключевых поставщиков валюты для экономики страны, и без связки с российским партнером его позиции на мировом рынке тоже ослабли. Рассудив, что действия Керимова угрожают отношениям с Россией и с таким трудом достигнутой стабильности в стране, он перешел к ответным мерам. Вскоре в Минске был арестован генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер, а через неделю с подачи СК Белоруссии и сам Керимов оказался в розыске Интерпола. И теперь вместо того, чтобы кататься с ветерком на Ferrari по Лазурному берегу Франции, сенатору от Дагестана придется отдыхать в лучшем случае в Сочи.

Ни тогда и ни сейчас, Керимов не посчитал нужным согласовывать свои бизнес-интересы, простирающиеся на территорию братской нам страны, с администрацией президента России.  После осенней истории с поездкой к Лукашенко бизнесмена Гуцериева в АП РФ предупредили дагестанского олигарха. Тогда Керимову четко дали понять, что те способы общения с белорусами, которые он использует в своем арсенале, категорически неприемлемы по отношению к братской стране. Очевидно, что это стало первым и последним предупреждением. По информации источников в администрации президента РФ, перед тем, как принять решение об аресте гендиректора «Уралкалия» Лукашенко имел телефонный разговор со своим российским коллегой, в ходе которого ему был дан ответ «что он волен делать все, что посчитает нужным».

Именно поэтому реакция Москвы на арест Баумгертнера оказалась подозрительно вялой. Вице-премьеры, в первую очередь Аркадий Дворкович, довольно невнятно высказались против ареста Баумгертнера. Администрация президента предпочла и вовсе оставить инцидент без комментариев. Ну а после того, как в газете «Известия» (в которой зачастую материалы появляются с подачи Кремля) вышла статья о финансировании Керимовым несистемной оппозиции, критика действий Минска со стороны российских властей и вовсе сошла на нет.

Со стороны складывается ощущение, что Керимов в последнее время окончательно оторвался от реального мира. Его действия — как в бизнесе, так и в политике, - выглядят как метания человека, который все никак не может найти себя в этой жизни. Вдобавок один за другим проекты, за которые берется дагестанский пока еще сенатор, с треском проваливаются — начиная с того же «Уралкалия» и заканчивая ФК «Анжи» и девелоперскими проектами в Дагестане.

В результате Керимов остался не у дел не только в родной ему республике (где он заслужил репутацию человека, который не держит своего слова), но и на федеральном уровне, где тоже устали от его пустых обещаний. Остается лишь надеяться, что на фоне последних событий Кремль пришлет доктора дагестанскому сенатору, чтобы тот спас его заблудшую и неспокойную душу.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram