Нацполитика без рулевого

В середине мая чуть было не разразился новый скандал вокруг, наверное, самой серьезной проблемы России — национальной политики. СМИ сообщили, что Министерство регионального развития подготовило и отправило в правительство предложение запретить людям, допустившим ксенофобские высказывания, занимать государственные должности.

После этого «вброса» Министерство впало в вынужденный информационный анабиоз – как ни прокомментируй произошедшее, все будет плохо. Опровергни Минрегион эту информацию, пришлось бы отвечать на обвинения в бездействии, подтверди или промолчи - получили бы шквал критики о потакании интересам приезжих и игнорировании мнения коренного населения.

Потом официальному представителю ведомства пришлось выкручиваться и сообщить, что такая мера как бы предлагалась, однако в итоговый план, который Минрегион направил в правительство, не вошло, так как действующее законодательство уже содержит требование о недопущении нетолерантных высказываний со стороны государственных гражданских и муниципальных служащих. В ответе на вопросы РИА «Новостей», представитель ведомства подчеркнул, что нарушение требований уже сейчас может привести к увольнению чиновника.

Ситуация межнационального и межконфессионального общения — одна из самых острых и сложных в России, требующая от ответственных за нее чиновников больших знаний, тонкого политического чутья и умения дружить со всеми. Хотя в 1990-х России чудом удалось избежать из-за нее развала по югославскому сценарию, две чеченские войны и россыпь тихо тлеющих межнациональных конфликтов по всему Кавказу показывают, насколько российская государственность уязвима в этом вопросе.  

И главная причина этой уязвимости проста – системно в России национальной политикой никто не занимается. «Системность» в первую очередь  подразумевает, способность решать серьезные проблемы внеадминистративными  методами, интегрируя «национальные»  регионы в общероссийскую экономическую инфраструктуру, причем хотелось бы, чтоб еще и без ущерба для русского большинства. Пока же российское правительство делает все наоборот -  заваливает Чечню да и остальной Кавказ дармовыми бюджетными субсидиями, из которых раздуваются пузыри мегастроек «Грозный-сити», а внутренний рынок все больше переводится на импорт, в том числе продовольственный. В результате на Кавказе растут денежные могильники в виде никому ненужных небоскребов в Грозном, а стимулов для развития собственного сельхозпроизводства, например, фруктов и овощей, которыми всегда славился Кавказ, нет никаких.

Олимпийская мегастройка в Сочи поглощает миллиарды, но никак не стимулирует производство строительных материалов, для чего кавказские республики, опять же, первые кандидаты. При этом, отдав вопросы социального обеспечения работников полностью на волю частников-строителей, федеральная власть допускает вытеснение коренной рабочей силы  гастарбайтерами из Средней Азии, разрушая собственную налоговую базу и создавая новый очаг межнациональной напряженности.

Между прочим, все вышеперечисленные проблемные точки — олимпийскую стройку, и строительство в российском правительстве курирует один и тот же чиновник - вице-премьер Дмитрий Козак.  Хотя формально национальная политика является зоной ответственности региональных властей и администрации президента, в правительстве есть целая комиссия, которую почему-то возглавляет «олимпийский» вице-премьер. Он же является заместителем президента в Совете по межнациональным отношениям.

И хотя у Козака сформировался имидж человека продвинутого и чуть ли не либерала, работа возглавляемого им Совета по «националке» отличает поистине советская незамысловатость. Чиновники не придумали ничего лучше, чем разработать «Стратегию межнационального мира»,  которая по своей интеллектуальной изобретательности напоминает, что-то вроде инструктажа для народной дружины в районном отделении милиции в советские годы. Вся «стратегия» состоит из перечисления того, что нельзя -  пропаганды экстремистких идей в социальных сетях и запрет на использования этнического акцента в агитационных материалах, предвыборных компаниях и партийных программах и т.д.

Еще «Стратегия»  предлагает развивать «этнотуризм». Учитывая что Козак долгое время по сути руководил Северо-кавказским федеральным округом (тогда он назывался по-другому), и неплохо знает как там на самом деле обстоят дела и с межнациональными отношениями, и с террористической угрозой, да и просто с сервисом, то довольно странно, что разработанная под его руководством «стратегия» всерьез предлагает россиянам «этнотуризм»  в Чечню, или, например, в Дагестан.

Вообще само назначение Козака куратором такой проблемы говорит о том, что Кремлю на самом деле не до национальной политики. Одной олимпийской стройки было бы достаточно, чтобы полностью загрузить чиновника такого высокого ранга. Олимпиада скоро, и по мере ее приближения   проблем в Сочи  становится все больше. Можно не сомневаться, что последние полгода перед Играми все ответственные за них будут жить  в режиме постоянного аврала, залатывая то там, то сям очередную неожиданно обнаруженную дыру.  

В результате комиссии по нацотношениям просто некогда работать. Козак стал курировать нацполитику еще в марте 2011 года. Но никто не сможет сразу вспомнить, что конкретное он предложил или вообще сделал в этой сфере. Единственный результат работы комиссии – та самая бредовая «Стратегия», состоящая вперемежку из запретов и благих пожеланий. Кстати, в самом Сочи сейчас нацпроблема перешла лишь в латентную форму, поскольку денег настолько много, что проще их делить, чем за них воевать. Квартира в городе стоит примерно столько же, сколько и в Москве. Но когда это все «посыпется», недовольных будет явно предостаточно, а Сочи, и так всегда бывший городом многонациональным, сейчас благодаря олимпийской стройке, превратился в настоящий Вавилон. Только в этом интернациональном муравейнике крутятся большие деньги и конкурируют за них национальный общины, организованные,  сплоченные и агрессивные, а где-то сбоку сидит русское пока еще большинство и думает всякие нехорошие мысли – то ли казачьи отряды самообороны создавать, то ли бросать тут все и «валить».

Нетрудно предположить, что когда из Сочи улетит «олимпийский мишка», а точнее все три новых олимпийских символа (даже здесь не смогли оптимизировать расходы) и придется заниматься повседневными делами, станет ясно, что в межнациональных отношениях в России все запущено так, что неизвестно, с какой стороны к ним теперь и подступаться-то. Но если проблемы в ЖКХ или, например, в строительстве, можно «разруливать» пиаровскими методами – громкие заявления, новый букет уголовных дел и т.д., то с «националкой» так не выйдет. Тут цена любой ошибки, а тем более бездеятельности – не разворованные деньги, а пролитая кровь.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram