МОСКВА. Сомнительная дата российской политики разнообразно отмечается сегодня различными политическими силами.
Провластные граждане открывают памятник убитому мэру Нефтюганска Петухову, в чьей смерти обвиняют начальника СБ ЮКОСа Пичугина, сбежавшего в Израиль совладельца компании Невзлина (его порадовали заочным приговором двумя днями ранее) и самого Ходорковского.
Оппозиция поздравляет экс-олигарха с днём рождения и объявляет, что он сидит "по политическим причинам".
Между тем, главная интрига в деле Ходорковского, это не когда он выйдет на свободу, а выйдет ли вообще.
Учитывая хорошее самочувствие и нормальное самоощущение сидельца, оказавшись на свободе он может доставить властям недюжинные проблемы. Часть зарубежных активов им, судя по всему, сохранена и их может оказаться достаточно, для того, чтобы организовать за рубежом судебные процессы против российских госкомпаний и получить возможность конфисковывать их имущество. Если вспомнить, что крайне проблемным стал даже судебный процесс в Гааге, организованный достаточно миноритарными акционерами и частью бывшего менеджмента компании, то экскалация конфликта с участием "политзаключённого" может иметь совершенно не предсказуемые для Российской Федерации последствия - с западного правосудия станется конфисковать у Газпрома одну из труб Северного Потока и подарить её бывшему сидельцу.
Некоторые из опрошенных нами экспертов полагают, что власти хорошо осознают эту проблему и будут организовывать всё новые и новые уголовные дела по всё более абсурдным поводам, вроде обвинений в руководстве преступной группой по незаконному освобождению из под стражи, которое фабрикуют сейчас.
Так что встретим ли мы Михаила Борисовича на свободе - совсем не очевидно. Впрочем, изрядная часть российского населения скорее была бы склонна хотеть присоединения к нему остальных "олигархов", так что общественное отношение к этой посадке остаётся, мягко скажем, противоречивым.
Но чего нельзя у Ходорковского отнять - так это того, что он задал изрядную часть либеральной протестной повестки дня, звучавшей все эти 10 лет...