ПУГАЧЕВ. Попытка выставить перед трассой полицейский кордон не увенчалась успехом. Люди растянулись примерно на километр, обойдя полицейских по сторонам.
Перекрывшие трассу Волгоград-Самара жители Пугачева вынудили вице-губернатора Фадеева назначить на 10 июля встречу с пугачевцами. Встреча пройдет в здании ДК, начнется она в 18:00.
Люди пока не расходятся, полиция "стоит спокойно". Фадеев между тем уехал.
Редакция АПН по данной ситуации отмечает вот что. С одной стороны, требования граждан - жителей Пугачева о выселении чеченцев по этническому признаку не могут быть выполнены властями с юридической точки зрения. Это незаконно и руководство области тут ничего делать не может, не хочет и не будет.
С другой стороны, объявить несколько сотен (до тысячи) местных жителей, принявших участие в протестах, включая женщин, детей, пенсионеров экстремистами уже не получится.
Не удастся списать эту ситуацию и на мифических "пьяных", "провокаторов националистических организаций", "белоленточных агентов Госдепа", неуправляемые фанатские организации и прочих обычных в таких ситуациях козлов отпущения.
Формально, власти сделали всё (или почти всё) для "разрешения" конфликта - убийцу арестовали, по всей видимости они так же готовы найти и арестовать его соучастника, на которого указывают местные жители. Их, даже, наверное будут судить, и, не исключен, что и осудят по закону.
Однако, людей подобная относительная конструктивность (ну ведь могли бы и полицией разогнать протестующих, как это происходило в других подобных инцидентах) властей совершенно не удовлетворила.
Это означает, что конфликт на самом деле не носил бытового характера, как это пытаются сейчас представить власти, а являлся частью более широкой конфликтной ситуации. Ситуации межэтнической напряжённости и межэтнической несовместимости, которая сейчас во весь рост проявила себя в совершенно рядовом городке российской глубинки.
Долгое время в ответ на указания на этот более широкий конфликт со стороны власти следовали вперемешку репрессии, обвинения в "разжигании межнациональной ненависти", а так же унылое бормотание про приехавших урегулировать ситуацию кавказских аксакалов, горячую молодёжь, которую де неправильно воспитывают, необходимость изучать чужую культуру (как будто коренному населению равнинных регионов делать нечего, как тратить своё внимание на прочитывание и заучивание кавказских культурных кодов) и прочий, откровенно говоря, информационный мусор.
Вопрос о реально происходящих социальных процессах в этой сфере даже нормальным образом не исследовался, а если и исследовался - то только заведомо ангажированными людьми типа "экспертного центра Сова" да любителя российской нации академика Тишкова.
На практике это означает, что реальная российская власть, то есть не народ, а элитарный слой руководства, в действительности не знает, насколько в этой сфере всё хорошо или плохо, широка ли межнациональная напряжённость или это отдельные эксцессы, как им раньше докладывали, где проходят границы устойчивости ситуации, что является наибольшим раздражителем и т.д. и т.п.
Этим людям, которые во власти, реальных исследователей-социологов заменяли политтехнологи, они отворачивались от реальности и сами себя почти что убедили в том, что всё тут довольно неплохо, просто кто-то специально мутит воду.
Реальность постучалась к ним в дверь. Причём постучалась таким способом, что старые отмазки от неё оказались неприменимы.
Власти в лице руководства Саратовской области оказались не готовы к этой ситуации, они откровенно не знают что делать и сейчас просто тупо тянут время в надежде что народ подуспокоится и всё как-то само по себе рассосётся.
Не исключено, кстати, что так и будет. Но проблема, вызвавшая народное возмущение сама по себе не исчезнет никуда.
Послужит ли ситуация в Пугачёве началом какого-то невыразимо острого кризиса, который разрушит текущую политическую ситуацию?
Скорее всего, эта конкретная ситуация - нет, не послужит. Но можно с уверенностью предсказать, что такие ситуации начнут возникать всё чаще и чаще. И властям придётся либо существенно усилить репрессивный режим, перейдя к массовому полицейскому давлению на граждан в старом латиноамериканском стиле. Либо они, наконец, откроют глаза и как-то поменяют национальную политику.
По всей видимости, иных вариантов развития просто нет.