Битва за киловатт

Борьба на Олимпе российской энергетики идет постоянно. Однако в последний год противостояние выглядит уже столь острым, что, кажется, вот-вот наступит кульминация, а следом и развязка. Собственно, «горячая стадия» началась еще с момента, когда Владимир Путин, в преддверии президентских выборов 2011 года, обвинил ряд руководителей энергокомпаний в коррупции, сомнительных закупках и выводе средств через офшоры. "Ну хоть чувство самосохранения должно быть какое-то?!" – высказал он в сердцах молодым патрициям от электроэнергетики.

Ясно было, что после таких выводов, примутся какие-то меры. Но мало кто ожидал структурных изменений – казалось, минует избирательная кампания и снова все забудется.

 

Первый этап: объединение

 

Некоторую настороженность, правда, вызывал факт, что Игорь Сечин, редко декларирующий намерения вообще, открыто пригрозил руководителям энергокомпаний уголовными делами ("Если материалы будут свидетельствовать не только о конфликте интересов, но и о нарушениях Уголовного кодекса»….). Но перемены, которые бы затронули саму идеологическую ткань проведённой ранее реформы электроэнергетики, никем все-таки не ожидались.

 

Постепенно, однако, это стало происходить. Причем без всякого лишнего шума - как бы поэт выразился, методом «не кузнечного молота, но кузнечного пресса».

 

Начали с основы основ, решив воссоединить части электросетевого комплекса. 22 ноября 2012 года Президентом РФ был подписан указ, и уже через полгода в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись об открытом акционерном обществе «Российские сети».

 

Упомянутым решением, по сути, затрагивался нерв реформы электроэнергетики: идея там построена как раз на обратном - на делении. Ясно, что это не могло нравиться тем, кто отстаивает напористо преобразования, воплотившие основное требование европейской Энергетической хартии - «сегментировать вертикально интегрированные компании». Не будем гадать, что доминирует в позиции идеологов – сама по себе идея, либо коррупционные выгоды, которые она сулит (судя по открывающимся, время от времени, фактам в этом смысле реформа оказалась весьма плодотворной…)

 

Функции «охранителя реформы» в условиях нынешнего скрытого противостояния, по впечатлению многих специалистов, принял на себя заместитель министра энергетики Михаил Курбатов. Почти на каждой конференции или Круглом столе с участием СМИ заминистра повторяет: «Это единственная инфраструктурная реформа, которая удалась».

 

Главным достижением реформы Курбатов считает «разделение гиганта "РАО ЕЭС России" на виды деятельности - сети, сбыт, генерацию». Далее обычно следует: "Газпром" мы не трогаем, РЖД сконцентрировались только на собственности, не влезая в регулирование, а в электроэнергетике, плохо или хорошо, но удалось сделать всё вместе"…

В отличие от Минэнерго с его «европейски просвещенными» идеологами - противоположную сторону, возглавляемую, по мнению экспертов, Игорем Сечиным, почти не слышно. Впрочем, у них отыскалось немало помощников, действующих по убеждению, а контингент этот, как известно, довольно упорный.

 

Тут основная идеологическая нагрузка лежит на плечах председателя комитета Госдумы по энергетике Ивана Грачева – резкого оппонента чубайсовской реформы, постоянно выступающего за государственное регулирование энергетики. Порой на одном и том же совещании, звучат прямо противоположные оценки. Курбатов называет триллионную цифру инвестиций, якобы привлеченных благодаря реформе - Грачев тут же эту цифру опровергает, утверждая, что с вычетом из названной суммы средств, являющихся, по факту, государственными - ничего в ней не остается…

 

Впрочем, постоянство Грачева, было, судя по всему, оценено – по крайней мере, именно Игорь Сечин рекомендовал его президенту на место руководителя межпарламентской рабочей группы по энергетике Госдумы и Европарламента…

 

Второй этап: кто главный в «сетях»?

 

Процесс объединения ФСК и МРСК в единые «Российские сети» явил собой образец тонкой аппаратной интриги. После слияния, на рынке появлялась крупнейшая в России и мире энергетическая компания, обеспечивающая передачу и распределение электроэнергии. Не вдаваясь в детали, скажем, что МРСК - а в расшифровке это «межрегиональные сетевые компании» - целиком, как структура, порождение пресловутой реформы. Кадры, сосредоточенные в этой структуре, соответственно были и остаются существенной опорой для сторонников продолжения функционирования российской энергетики по образцу европейской (по сути, американской) Энергетической хартии. И многие невольно удивились, когда за основу при объединении была принята вначале именно данная структура, а не ФСК (Федеральная сетевая компания) – куда более «производственная» и «инженерная». Однако главная интрига была все же впереди. Предстояла борьба за место руководителя объединенной компании. И тут в ход пошли приемы уж вовсе из арсенала 90-х. Есть даже подозрение на слежку и клеветнические обвинения.

