Какова абхазская жизнь?

Какова, на самом деле, ситуация в Абхазии? Корреспондентов западных и независимых российских СМИ в Абхазии нет (впрочем, независимых СМИ почти не оставалось ив самой России). Официальные и близкие к ним российские СМИ никак не могут считаться объективными, их мнению трудно доверять и когда они хвалили Республику, и когда теперь начинают ругать ее.

Самому посмотреть ситуацию на абхазских пляжах в ближайшее время вряд ли удастся. В последнее время я опубликовал целый цикл статей об Абхазии («Абхазский кризис: черта, за которой следует развал государства», «Напомнить Абхазскому правительству, чем закончилась в 19 веке игра в автономию», «Чем собирается Путин завербовать население Грузии", «Цена абхазского дня», «Нефтяное проклятие Абхазии», «Абхазская полисная демократия. Интервью с добровольцем

», «Острые вопросы к годовщине абхазской независимости – абхазские ответы», «Абхазия: синдром страуса в осаждённой крепости», «В состав РФ войдёт новая кавказская автономия – Абхазская?»).И в результате получил просто безумный шквал ругательных отзывов от жителей республики – начиная от обвинений в клиническом идиотизме до прямых угроз. Причем, как правило, отзывы абхазских блогеров на этим мои тексты представляют собой именно агрессивную ругань и оскорбления, а не контр-аргументы или рассказ о своем видении ситуации. Даже с имаратчиками-исламистами у меня получается выстраивать более конструктивный диалог, чем с абхазами

Но, к счастью, есть просто люди. Я обратился к своему знакомому, который часто бывает в Абхазии, имеет там много друзей, и как раз недавно вернулся из абхазского отдыха. Мой собеседник сегодня - гражданин России, житель Северной Осетии Руслан Гергаулов (по-осетински его фамилия звучит Джергата), в царское время при написании осетинских фамилий на русский лад, звук Дж почему-то заменили на Г).

Авраам Шмулевич – Руслан, так ли экстремален абхазский отдых, как его стали рисовать в этом сезоне многие российские СМИ? Как вообще выглядит абхазская жизнь?

Руслан Гергаулов (Джергата) – Помимо отдыха, я, конечно, понаблюдал за местной жизнью. Впечатления двойственные.

Авраам Шмулевич - Расскажите!

Руслан Гергаулов (Джергата) – Скажу сразу - в плане восстановления экономики есть явное продвижение, во всяком случае, это можно сказать по Гагре. Идет активная реставрация санаториев, оздоровительных зон отдыха, исторических памятников, в новой Гагре практически на всех многоквартирных домах возведены новые шатровые кровли, ремонтируются дороги. Уровень жизни явно повышается - огромное количество престижных иномарок, строительство частных гостиниц. Но мне более важным показались изменения, происходящие в абхазском обществе на психологическом уровне - они стали намного увереннее в себе, и отсюда у них появилась некоторое охлаждение, если не сказать легкое пренебрежение к тем, кто всегда считался здесь своими - к представителям Северного Кавказа. Подросло новое поколение абхазов, и у них нет такой ярко выраженного предпочтения к выходцам с Северного Кавказа, чем скажем к жителям остальной России. Мне показалось, что даже наоборот - скорее они больше рады простому русскому ивану, нежели собрату-горцу с гонором.

Авраам Шмулевич – В российских СМИ сейчас часто пишут, что в Абхазии, якобы, Очень низкий уровень сервиса и велик преступность. А что видели Вы?

Руслан Гергаулов (Джергата) – Уровень сервиса явно оставляет желать лучшего.. даже в кафе и ресторанах самой престижной полосы - расположенных прямо на берегу, вас запросто могут усадить за не очень чистый стол, принести не совсем то что вы заказывали. По поведению персонала чувствуется, что люди явно занимаются не своим делом. Что касается санитарии - власти, конечно, стараются убирать (этим здесь, кстати, занимаются узбеки) но меня просто поразило пренебрежительное отношение жителей к состоянию собственных дворов, подъездов. В старой Гагре довольно чисто, но вот в Новой Гагре состоящей в основном из многоквартирных домов, антисанитария удручающая - во всяком случае, я чествовал себя жутко неуютно. К сожалению, преступность тоже есть - в сезон на побережье видимо собирается всё абхазское мужское население - и те, кто занят делом, и те, кто ищет приключений.

В ночное время часто происходят драки - милиция просто не успевает ездить по вызовам.

Авраам Шмулевич - Драки между самими абхазами или приезжими?

Руслан Гергаулов (Джергата) – В основном с приезжими. Ну, вы понимаете – это, как правило, ситуация когда местная пьяная молодежь не особо утруждает себя разобраться, девушка одна или с парнем.

Авраам Шмулевич - То есть, ночью небезопасно приезжему прогуливаться вдвоем со своей девушкой - могут напасть?

Руслан Гергаулов (Джергата) – Ни в коем случае! даже при всех моих симпатиях к абхазам, я не стану приукрашивать действительность, но в этом вопросе уверяю вас, там всё нормально - ночью по Гагре гуляют многие сотни отдыхающих, жизнь затихает, где-то, в три часа ночи, не раньше. Всё же, абхазы прекрасно понимают, что именно приезжие россияне являются основным гарантом их доходов, и власти и многие деловые абхазы стараются вопросы безопасности отдыхающих контролировать. Но без драк все рано не обходится - за каждым пьяным абхазом не уследишь.

Авраам Шмулевич - А что вы можете сказать о захватах абхазами квартир русских жителей республики, об этом много пишут сейчас в России? Вы лично что-то видели или слышали?

