Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что российским банкам необходимо задуматься о снижении стоимости кредитов. Существующие сейчас ставки глава Минфина рассматривает как слишком большие, запредельные.
"Мне тут недавно поступило конфиденциальное предложение: мне хотели предоставить потребительский кредит, лично мне, Силуанову Антону Германовичу. Знаете, какая ставка была мне предложена? 23%... Размер ставок запредельный", - заявил А.Силуанов, выступая на XXIV съезде АРБ.
Редакция АПН со своей стороны меланхолично замечает, что 23% не предел, это банк, по всей видимости, персональную скидку сделал профильному министру. Наверняка, решили пойти навстречу косвенному начальству. А так то бывает и 36%, не более чем пару лет назад один крупный розничный банк предлагал счастливым покупателям продукты с эффективной ставкой в 76% годовых.
Но знал ли об этом министр? Или, как это положено нашим вождям - злые бояре обманули и вышел неожиданный неприятный сюрприз? (Хотя кто тут боярин, спрашивается?). Или, может, знал, но, внезапно - наступило моральное прозрение?
Странная, честное слово ситуация - всё у нас на финансовых рынках шло как шло, все вроде бы были довольны - и тут вдруг то Игнатьев транслирует на публику откровения страшных тайн про российский рынок обналички, то, вот теперь, министр финансов - жжот глаголом сердца банкиров и указывает им строго, что нельзя с потребителей драть три шкуры...
Невероятно завышенной глава Минфина считает и комиссии, взимаемые банками за денежные переводы.
"Говорят, платежные терминалы берут высокую комиссию, ничего подобного - платежные системы берут 0,1-0,2%, а банки за перевод - 2% и даже больше", - отметил А.Силуанов. Господин Силуанов зря беспокоится - после слива функций регулятора финансовых рынков в Центробанк из Минфина - единственное, что можно ожидать на этом фронте, так это подъёма комиссии терминалов до уровня приблизительно соответствующего банковской.
Вся эта неловкая ситуация, поневоле, наталкивает на мысли о том, что Минфин в нашей стране как-то не особенно влияет на монетарную политику, предоставив заниматься этим ЦБ. А ЦБ, в свою очередь, проблемы рядовых индейцев-потребителей, как и положено шерифам, решает в последнюю очередь.
Можно подумать для кого-то станет новостью, что процентные ставки банков по кредитам базируются на нормативах утверждаемых ЦБ и на ставке рефинансирования, устанавливаемой ЦБ. Нет, не станет.
А может кто-то не в курсе, что в то время как в России эта самая ставка рефинансирования по состоянию на дату написания статьи составляла 8.25%, то у ЕЦБ и ФРС соответствующие параметры, определяющие денежную политику, находятся на уровне 0.75%?
Да нет, ни для кого не секрет.
Ну так и что же теперь лить крокодиловы слёзы по поводу высокой стоимости кредитов в России, если эта стоимость целенаправленно завышается Центробанком? Может, проще поменять руководство ЦБ и не на госпожу Наибиуллину, а на кого-то с более внятными взглядами на вопросы эмиссии? Мы прекрасно понимаем, что у министра финансов нет никаких особых рычагов влияния на ситуацию, что он может только повыступать перед банкирами, которые слушать будут в этой ситуации не его, а голос своего кошелька. Но, может быть, что-то не так идёт с управлением финансами в нашей стране, если её центральный финансовый институт много лет подряд проводит откровенно контрэкономическую, ограничивающую рост политику?