МОСКВА. Своеобразная компания из сенатора Руслана Гаттарова, известного широкой общественности участием в фальсификации тушения пожара, Министерства связи и представителей компании IBS попыталась вмешаться в объявленный ранее тендер Минздрава на размещение ЦОД.
Предметное обсуждение проекта во время открытых слушаний выявило чарущий уровень компетентности и непринуждённости критиков.
"...Возражений к ответам Сафронова со стороны Гаттарова не последовало, но возник вопрос: «Мы 1,8 млрд потратим за полгода. Что мы там хранить будем – непонятно, зачем – непонятно».
...
Выслушав 10-минутный экскурс в историю проекта со стороны Минздрава, сенатор сказал, что ему не ясна архитектура системы, предложил отменить аукцион и написать план дальнейших действий..." - процитировало начавшего публичный скандал вокруг тенедера сенатора издание CNews.
Редакция АПН со своей стороны находит заявление сенатора по меньшей мере странным - проект, предназначенный для обеспечения работы системы электронного обмена информацией между учреждениями здравоохранения не возник из воздуха по хотению левой пятки министра здравоохранения, а опирается на вполне понятную нормативную базу и движется к запуску на протяжении многих лет.
О целях проекта и характере информации, которая должна обрабатываться в ЦОД тоже достаточно хорошо известно, в том числе из конкурсной документации.
Кроме того, мы никогда не слышали, чтобы господин Гаттаров был специалистом по архитектуре информационных систем - следовательно и понимать их архитектуру ему, наверное, не обязательно. А вот открыто требовать на основании личного непонимания отмены конкурса, к самой необходимости проведения которого до сих пор не возникало ни у кого претензий - это новый, свежий ход. Мы впечатлены.
Не менее впечатлены мы и противостоянием чиновников Минздрава и Минсвязи. Особенно нас умилили требования Минсвязи отменить проведение конкурса, включающего в себя разработку проекта для.... разработки проекта. "Мы предложили посмотреть на то, что уже сделано, провести аудит, если необходимо разработать проект, давайте сделаем это, а далее будем проводить аукцион" - ни в голубом глазу заявила советник департамента координации информатизации Елена Бойко в ответ на утверждения представителей Минздрава о том, что проведение конкурса давно согласовано Минсвязи.
Похоже, что Министерству связи очень понравился его опыт по срыванию собственных тендеров, и руководимое господином Никифоровым ведомство решило распространить эту практику и на соседние ведомства.
Объяснение странному поведению Минсвязи начинает вырисовываться, если проанализировать встречные претензии Минздрава:
«Мы уважаем право Минкомсвязи выполнять свои функции. Но то, что в нарушение 94 закона материалы, которые мы передали Минкомсвязи, затем были переданы ограниченному кругу коммерческих компаний - вызывает вопросы» - заявил заместитель ИТ-директора Минздрава Роман Сафронов.
Речь идет о конкурсной документации, которая еще не была опубликована. «Узкий круг коммерческих компаний получил приоритетный доступ к нашей документации, - заявил Роман Сафронов. - Это вызывает недоумение».
Гениальный ответ Елены Бойко состоял в том, что «в Минкомсвязи работает не 1000 человек и нам необходимо привлекать технических экспертов. Мы не видим в этом ничего предосудительного, т.к. система касается всех граждан страны».
Госпожа Бойко, правда, не потрудилась уточнить, планируют ли проводившие 'экспертизу' компании в дальнейшем сами участвовать в тендере и если да, то как это соотносится с антикоррупционными положениями федерального законодательства.
Но внимательный читатель и сам мог бы обратить внимание на присутствовавших на слушаниях представителей компании IBS, резко выступавших против текущих условий проведения тендера. Редакции АПН, например, чрезвычайно интересно узнать, передавало ли Минсвязи представителям IBS доступ к конкурсной документации до её официальной публикации, и если да, то как вообще всё это соотносится с принципом равенства участников тендеров на закупку товаров и услуг в государственных интересах? Нет ли здесь, извините, коррупционного элемента?
Полагаем, впрочем, что и Минсвязи и IBS постесняются прокомментировать нам свои действия.
Мы, конечно, понимаем, что рядовому читателю наше внимание к таким подробностям может показаться странным, но давайте посмотрим на ситуацию предметно.
Проект, предназначенный для объединения около 8300 российских государственных медицинских учреждений в единую информационную сеть готовился много лет, имеет стратегическое значение для отрасли и в целом для страны. Он обещает создать условия для существенного облегчения жизни пациентов, сократить время стояния в очередях и облегчить лечащим врачам доступ к необходимой им медицинской информации.
Проект делается не по фантазии отдельного чиновника, а на основе государственной программы, сами требования к конкурсу выработаны представителями профильного министерства и не выглядят нелепыми или искусственными.
На этом фоне попытка закошмарить проект странными претензиям типа "я не понял" или "а давайте купим услуги ЦОД в одном месте, а каналы к ЦОД - обязательно в другом", впихнуть в реализацию проекта организации, заведомо не обладающие необходимыми компетенциями, подогнав условия проведения конкурса под их возможности, выглядит вполне однозначно.
Мы, впрочем, могли бы теоретически поверить в чистосердечность намерений сотрудников господина Никифорова, если бы не их двухмесячной давности эпический успех по срыву конкурса на создания портала РОИ (Российской Общественной Инициативы) о котором мы уже упоминали в этой статье.
Напомним, что по условиям конкурса, сформулированных самим министерством, исполнители работ должны были бесплатно(!) сделать и поддерживать портал в течении трёх лет и срок выполнения работ составлял 1.5 месяца. В итоге Министерство Связи отказалось принять документацию от двух претендентов на участие в конкурсе - Ростелекома и Почты России под предлогом что те якобы предоставили неполный комплект бухгалтерской документации. Можно подумать, что у Минсвязи есть какие-то сомнения в финансовом состоянии двух подведомственных ему структур, чтобы можно было оправдать обустройство такого балагана.
Не удивимся, если через некоторое время право на изготовление того же портала получит, например, компания IBS, но уже за деньги.
Вот держа в голове эту совсем недавнюю историю и начинаешь как-то скептически относиться к борьбе Минсвязи за качественную реализацию тендеров Минздрава. Смотришь на эту вот картинку... и узнаёшь в одном из героев некоего федерального министра. Кажется, наверное...