Исключение из «Справедливой России» Дмитрия и Геннадия Гудкова, а также приостановка партийной деятельности депутатом Госдумы Ильей Пономаревым может способствовать зарождению необычного политического альянса. О готовности сотрудничать с ними, в рамках так называемой независимой депутатской группы «Альтернатива», которую намерен создавать Пономарев, объявил лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров.
«Мы в «Гражданской Платформе» приветствуем создание независимой группы Пономарева-Гудкова. Рассчитываем использовать эту площадку как возможность для продвижения своих законопроектов», - написал олигарх в своем Твиттере.
Эксперты считают, что действия политика явно противоречат курсу на создание адекватной альтернативы власти, как декларирует сам Прохоров.
В частности, по мнению политолога, профессора ВШЭ Олега Матвейчева, Прохоров намеренно «собирает все, что плохо лежит и все что не приколочено».
«Очень трудно уместить вместе изгнанных из «Справедливой России» людей и рафинированных интеллигентов из «Гражданской платформы», вроде Евгения Ройзмана. Он собирает у себя под крылом всех отмороженных, безбашенных и недоговороспособных людей, которых выгнали из других партий, - говорит эксперт. – Но для Прохорова политические убеждения не имеют значения, хоть это и противоречит курсу на разумную альтернативу».
Старший преподаватель философского факультета МГУ, политолог Вячеслав Данилов полагает, что Прохоров находится под сильным влиянием «интеллектуалов и технологов из 1990-х, которые с ностальгией вспоминают опыт перестройки» и хотели бы его повторить. По его мнению, именно для этого Прохорову нужны политики, которые уже не столько ассоциируются с какой бы то ни было идеологией, сколько подходят для «сиюминутного альянса «всех честных людей».
«Не даром за последние два года гуманитарные проекты Прохорова сделали все, чтобы перевести представления о великой геополитической катастрофе (распад СССР – ред.) в режим ностальгии. В «альтернативе» Прохорова форма диктует содержание. Не важно, что Гудковы поднялись на популистской левоконсервативной риторике, важно, что политическая форма этой оппозиции размывает различия правого и левого, превращает политическое содержание в пользу сиюминутных альянсов «всех честных людей» и тому подобного».
Данилов считает, что все это – «интеллигентская утопия», попытка «переиграть перестройку». Главные противники утопистов – неоконсерваторы, ностальгирующие по позднему брежневскому этапу СССР.
«Вопрос в том, с какой скоростью эти два интеллигентских лагеря приближаются друг к другу, и в какой точке они встретятся, и не превратится ли это в фарс августа 1991 года, но уже в виде трагедии», - заключает эксперт.
Напомним, незадолго до думских выборов 2011 года Михаил Прохоров возглавил партию «Правое дело» – наследника «Союза правых сил». Считалось, что он сможет превратить этот неолиберальный и на тот момент совершенно недееспособный политический проект в сильную партию, которая займет свою нишу на «правом» флаге.
Однако Прохоров начал принимать кадровые решения, которые оказались непонятны либеральной аудитории. Самым ярким примером стало приглашение в партию скандального известного наркоборца, изгнанника из «Справедливой России» Евгения Ройзмана, главный упрек к которому заключался в его уголовном прошлом и совсем нелиберальных политических взгладах. При этом Прохоров фактически расформировал питерское отделение «Правого дела», которое открыто выступило против неоправданных, по их мнению, действий нового лидера партии.
В результате внутренний конфликт в «Правом деле» привел к расколу партийных элит. Прохоров с позором был свергнут на альтернативном съезде партии, после чего амбициозный план по выходу в большую политику оказался под большим вопросом.
Не исключено, что попытка объединить под крышей новой партии Прохорова «Гражданской платформы» далеких от либеральной идеи отщепенцев из других партий может способствовать повторению сценария 2011 года.