Информационная война против «Тольяттиазота» получила неожиданный поворот. В сети оказалась опубликована переписканекоей Виктории Андреевой, которая, судя по текстам писем, организовывала пиар-кампанию «Уралхима» против «Тоаза».
В опубликованных письмах, если поверить в их подлинности, речь идет о планировании публикаций заказных материалов, о согласованиях сроков их выходов, приложены отчеты заказчику о публикациях, а также обсуждаются вопросы оплаты.
Самые яркие свидетельства того, что «черные пиарщики», работая против «ТоАЗа», действовали в интересах «Уралхима» обнаруживаются в письмах, которые связаны с позитивным PR для компании «Уралхим». Например, у Андреевой спрашивают, как можно изменить содержание пресс-портретаМурадаЧапарова в Яндекс-новостях, который обозначен как гендиректор ОАО «Воскресенские минеральные удобрения»,а на самом деле «уже более полугода возглавляет Азот». «Можно ли что-нить сделать с контентом пресс-портрета, сейчас там много негатива, причем старого. Посоветуйте», – говорится в одном из писем, направленных Андреевой.
Еще одно свидетельство – пересылка подробных финансовых отчетов об оплате тех или иных публикаций. В отчетах фигурируют такие популярные в Самарской области ресурсы как tltgorod.ru, samara.ru, gorod54.ru, regionsamara.ru и другие. В отчетах указаны контактные лица и суммы, которые якобы платились за публикации. Некоторые СМИ, как следует из этой таблицы, публиковали материалы бесплатно.
Но «львиная» доля писем посвящена, конечно же, обсуждению непосредственно самих материалов.
Здесь речь идет, в частности, о ДТП с участием тольяттинского «пиарщика» Сергея Лекторовича. Лекторович попал в ДТП, в котором погиб человек. Лекторовича арестовали. Стоит ли говорить, что он не имел никакого отношение к «Тольяттиазоту», однако для его дискредитации пиарщики использовали этот случай и представили ситуацию так, якобы Лекторович был связан с компанией.
Отдельная тема – это рекламные щиты, которые были посвящены компрометации «Тольяттиазота». Биллборды размещались, в частности, в Тольятти, в ближнем Подмосковье, в некоторых других местах. Из писем следует, что и биллбодами, и вбросом информации занимались одни и те же люди.
В одном из писем, адресованных Виктории Андреевой, в частности, говорится: «надо 15-20 щитов в Тольятти на июль.креатив планируемый ниже. запроса как вика, платить будем по схеме». Далее следуют слоганы, которые необходимо было разместить на баннерах: «Прошу Вас принять срочные меры по предотвращению непредсказуемых последствий на ТОАЗе – особо опасном предприятии», «Беда на предприятии непредсказуема!», «На карту поставлена жизнь людей на рабочих местах завода, города и региона на особо опасном предприятии!» и другие.
Интересна переписка и по поводу митинга против «Тольяттиазота» в начале мая. Виктория отправляет заказчику сценарий митинга. В документе говорится: «Основной посыл: Солидарный протест жителей Тольятти против компании «Тольяттиазот» (ТоАЗ) – одногоиз крупнейших в России химических комбинатов. Участники: тольяттинцы, самарцы, которые будут привезены на место проведения на автобусах, четыре проверенных «крикуна» из Москвы».
На деле массовка явно перепутала здание мэрии Тольятти и администрации Ставропольского района и провела митинг не там, где надо. Организаторов это не смутило и уже на следующий день Андреева согласовывает для отправки в региональные СМИ тексты статей и фотографии с состоявшегося митинга.
Довольно много писем в опубликованной переписке Виктории Андреевой посвящены теме дискредитации руководства ТоАЗа. В частности, СМИ предлагалось писать о якобы используемых незаконных схемах бизнеса, занижении прибыли, уходе от налогов, внутренних конфликтах, некомпетентности, жадности и т.д. К чести СМИ, надо сказать, не все соглашались. Вот, например, фрагмент переписки с ИС «Тольятти-Новости».
«Мы хотели бы договориться на долгосрочной основе оплачивать публикацию информационных материалов критического характера о деятельности предприятия ТольяттиАзот и его акционеров и руководства. Предполагаем, что это будет несколько материалов в месяц, оплата поквартально. Мы готовы отдельно платить за то, что эти материалы гарантировано будут опубликованы, даже если ТольяттиАзот будет платить за их снятие или не-публикацию. Говоря простыми словами, за «анти-блок». Также мы готовы стимулировать публикацию наших материалов своего рода абонентской платой – повторюсь, нас интересует сотрудничество на долгосрочной основе», – говорится в письме Виктории Андреевой.
А вот ответ, который она получает: «К сожалению, порадовать Вас нечем. На совещании было принято решение не публиковать данную информацию ни на каких условиях. Извините, что не смогла Вам помочь». Впрочем, отказывались от лакомого кусочка, если верить переписке, конечно, не все.
Значительная часть писем посвящена экологическим акциям «Зеленого патруля». Эта московская организация многократно заявляла о своих претензиях к «Тольяттиазоту» и устраивала в городе акции протеста. Из писем следует, что «черные» пиарщики сознательно использовали «Зеленый патруль» для работы против ТоАЗа.
В частности, в одном из писем, которое получает Виктория Андреева, говорится, что директор природоохранных программ общественной экологической организации «Зеленый патруль» «готов дать эксклюзивное интервью Понедельнику». «При разработке вопросов для интервью просьба учесть, что у Зеленого патруля есть результаты по разным предприятиям Тольятти и Самарской области. В частности, среди прочих один из вопросов будет посвящен противопоставлению: как все хорошо у Тольяттикаучука (он все нормы соблюдает), и как все плохо у ТоАЗа с экологией», – говорится в письме. Организация «Зеленый патруль» многократно упоминается в разных письмах.
Отдельное направление, по которому работали «черные» пиарщики – это приписывание несуществующих слов председателю совета директоров ТоАЗа Сергею Махлаю. В одном из писем, которые госпожа Андреева получает 21 сентября, приложен файл, где две страницы текста, написанного якобы на основе заявления Махлая. При этом реальные заявления председателя совета директоров здесь перемешаны со словами, которых он на самом деле не говорил.
Не гнушались «пиарщики» никакими технологиями. Надо сказать, что были среди них и весьма простенькие. СМИ предлагалось публиковать якобы проведенные опросы местных жителей, где они, помимо прочих тем, высказывали недовольство деятельностью «Тольяттиазота». В письмах Андреева рассылала эти «опросы» по СМИ.
В текстах опросов жители выражали «праведный гнев» деятельностью завода. Например, «47-летний юрист Анатолий Х».говорит: «Недавно прочитал интервью с председателем Совета директоров «Тольяттиазота» Сергеем Махлаем – полная его версия только в интернете вышла. Поразился – он там открыто говорит про налоговую оптимизацию на заводе, типа применяют там некие полностью законные схемы. Получается, как бы ворует, но законно. Как такое возможно? <…> И в чем же тогда разница между Ходорковским и Махлаем? Что тот в политику нагло лез и власть критиковал, что этот, как пишут, оппозицию финансирует, Березовского поддерживает. Может дело в том, что Махлай уже «свалил» на запад и его не достать?»
Значительное внимание в переписке с Викторией Андреевой уделено информационной кампании в поддержку нападок миноритарных акционеров (Евротоаз Лимитед, Уралхим) на ТоАЗ. Переписка показывает, что черные пиарщики действовали от имени и в интересах компаний «Уралхим» и «Евротоаз».
Всего в сети оказалось опубликовано более 300 писем. Кто и зачем это сделал – остается загадкой. Однако с уверенностью можно говорить, что теперь «Уралхиму» будет тяжело оправдаться, ведь широкая общественность получила доступ к неопровержимым доказательствам того, что информационная кампания против «Тольяттиазота» была тщательно спланированным, с достатком профинансированным и грамотно реализованным мероприятием «Уралхима».
По материалам агентства Infox