Воспринимать Навального как кандидата от народа стало практически невозможно
«Обычный парень из Марьино», кандидат в мэры Москвы, оппозиционер-блогер Алексей Навальный, общающийся с рядовыми избирателями на улицах российской столицы «и в дождь, и в зной», агитирующий на Французской Ривьере, 2 сентября намерен поужинать с представителями бизнес-сообщества в престижном московском отеле «Ритц-Карлтон». Маневры кандидата, по мнению наблюдателей, напоминают электоральную измену, отчего Навальный теперь не набирает, а теряет очки. К тому же совсем недавно в СМИ активно обсуждали скандал, суть которого сводилась к тому, что непримиримый борец с коррупцией и зарубежной собственностью, сам является совладельцем компании в Черногории. В любом случае воспринимать Навального как кандидата от народа становится все трудней.
Итак, простым смертным попасть на заявленную встречу-ужин с кандидатом в мэры Москвы Алексеем Навальным будет весьма накладно – нескромная трапеза обойдется каждому гостю в 7800 рублей. Взамен присутствующие смогут услышать и увидеть по телемосту презентацию предвыборной программы Навального из уст ее автора – бывшего ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева. Напомним, что в конце мая этого года Гуриев оставил пост ректора Российской экономической школы и эмигрировал во Францию.
Любопытно, что в анонсе встречи с Навальным, готовящейся в «Ритц Карлтон», есть важная ремарка. Там указано, что деньги пойдут не на «финансирование политической деятельности кандидата», а лишь покроют стоимость ужина и услуги отеля. В меню престижного ресторана - копченый лосось и белорыбица со спаржей, камчатский краб, филе телятины на гриле с картофелем «Миль фей», помидорами конфи и соусом мадера и прочие гастрономические изыски – в общем, типичный междусобойчик, недоступный среднестатистическим жителям города.
Не случайно политолог Дмитрий Орлов отметил, что этот «специальный ужин для людей состоятельных» - «еще одна ошибка Навального». «Этим он обесценивает в глазах избирателя все предыдущие встречи на улицах города», - уверен эксперт.
Действительно, если в самом начале предвыборной гонки кандидат позиционировал себя как «простого москвича» и призывал чиновников отказаться от дорогостоящих автомобилей, то сейчас этот образ претерпел серьезные изменения.
Недавно блогеры выяснили, что непримиримый борец с коррупцией и зарубежной собственностью, сам является совладельцем компании в Черногории. Накануне налоговая администрация республики официально подтвердила, что процедура регистрации фирмы MRD Company была полностью завершена еще в 2007 году.
Несмотря на то, что у фирмы нет счетов, и законодательство не запрещает кандидату на пост мэра владеть зарубежной фирмой, предвыборный штаб Навального и, в частности, Леонид Волков оправдывался весьма путано и нелепо.
Сначала начштаба заявил, что Навальный якобы совсем не в курсе наличия у него зарубежной компании. Позже Волков во всем обвинил злостных хакеров, которые взломали сайт налоговой системы Черногории и внесли несуществующую фирму в реестр. В конце концов, он стал заверять всех, что фирму зарегистрировали без ведома кандидата. Сам же Навальный попросту свалил вину на «коррумпированный и неэффективный бюрократический аппарат».
Но и без зарубежной собственности в Черногории, фактов, указывающих на то, что Навальный делает серьезную ставку на буржуазный класс, предостаточно. От роли «своего парня» кандидат отходит довольно планомерно. Впрочем, на встречах у метро он по-прежнему появляется в джинсах и футболке, вот только прибывает он туда отнюдь на общественном транспорте, а на джипе Land Rover Freelander стоимостью от 1 800 000 рублей с водителем или же на микроавтобусе Chevrolet Express Explorer Limited SE за 4 600 000 рублей. Кстати, в предвыборной декларации Навального эти машины не указаны.
Согласно данным Мосгоризбиркома, в собственности Алексея Навального, его жены и дочери находится по одной трети общей долевой собственности в московской квартире площадью 78,5 квадратных метров. А из машин в реестре кандидата три автомобиля - Hyundai (2004 год выпуска), ВАЗ-21083 (1997), а также принадлежащий жене кандидата автомобиль Ford (2012). Доход у Навального и его супруги (безработной) за год в общей сложности составляет около 9 299 923, 0 рублей. Вполне возможно, конечно, что покупка новых автомобилей оказалась «служебной необходимостью», ведь кандидат – владелец пусть небольшого, но поражающего перечнем пакета акций более трех десятков отечественных энергетических и сырьевых компаний, а также двух ведущих российских банков.
Помимо этого, на днях в сети Интернет появились фотографии самолета с растяжкой «За Навального», пролетавшего над Французской Ривьерой. Кого на Лазурном берегу агитируют сторонники кандидата понять трудно. Акция выглядит нелепо и как неразумная трата средств. Не исключено, что эти растяжки были оплачены не из избирательного фонда, а на личные средства поклонников Навального, но тем интереснее узнать, какие заманчивые перспективы кандидат пообещал столь расточительным россиянам, обитающим во Франции.
В любом случае воспринимать Навального как кандидата от народа стало практически невозможно. Впрочем, и вся избирательная кампания Навального выглядит весьма специфично и вызывает много вопросов. Почему то действия оппонентов, направленные против него (вспомнить хотя бы Николая Левичева с болгаркой), на рейтинге Навального сказываются положительно. А вот усилия сторонников (будь то начальник штаба Леонид Волков, путающийся в показаниях, или тот же Гуриев с телеужином), напротив, вредят кандидату.