МОСКВА. О том, что Министерство труда готовит законопроект, предусматривающий налоговые стимулы для компаний, создающих корпоративные пенсионные программы для своих сотрудников, рассказал журналистам замглавы ведомства Андрей Пудов. Он сообщил, что прежде всего это касается производств с неблагоприятными условиями труда. «Работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу, а у работников будут формироваться соответствующие права на социальные гарантии в корпоративных системах», — пояснил замминистра.
Правительством были введены дополнительные страховые взносы для предприятий за работников с вредными и тяжелыми условиями труда. С 2014 года они составят 2% от фонда оплаты труда, в 2015 году достигнут 6%. Таким образом государство продолжило ранее взятую (и вполне разумную) линию на отказ от компенсации и льготирования из государственной казны досрочных пенсий для сотрудников вредных производств. Это, в целом, выглядит разумным и справедливым - если уж вредные производства оказались приватизированны, то не вполне понятно, почему государство должно субсидировать нежелание частных работодателей улучшать условия труда.
Однако сами по себе эти меры, хотя и обещают дать определённый эффект, выглядят откровенно недостаточными для выправления общей тяжёлой ситуации. Финансовый дисбаланс пенсионной системы продолжит иметь место и после их вступления в силу. И законопроект Минтруда стал одним из вполне предсказуемых шагов в общих метаниях правительства, пытающихся исправить ситуацию.
Законопроектом Минтруда также предполагается стимулирование граждан, участвующих в программах добровольного пенсионного обеспечения. Для них чиновники предлагают увеличить сумму налогового вычета с сегодняшних 120 тыс. до 200 тыс. руб. А предприятиям, отчисляющим средства на корпоративные пенсии, могут быть предоставлены льготы по выплате НДФЛ.
Понятное дело, что эта линия будет постепенно углубляться и расширяться и, в итоге, приведёт к тому, что кидать пенсионеров с размером выплат будет уже не только государство, но и частные компании. А ответственность за их обязательства в случае банкротства государство на себя не возьмёт. Ну, по крайней мере, теперь у чиновников, оказавшихся в хорошей компании, будет возможность хотя бы попытаться умыть руки.
Ранее Минтруд обнародовал два варианта законопроекта о корпоративных пенсионных программах, которые предполагали введение механизма дополнительных выплат к пенсиям. Причем в последнем из них предприятия наделили полномочиями создавать пенсионные программы без участия НПФ или страховщиков. Это означает, на практике, резкое снижение надёжности пенсионных программ для неопределённо широкого круга лиц.
Если государство говорит работнику, что "...Вы основной объём своей пенсии будете получать в ООО "Шараш-монтаж-контора", которое вообще никак не контролируется нашими грядущим мегарегулятором финансового рынка...", а через 15 лет, когда работник придёт за пенсией - он увидит, что старые учредители ООО умерли, а оно переоформлено в собственностей бомжей, которые тоже умерли - то, как кажется, в том, что будущий пенсионер вместо своих пенсионных выплат получает дулю - виноват только он сам. Неправильно осуществил осознанный рыночный выбор работодателя.
А то, что государство, которому какие-никакие пенсионные выплаты платились - оказывается ответственным второй-третьей очереди - так вот же - оно ж льготы по НДФЛ давало, страховые взносы не собирало....Целиком доверилось частным лицам, а они, гады, умерли и наследники уже за бугром. Концов не найти....
Всё это очень мило, но, на практике, если быть честным, означает не более чем подготовку масштабного кидка пенсионеров в национальном масштабе. Если политическое руководство страны решило взять линию на отказ от закреплённого в Конституции социального статуса государства - то, возможно, стоило бы прямо об этом сказать, а не организовывать долговременные махинации с созданием нерегулируемых и просто несуществующих, заведомо дутых частных пенсионных фондов в каждой отдельно взятой фирме?