В чём причина сталинских репрессий? Объясняют их весьма по-разному. И жестокостью советской системы. И логикой тоталитарного общества. Молотов объяснял их подготовкой к войне. Многие другие – личными качествами Сталина и его проблемами со здоровьем.
На мой взгляд, репрессии объясняются логикой исторического развития России. Если точнее, одним из вариантов этой логики. А именно – «государственническим». К началу XX столетия и полуэтничные социальные группы («субэтносы»), имевшие собственные интересы, и «государственное начало» находились в достаточно глубоком упадке. «Субэтносы» (дворяне, крестьяне, казаки и пр.) были отчасти «раздавлены» государством. С другой стороны, их разрушала новоевропейская модернизация, личностная атомизация. Этот же процесс размывал и «государственное начало». Его представители стремились к «приватизации» власти, вольности и вседозволенности. И так же не были лояльны к верховной власти. Это делало власть и слабой, и вредной для народа. Это делало её мало легитимной. И порождало протест «субэтносов».
В случае победы последней могло произойти переход к неодревнерусской социальной организации общества. Подразумевавшей неустойчивое равновесие различных «субэтносов» русского народа. А так же ослабление государственности и децентрализацию. Сочетавшуюся с активным социальным творчеством самых разных «субэтносов». В том числе и «низовых». Тогда бы начался переход великорусского народа в новое этническое качество. Возможно, появление на его месте нескольких народов. Или нового мозаичного этноса.
Сталин был архетипическим большевиком – представителем «государственного» начала. Он продолжил начатую Лениным борьбу с «субэтносами». И сделал так, чтобы «государственное» начало достигло своего логического завершения и реализации.
Сталинский террор был последовательным погромом «субэтносов». С использованием одних против других. Конец 1920 – начало 1930-х годов – погром старых субэтносов. Во-первых, остатков дореволюционных «бывших». Дворян, священников, белогвардейцев, интеллигентов. И особенно «старых» инженеров и других производственников. Которые продолжали иметь значимость благодаря быстрому развитию промышленности.
То же самое можно сказать и о раскулачивании, коллективизации и искусственном голоде на Юге России. Уничтожался самостоятельный, архаичный (сохранивший максимум из Киевской Руси), и боевой субэтнос крестьян. И особенно наиболее боевая его часть – казачество. И крестьяне, и особенно казаки веками были в своеобразной изоляции от государства. Имели своё самоуправление и пр. С помощью террора и последующей коллективизации крестьяне были сломлены и полностью включены в государственную систему.
С помощью «Большого террора» были ликвидирована возможность (временно) возникновения самостоятельного, неподконтрольного «центра силы» среди партийцев и военных. А так же среди каких-либо иных советских граждан. (Сталин прекрасно знал, что царская власть была свергнута собственными высокопоставленными функционерами. И поэтому пытался загодя обезвредить возможных «предателей»).
Борьба с подобными «центрами силы» продолжилась и после войны. Взять хотя бы террор против русских и еврейских националистов. Соответственно «Ленинградское дело» и «Дело врачей».
Сталинский террор был именно зачисткой центров силы, центров самоорганизацией. А отнюдь не обычной «охотой на ведьм», как террор нацистов или маккартизм.
Иначе сем объяснить жестокие расстрелы «верных и преданных» партийцев, военных, чекистов? И весьма «толерантное» отношение к тем, кто действительно боролся с советской властью с оружием в руках? Всевозможным басмачам (получившим партийные должности), бандеровцам и полицаям (отсидевшим «десятку» и потом жившим препеваюче).
Благополучие басмачей и бандеровцев можно объяснить национальной политикой советской власти. А как быть с вполне русскими полицаями? Которые в немалом количестве в годы застоя накупили ордены и медали и стали «ветеранами из ветеранов»? Лояльные и «системные» партийцы и чекисты имели больше возможностей создавать «центры силы» и были опаснее для «государственного начала».
В чём была причина столь жестокого уничтожения основ самоорганизации русского общества? В молодые годы умный, наблюдательный и проницательный Иосиф Джугашвили видел тотальную нелояльность этих «основ» «государственному началу». А так же нарастающую внутреннюю анархию внутри самого этого начала. Что и оказалось фатальным для Российской Империи. В последствии, став правителем России, Сталин пытался всё это пресечь на корню. (Многое и очень многое в большевизме – «работа над ошибками» Российской Империи).
Очень важную роль сыграли не только репрессии. Но и реальные достижения. Такие, как индустриализация, победа в Великой Отечественной Войне. Возможность успешной альтернативной социализации и самореализации за пределами традиционных «субэтносов». Представители многих «низовых» групп были приобщены к «властному началу». Либо фактически, либо символически.
Сталин не остановил неизбежный процесс. Он только отсрочил его, изменил форму и исторический контекст. Но вот система этнической самоорганизации, низовой мобилизации и сами русские коллективы выживания были им разрушены. Показательным здесь можно назвать ритуализированное отречение от репрессированных родственников, уничтожение массы русских людей с помощью коллег, односельчан и пр.
После его смерти вновь возникли и окрепли «центры силы»: чиновничество и «западники». Те же «субэтносы», но в форме постмодернистских субкультур. Они провели демонтаж «государственного начала» и его внутреннюю анархизацию. При полном отсутствии «низовых» центров силы. Что мы и наблюдали (и наблюдаем) на рубеже XIX – XX веков. Ситуация столетней давности повторяется. Но с немалыми изменениями. Которыми мы и обязаны тов. Сталину.
«Государственное начало» может разлагаться и деградировать относительно для себя безболезненно и безнаказанно. В русской среде ему пока некому противостоять. Власть и государство скоро уничтожат себя. Но на замену к ним идут не русские, а скорее иноэтничные структуры.
Появление на месте великороссов нового народа (народов) происходит в ситуации отсутствия у этих самых великороссов самоорганизации. Огромных трудностей в отстаивании самых насущных интересов.
Так что тов. Сталину можно сказать спасибо в равной степени за многое. И за победу над Гитлером, и за первый полёт в космос. И за безнаказанность и успешность Ельцина и Чубайса. И за безответность русских перед лицом «этнического» террора…