 

Дело в том, что главным претендентом на место генерального директора Российских сетей стал Олег Бударгин, возглавлявший до этого именно ФСК (а не МРСМК). А он, по утверждению информированных СМИ, как раз креатура Игоря Сечина. Сечин же известен своим негативным отношением к Энергетической хартии, он, как и Бударгин, как и тот же Грачев – считает положения этого документа не соответствующими современным реалиям. Потому кандидатура Бударгина на посту крупнейшего в мире холдинга «Российские сети» вряд ли устраивала людей с фундаменталистским (относительно Энергетической хартии) мышлением. Правда, предъявить ему что-то существенное так и не удалось, кроме расплывчатых кадров в сети, на отвлеченные темы, которые в наше время никому не интересны… Впрочем, после избрания, были еще и попытки в СМИ взвалить на нового генерального директора грехи «кадров из МРСК», с кем ему в силу «принципа компромисса» сейчас ему приходится работать. Не вышло пока и с этим. Но реформаторы – способные люди.

 

 Третий этап: схватка за звание поставщика

 

Между тем, по стране полным ходом шла чистка гарантирующих поставщиков электроэнергии. Статус гарантирующего поставщика (ГП) дает право приобретать электроэнергию на оптовом и продавать на розничном рынке. Такого права сети долго были лишены, и это именно тот краеугольный камень, на коем и зиждется, собственно, вся реформа. Реформе нужна конкуренция - «принципами поступиться невозможно».

 

Идея должна быть незапятнанной, вопреки даже очевидной выгоде – для промышленности, территорий и в целом для страны. Однако в жизни слишком часто происходит так, что в числе ГП оказываются обычные посреднические фирмы, без всякого имущества и к тому же изобретающие жульнические схемы для увода денег. По сообщениям СМИ, в Твери, к примеру, додумались до того, что создали новую фирму, чтобы укрыть крупные суммы, задолжав самим себе!.. Подобных «сравнительно честных» способов множество. Расплачивается же за все промышленность. И, как всегда, обычные граждане.

 

В феврале нынешнего года впервые сетевые компании, расположенные на территориях ценовых зон оптового рынка, получили статус гарантирующего поставщика электроэнергии. Причина - предыдущие гарантирующие поставщики не смогли рассчитаться по долгам с генерирующими компаниями. А многие просто проворовались.

 

В результате замены был обеспечена устойчивая работа в регионах, платежи на оптовый рынок приблизились к 100 процентам – такого в последние несколько лет не случалось.

 

Из регионов в Минэнерго, правительству и даже президенту стали направляться официальные обращения от губернаторов, с просьбой закрепить статус гарантирующих поставщиков за сетевыми организациями. Регионам с ними гораздо надежней иметь дело – ведь у них есть имущество, недвижимость, производственные объекты. Но главное – исключается возможность всех этих мелких банкротств, ибо трудно представить себе обанкротившимися как в целом ОАО «Российские сети», так и какую-то их часть. В общем, территориям это выгодно. Иначе вряд ли бы губернаторы Ярославской, Тверской, Курской, Брянской и других российских областей, имеющие дело напрямую с населением, отстаивали такую схему на самом высоком уровне. К тому же, сети, если им гарантированно будет дана возможность выйти без посредников к потребителю, берутся утрясти и то, что связано с «перекрестным регулированием», когда промышленность оплачивает часть расходов населения. Глава "Российских сетей" Олег Бударгин пообещал: «Мы готовы работать в условиях сохранения тарифа на электроэнергию на уровне инфляции».

 

Однако, когда в Минэнерго России подписали приказы о проведении очередных конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территориях 11 субъектов Российской Федерации, ОАО «Российские сети» в число участников не включили. Между сетями и потребителем снова возникают посредники – либеральная идеология как всегда выше здравого смысла. Тем самым, на сегодняшний день, либеральные фундаменталисты временно склонили чашу весов на свою сторону.

Но противостояние продолжается. На днях председатель Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев пообещал внести поправки к закону, разрешающие сетям подключаться к потребителю без посредников. И к этой теме мы скоро обязательно вернемся.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram