Впервые за долгие годы существования Союза журналистов Москвы (СЖМ), состоявшийся 27 марта съезд этой организации - седьмой по счету – не прошел традиционно никем незамеченный, а стал мало-мальски значимым медийным событием. О VII съезде достаточно подробно рассказали сразу три ведущих информагентства страны и целый ряд популярных интернет-изданий.
Любопытно, что сообщалось не столько об идеях, прозвучавших на VII съезде (что понятно, т.к. практически на 100% они повторяли разговоры прежних лет), сколько о конфликте главы СЖМ, владельца и главреда «Московского комсомольца» Павла Гусева с депутатами-единороссами из-за оскорбительной заметки. Это, впрочем, не помешало ему избраться на новый срок председательства в СЖМ.
Итак, на VII съезде столичных журналистов обсуждался вопрос о создании Фонда социальной защиты сотрудников СМИ, обеспечение гарантий независимости журналистики от власти, о саморегулировании работы журналистского сообщества. Однако некими уже совершившимися достижениями председателю СЖМ Гусеву похвастаться не удалось. В основном пришлось признавать ошибки.
«Нам не удалось разработать и обеспечить систему страхования и защиты журналистов при исполнении профессионального долга, проявить должную настойчивость в решении социальных проблем работников СМИ и гарантировать пенсионное обеспечение с учетом специфики заработка. Не удалось активно и более масштабно привлечь в работу СЖМ молодых журналистов», - заявил он в своей речи.
Однако это, как и этический конфликт «МК» с «Единой Россией» из-за заметки «Политическая проституция сменила пол», а также появившегося в интернете компромата против газеты, не помешало Гусеву вновь возглавить СЖМ.
Напомним, речь о статье Георгия Янса, который сравнил нескольких женщин депутатов Госдумы от «Единой России» с проститутками, чем вызвал возмущение в рядах правящей партии. Однако главный редактор «МК» отказался извиняться за хамство на страницах своей газеты. В ответ единороссы обвинили его в публикации рекламы секс-услуг. А журналист Сергей Доренко в эфире «Русской службы новостей» это доказал, позвонив по «первому же попавшемуся объявлению из «МК» и заказал себе на дом «худую девушку».
Не стал препятствием для переизбрания Гусева и компрометирующий видеоролик в интернете, в котором показаны несколько эпизодов, как бывшие и нынешние сотрудники «МК» в салоне некоего автомобиля берут деньги за публикацию «джинсы»: о публичном доме, о российско-грузинской войне, о патриархе Кирилле. Одна заметка, судя по диалогам из видео, оценивается примерно в 500 тысяч рублей.
Впрочем, это не столь удивительно. О лояльности Гусева к черному PR и «заказухе» известно не первый день. В прошлогоднем интервью «Slon.ru», например, он заявил, что «это не преступление».
«Не говорите глупостей! По российским законам это не преступление (речь о размещении проплаченных материалов – ред.), если существуют пиар-агентства, которые предлагают вам разместить платные материалы, которые мы в просторечии называем черным пиаром, то это не противозаконно. И не нужно из себя изображать девственницу. Или девственника. Закон это позволяет. Делайте хоть всю газету платной, и таких газет у нас полно. Мы говорим о нравственной позиции, что этого делать не надо», - заявил он в октябре 2012 года, в том же интервью добавив, что одной из главных проблем на тот момент считал недостаток нравственности в обществе.
Судя по всему, за несколько месяцев недостаток нравственности в российском обществе был с лихвой восполнен, и газета Павла Гусева решила сделать себе послабление в отношении женщин-политиков, позже, правда, сославшись на то, что первым так говорил еще Ленин, а значит можно и нравственному «МК».