Руслан Гергаулов (Джергата) – Полагаю, что эта проблема, пусть несколько и в преувеличенном в СМИ виде, но существует. В самой Абхазии мне не пришлось услышать таких историй, но дома, тут у себя, в Осетии, перед отъездом мне рассказали историю одного осетина, сотрудника полиции, между прочим, который купил в Сухуме в начале двухтысячных однокомнатную квартиру за 1500$ у местного абхаза. И вот, недавно, после смерти этого абхаза, его сын при встрече с этим осетином-полицейским, прямо заявил, что бы тот забирал свои деньги и освобождал квартиру, иначе в Абхазии у него будут большие проблемы. Это лишний раз подтверждает мое впечатление, что то отношение к выходцам с Северного Кавказа, которое было в девяностых и первой половине двухтысячных, сейчас значительно нивелировалось.

Авраам Шмулевич – Корреспондент «Комсомолки» Ульяна Скойбеда в своей нашумевшей статье так описывает ситуацию: «Мусор на пляже и полчашки молочной каши на завтрак. Отдых в бывшей советской республике можно назвать только экстремальным...».

Руслан Гергаулов (Джергата) – Я не знаю, где конкретно отдыхала Ульяна, но полагаю, что она все же несколько предвзята в вопросе питания. Конечно, пляжи даже не турецкие, но их убирают - не так тщательно и часто как хотелось бы, но убирают. Хотя пляжи чистыми не назовешь, но главная проблема сейчас заключается в другом. Необходимо немедленно приступать к реконструкции очистных сооружений и всей канализационной системы городов-курортов: Гагра, Пицунда, Новый Афон и т. д. В последние годы проблема отравления детей отдыхающих морской водой стала очень злободневной. Устаревшая, аварийная система очистных сооружений не справляется, и, зачастую происходит выброс в прибрежные воды канализационных нечистот, отсюда кишечная палочка в воде и отравление отдыхающих, особенно детей.

Авраам Шмулевич - А этот выброс нечистот чувствуется? Вода чистая, или с гнильцой?

Руслан Гергаулов (Джергата) – В Гагре по всему побережью вода сама чистая, но местами на берегу всё же чувствуется запах канализационных вод, таких мест немного, там нет отдыхающих, но тем не менее морскую воду это заражает кишечной палочкой.

Сейчас, с помощью России, конечно, уже разработаны проекты,

Авраам Шмулевич - А как обстоит ситуация с наркотиками?

Руслан Гергаулов (Джергата) – Уровень наркомании в Абхазии, полагаю, один из самых высоких на постсоветском пространстве. Но большинство зависимых употребляют гашиш, марихуану. Я далек от этого, но знаю, что это по сравнению с героином, довольно "безобидный" наркотик.

Авраам Шмулевич - Армяне заметны там?

Руслан Гергаулов (Джергата) –. Касательно гос. структур, армяне занимают, в лучшем случае, посты первых замов. Ну, а среди простого населения, армяне в, целом, выглядят неплохо, особенно те, что живут в городах курортах - они предприимчивы, трудолюбивы, сообразительны. Жители армянских сел, расположенных в отдалении от моря, конечно победнее, но, все же, уверяю, вас никто из них не голодает. Они более практичны, чем абхазы, и поэтому армянин накопленные деньги постарается вложить в дело, или же просто отложить, чего не скажешь об абхазе – тот, скорее всего, купит престижную иномарку. Отсюда во многом кажущееся предпочтительное экономическое положение абхазов, просто армяне не рисуются, а абхазы без этого не могут. Речь не идет о высокопоставленных абхазских чиновниках - происхождение их благополучия известно.

Авраам Шмулевич - Каковы отношения абхаз и армян по вашим впечатлениям? Армян не тяготит такое их положение?

Руслан Гергаулов (Джергата) – Сейчас отношения между армянами и абхазами лучше, чем скажем в тяжелые 90-е. Это может показаться несколько странным... Всё дело в том, что в тяжелое время с целью добычи средств просто к существованию, совершалось много противоличностных преступлений. Естественно, что отчаявшийся и решившийся на грабеж а то и убийство абхаз, совершал его в первую очередь не против абхаза, а кого-то другой национальности. Как правило, это были армяне, которые своим трудолюбием и предприимчивостью умудрялись и в те, крайне тяжелые времена заработать на жизнь. Все эти преступления становились объектом гласности, и, конечно, отравляли отношения между народами. Сейчас, когда уровень благополучия людей значительно вырос, имущественные преступления против армян резко сократились. И это сказывается на отношениях, которые теперь можно назвать союзническими. Хотя, конечно, подспудно у армян есть (я знаю это точно) недовольство тем, что на определённом этапе карьерной службы в Абхазии перед армянами двери закрываются, они понимают, что, по отношению к ним, как впрочем, и к другим в Абхазии, осуществляется определенный карьерный зажим. Но внешне они этого ничем не выдают, и более того, я смело могу вас заверить, Авраам, внутренне они в какой-то степени с этим смирились - им достаточно, что их не притесняют, дают заниматься бизнесом, дают нормально работать армянским школам.

Авраам Шмулевич – В начале своего рассказа Вы сказали, что «впечатления двойственные».

Руслан Гергаулов (Джергата) – Повторюсь - психологически абхазы стали меньше чувствовать свою общность с Северным Кавказом, при общем, в целом, хорошем отношении к россиянам. То есть, в их глазах ценность для Абхазии тех и других уравнивается.

Из поездки я также вынес чувство, что, всё же, абхазы несколько переоценивают степень своей самостоятельности, готовности самим решать будущие вызовы.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram