Долгожданное событие свершилось: президент Германии Йоахим Гаук назначил выборы в бундестаг на воскресенье 22 сентября 2013 года, предварительно согласовав эту дату с кабинетом министров Германии. В преддверии этого события, в апреле 2013 года в Германии состоялись съезды основных оппозиционных партий - Германской социал-демократической партии (СДПГ) и «Зеленых» (Союз-90/зеленые). Прошедшие съезды после многомесячных внутрипартийных дискуссий определили содержание предвыборных программ этих партий, приуроченных к предстоящим парламентским выборам.
Одновременно с этим были опубликованы данные предварительных опросов, из которых стало ясно, что сохранение действующей коалиционной формулы в существующих условиях будет достаточно проблематичным, и существуют различные сценарии развития ситуации после выборов. В настоящее время, согласно опросам, показатели поддержки политических партий населением Германии выглядят следующим образом: ХДП - 38%, СвДП - 5%, СДПГ - 26%, «Зеленые» - 15%, «Левые» - 6%, «Пираты» - 2%, «Альтернативa для Германии» (АДГ) - 5%. Более же интересным представляется общеполитический и социально-экономический контекст предстоящих выборов, определяющих линию поведения политических партий и их лидеров.
Следует помнить, что предстоящие выборы в германский бундестаг – своего рода гражданский референдум по общезначимым вопросам немецкой политики. Современная Германия, без всякого преувеличения, находится в ситуации выбора образа и модели своего политического будущего. Фактически, в процессе голосования за партийные программы немецкими политиками и избирателями будут обсуждаться следующие судьбоносные вопросы:
1) Об отношении к перспективам Единой Европы – ибо избирателям предстоит определиться, на каких ценностных, институциональных и организационных основаниях она должна отныне строиться;
2) Об отношении к «Пакту стабильности» Меркель-Саркози и судьбе «зоны Евро» - и прежде всего вопрос о той цене, которую предстоит заплатить Германия за ее сохранение;
3) Отношение к проблеме германской идентичности (национальной, культурной, политической) и перспективам мультикультурализма в Германии – последнее особенно актуально в контексте дискуссии о крахе политики Multi-Kulti, имеющей в Германии большое число «модераторов», в число которых входит и действующий федеральный канцлер Ангела Меркель;
4) Определение места и задач германского государства в глобальном мире, и прежде всего вопрос о том, чем предстоит быть в нем Германии – «цивилизованной» или военной силой, оставаться обычным суверенным государством или стать организационным «стержнем» общеевропейской федерации, экстраполируя на другие европейские страны свою федеративную модель;
5) Отношение к социальному государству и социальной политике – с чем связан прежде всего вопрос об их конкретных формах и механизмах, соответствующих современным реалиям и вызовам;
6) Отношение к международным обязательствам и внешнеполитической миссии Германии – и прежде всего вопросы об «атлантических» обязательствах страны и ее возможной роли в рамках активно обсуждаемой сегодня общеевропейской системы безопасности.
Помимо этого, предстоящие выборы – тест состояния германской партийной системы, которая давно вышла за рамки модели «двух с половиной партий», и требует качественно новых механизмов согласования партийно-политических и социально-групповых интересов.
Наряду с этим, поколение лидеров, сложившееся в комфортных условиях «управляемой многопартийности», все менее соответствует вызовам современности. В ситуации глубокого социально-экономического кризиса германский избиратель скорее востребует фигуру эффективного и предсказуемого менеджера, нежели брутального харизматика, обещающего политические и социально-экономические прорывы. Как следствие, электоральный рейтинг ХДС-ХСС в значительной степени поддерживается за счет личного фактора – популярности канцлера А. Меркель, позиционирующей себя в качестве эффективного антикризисного менеджера. И как показывают недавние опросы, проведенные по заказу немецкого телеканала ARD, несмотря на кризис, 68% жителей Германии удовлетворены тем, как глава правительства их страны справляется со своими обязанностями. Почти столько же, 65%, считают, что канцлер ФРГ во время кризиса еврозоны «действовала правильно и решительно». За пять месяцев до парламентских выборов эти цифры не могут не радовать канцлера и ее сторонников. Вдобавок популярность основного соперника Меркель, лидера социал-демократов Пеера Штайнбрюка, упала до 32%. В условиях, когда разрешение конкретных проблем все меньше зависит от идеологических рецептов, важнее становится умение лидера выслушивать разные мнения и прагматически использовать способности своих сотрудников ради достижения общей цели. Громогласные же речи и личная харизма отходят сегодня на второй план и перестают быть гарантией политических побед (Шимов Я. Ангела Меркель и закат альфа-самцов // Киевский телеграф. - 26 мая 2013 ).
Налицо и заметная идеологическая поляризация немецкой партийной политики. Расколы существует не только внутри партий по идеологическому и коньюнктурному принципам, но и внутри электоральных «полей» право-центристов, либералов и немецких «левых».
Действующий на правом «фланге» германской политике ХДС–ХСС позиционирует себя как сила, которая начала и должна довести до конца масштабные и непопулярные, но необходимые для будущего процветания страны реформы. Известным проблемных моментом для демохристиан и их партнеров является то, что партия фактически ставит европейские обязательства Германии выше внутренних обязательств германского правительства, предлагая немцам заплатить за «европейскую перспективу». В то же время нетрудно заметить, что, согласно опросу, уровень поддержки христианских демократов даже выше, чем полученный ими результат на выборах 2009 года (33,8%). При этом уровень предварительной поддержки избирателями их нынешнего партнера по правительственной коалиции - свободных демократов - поистине провальный. На прошлых выборах они получили 14,6%, а сегодня неясно, сможет ли СвДП вообще пройти в парламент или же партию ожидает электоральная катастрофа. По состоянию на настоящий момент, от способности СвДП преодолеть пятипроцентный барьер зависит, какая из двух потенциальных коалиций - черно-желтая или красно-зеленая - будет доминировать при суммарном подсчете. На сегодняшний день совокупный предвыборный рейтинг ХДП - СвДП составляет 43%, а показатель предполагаемого альянса «СДПГ – Зеленые» - 41%.
Возможно, более серьезной проблемой для ХДС-ХСС является появление еще одной партии, претендующей на голоса «право-центристского» электората и одновременно отдающей приоритет интересам внутреннего развития в ущерб предполагаемому «европейскому влиянию» - партии евроскептиков «Альтернативa для Германии» (АДГ, нем. AfD - Alternative für Deutschland), которая заняла электоральную «нишу» заметно потерявших в популярности «Пиратов». Учредительный съезд АДГ состоялся 14 апреля 2013 года в Берлине параллельно с «программным» мероприятием социал-демократов. Ключевая установка «Альтернативы» - приоритет внутренних германских интересов, и прежде всего экономических, над внешними обязательствами Германии. Главный предвыборный лозунг набирающей силу германской партии евроскептиков - вернуть стране национальную валюту. По данным апрельского опроса, проведенного влиятельным изданием «Handelsblatt», при достаточно высоком уровне поддержки евро в 69%, 27% респондентов высказываются за возвращение вместо евро германской марки. Заявляя себя в качестве конструктивной альтернативы правительственному курсу, АДГ позиционирует себя как партия интеллектуальной элиты, способная генерировать новые политические идеи и подходы. Характерно, что лидером партии является харизматичный профессор макроэкономики Гамбургского университета Бернд Луке, прославившийся своими выступлениями с критикой антикризисной стратегии действующего кабинета министров. Отстаивая умеренно-консервативные «немецкие ценности», партия может рассчитывать на определенную долю голосов немецкого среднего класса, переживающего сегодня далеко не лучшие времена.
При грамотном позиционировании рейтинг партии способен существенно вырасти. Оптимисты полагают, что германская партия евроскептиков сможет получить на предстоящих выборах до четверти голосов германских избирателей. Согласно рейтингу, представленному «Handelsblatt Online» 21 апреля 2013 года, АДГ на выборах, пройди они сегодня, получает 19,2% голосов германских избирателей. Последний опрос общественного мнения, проведенный Qulle, демонстрирует, что АДГ набирает 5%, а, значит, попадает в Бундестаг. При этом главную угрозу на предстоящих выборах «Альтернативa для Германии» несет свободным демократам, электорат которых тает на глазах. Электоральный успех АДГ и непопадание в парламент СвДП, в свою очередь, поставят в весьма сложное положение ХДС-ХСС, лидеры которой будут вынуждены искать соглашения с CДПГ. Однако новый вариант «большой коалиции» по образцу 2005 года в современных политических условиях представляется маловероятным.
В свою очередь, в ситуации роста социального недовольства сдвиг влево осуществили «Зеленые», которые отодвинули на второй план наследие бывшего лидера Й. Фишера и группы его сторонников внутри партии. Из партии «системной альтернативы» (экологистской, правозащитной и др.) начала 1990-х годов они уже давно превратились в «системную» партию, готовую сыграть свою роль в поддержании межпартийного баланса. В конечном итоге, «левый» социально-ориентированный и экологистский либерализм немецких «Зеленых» постепенно потеснил в общественном мнении правозащитно-общегуманитарный либерализм СвДП, переживающей глубокий системный кризис и пока не сумевшей адаптироваться к качественно новой политической ситуации. Партия до сих пор не может пережить потрясений конца 2011 года, связанных с внезапной отставкой лидера партии Кристиана Линднера, а также своих неудач на земельных выборах. В условиях кризиса для традиционных либеральных стратегий и идеологем для СвДП практически не остается свободного электорального пространства – «правые» избиратели в ситуации голосовать за ХДС-ХСС как партию-проводника непопулярных, но необходимых реформ, а недовольный ситуацией левый и лево-либеральный электорат – за СДПГ, которая давно и успешно, еще со времен канцлерства Г. Шредера, дрейфует в сторону социал-либерализма.
Впрочем, подобный дрейф не мешает СДПГ продолжать претендовать на роль главной оппозиционной силы страны. Неслучайно, что в течение нескольких последних десятилетий именно социал-демократы определяли ключевые изменения в идеологической платформе европейских левых, все дальше отходя от «революционного марксизма» и эволюционируя в направлении «не связанного комплексами» социал-реформизма.
Так, 14 апреля 2013 года на своем съезде в Аугсбурге, прошедшим под знаком 150-летнего юбилея партии и с чествованием имени видного деятеля германского рабочего движения ХIX века социал-реформиста Фердинанда Лассаля, Социал-демократическая партия Германии утвердила голосованием свою программу к выборам в бундестаг. Как и следовало ожидать, в ней СДПГ сделала решительный акцент на требованиях социальной справедливости.
Главное предвыборное обещание, с которым СДПГ идет на выборы в бундестаг в 2013 году - это введение в Германии фиксированной минимальной заработной платы. В свою предвыборную программу СДПГ внесла пункт о принятии закона о минимальной оплате труда в размере €8,50 в час. Последнее примерно соответствует уровню минимальной заработной платы во Франции и Голландии, славящихся своими национальными моделями социальной защиты и социальной политики. При этом источник средств для столь масштабного социального нововведения социал-демократами не раскрывается.
Наряду с этим, в пенсионной сфере социал-демократы предлагают установить размер минимальной пенсии в €850. В области пенсионной политики СДПГ полагает оставить прежний возраст выхода на пенсию в 67 лет. Программа СДПГ также предлагает отменить плату за дошкольные учреждения и за учебу в вузе. Перечисленные меры при всей их внешней привлекательности выглядят косметическими и камуфлируют стремление социал-демократов уклониться от ответственности за собственный вклад в создание системы «финансово-спекулятивного капитализма» в период канцлерства Герхарда Шредера в 1998-2005 годах. Той самой системы, которая привела к кризису, разразившемуся осенью 2008 года. По мнению видного эксперта Эрнста Хильдербрандта, высказанного на страницах издания «La Revue socialiste», «СДПГ потеряла всякую способность к критике канцлера и всячески демонстрирует ей свою верность. Она не верит больше в собственную силу и не имеет смелости формулировать и защищать свой собственный дискурс, следуя в фарватере европейской элиты»
В том же социально-популистском ключе выдержана программа ближайших союзников СДПГ. «Зеленые», в частности, предлагают чуть повысить минимальный размер пособия по безработице, доведя его до уровня €420 в месяц. И социал-демократы, и «Зеленые» предлагают Германии сходную по сути налоговую политику. И те, и другие хотят изменить систему подоходного налога, чтобы увеличить поступления от состоятельных и обеспеченных слоев, с последующим их перераспределением в пользу нуждающихся. На сегодняшний момент 10% наиболее богатых домохозяйств Германии владеют 53% чистого дохода страны. Предвыборная программа СДПГ содержит предложение увеличить ставку подоходного налога с нынешних 42% до 49% для лиц с годовым доходом свыше €100 тыс. и семей, зарабатывающих от €200 тыс. в год. Параллельно с этим, обе партии предлагают увеличить налоги на капитал, одновременно уменьшив «бонусы» менеджерам частных компаний. В частности, на капитал, превышающий 1 млн. евро, предлагается полуторапроцентный налог в течение десяти лет (Выборы в бундестаг Германии: партия евроскептиков может получить до четверти голосов избирателей // www.revizor.ua. – 3 мая 2013 г.).
В то же время социальный популизм и оптимизм германских «Зеленых» вызывает критику со стороны даже ближайших их союзников. Так, посетивший недавний съезд «Зеленых» председатель СДПГ Зигмар Габриэль посоветовал его участникам быть более сдержанными при публичных оценках перспектив «красно-зеленой» коалиции. Так, многими избирателями до сих пор не забыта поддержка «зелеными» вместе с социал-демократами в бундестаге так называемого «Стабилизационного пакта» Меркель-Саркози, что очевидно диссонировало с содержанием их партийной риторики.
Избранные СДПГ и «Зелеными» стратегии и платформы позволяют партиям опереться не только на традиционно поддерживающие ее группы лиц наемного труда и представителей «свободных профессий», но в значительной степени – на страдающий от углубляющегося кризиса немецкий средний класс, не одобряющий экономической стратегии кабинета А. Меркель. Последнее позволяет обеим партиям рассчитывать на благоприятный для себя исход выборов. В то же время ряд критиков сегодня полагает, что в действительности у СДПГ нет сегодня ни новых идей, ни решимости их реализовать на практике. Партия гибко подстраивается под существующую политическую конъюнктуру, но фактически не имеет при этом, как полагает политолог из Свободного университета Брюсселя Жан-Мишель де Ваэле, содержательных ответов на ключевые вопросы современной повестки дня – старение населения, миграцию, безопасность, одиночество, городскую политику и т. п.» (De Waele J.-M. Quel projet pour la social-democratie? // Le Monde – 2013. - 23 mai. – P. 5). Таким образом, считать современную СДПГ партией полноценной «левой альтернативы» было бы большим преувеличением.
На этом фоне становится вполне очевидным, что коалиционная формула «Rot-Rot-Gruen» («СДПГ – Левая партия – Зеленые») так и не реализуется в ближайшее время в немецкой политике. «Левая партия», категорически не приемля установки СДПГ и «Зеленых» о верности принципам атлантической солидарности, продолжении союзнической миссии в Афганистане и поддержке «Пакта стабильности», едва ли сможет договориться в случае удачного для трех оппозиционных партий исхода грядущих парламентских выборов о создании «трехпартийной» коалиции. Между тем, коалиционные «розово-красные» (с добавление «зеленого») правительства уже действуют в ряде немецких земель, а сама наследница «Партии демократического социализма» давно расширила ареал своего влияния за пределы земель бывшей ГДР.
«Левая партия» предлагает в своей предвыборной программе комплексную альтернативу «системной левой» в лице CДПГ, которая желает остаться в системе созданного при ее участии «финансово-спекулятивного капитализма» и далее эволюционировать в сторону социал-либерализма при сохранении «левой» риторики.
«Левая партия», таким образом, давно переросла рамки политического популизма, предлагая избирателям вариант наступательной «левой альтернативы» – включая сюда требования об упразднении НАТО, демонтаже политической власти крупных корпораций, публичном контроле за банковской системой в европейском масштабе, возрождении социального государства и приоритетном спасении социальной сферы в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса.
Подобная программа, при всей ее внешней привлекательности для известной части немецких избирателей, выглядит чрезмерно радикальной для большей части германского политического истеблишмента - что выводит «Левую партию» за рамки всего возможного спектра коалиционных формул.
В конечном итоге, немецкая многопартийность по результатам осенних выборов едва ли претерпит кардинальная изменения. При этом ее усложнение, поляризация и дальнейший отход от модели «управляемой многопартийности» неизбежно продолжатся. Меняющаяся социальная структура, система ценностей и интересов побуждают политические партии Германии изменять не только свою идеологическую «окраску», но и политическую стратегию. От принципиальной способности не к косметическим, но к глубоким трансформациям зависит будущее современных влиятельных партийных объединений. Таким образом, можно говорить сегодня не о «системном упадке» политических партий Германии, но о существенной трансформации их роли в условиях современных общественных изменений. На смену партийному «вождизму» постепенно приходит более прагматичный и ответственный менеджерский стиль, а на смену партийному «корпоративизму» и стремлению к элитарности - большая публичность и открытость избирателю, способность реагировать на современные вызовы и постоянные изменения политической и социально-экономической конъюнктуры, формулируя системные «ответы». Все это взятое в совокупности позволяет прогнозировать глубокие изменения немецкого партийно-политического «ландшафта» уже в обозримом будущем.
Сергей Бирюков