МОСКВА. Александру Лебедеву, скорее всего, придется ликвидировать свою авиакомпанию Red Wings, чей сертификат эксплуатанта был приостановлен Росавиацией после декабрьской катастрофы во Внуково пассажирского самолета Ту-204. В ближайшее время, судя по всему, компании придется подать иск о добровольном банкротстве, так как, по словам Лебедева, она не может бесконечно терпеть убытки, связанные с невозможностью совершать полеты. Шансы выжить у компании будут, только если ее купят за 1 рубль госструктуры, — Лебедев сообщил «Известиям» о желании подарить Red Wings властям.
Разрешение на полеты Red Wings, отобранное 4 февраля, до сих пор не вернули, из-за чего компания теряет 300 млн рублей в месяц, говорит Лебедев, а если возобновлять деятельность, то это повлечет за собой дополнительные убытки в 300-400 млн рублей. Лебедев намерен предложить акционерам лизинговой компании «Ильюшин финанс Ко» (ИФК), у которой Red Wings арендует 8 самолетов, — Внешэкономбанку и Объединенной авиастроительной корпорации — принять у него в дар (формально за 1 рубль) принадлежащие ему 51% акций Red Wings.
Таким позорным для российского авиапрома и государства образом заканчивается попытка частного лица поддержать российский авиапром, занимаясь продвижением и поддержкой выпуска российских самолётов Ту-204. То, что господин Лебедев последовательно выступал публично для продвижения Ту-204 и вложил них немалые средства, является широко известным фактом.
Тем интереснее результат. Всем остальным участникам рынка, он, наверное, станет хорошим уроком.
Хотя вполне очевидно, что причиной катастрофы и отзыва сертфиката были не собственные проблемы Red Wings, а конструктивные недостатки российского самолёта, наше государство не предприняло ничего, чтобы поддержать частную авиакомпанию, сделавшую ставку на отечественную авиатехнику. Проблемы Red Wings остались проблемами Red Wings, а государственные структуры предпочли организовывать сборку самолётов Bombardier на предприятиях российского авиапрома и, в нарушение собственного устава, брать самолёты Bombardier в лизинг.
На взгляд редакции АПН крайне симптоматично, что принадлежащая ОАК ИФК, вместо того, чтобы сделать хоть что-то для облегчения финансового положения своего партнёра, взявшего в лизинг технику, произведённую ОАК вместо этого вкладывает силы и средства в продвижение на российской рынок техники конкурента ОАК.
Если исключить из рассмотрения фантастические гипотезы о закулисной покупке российским госавиахолдингом доли в канадском производителе самолётов, то приходится сделать печальный вывод. Всё выглядит так, будто руководство ОАК пошло на слив собственных проектов и постепенно теряет контроль над происходящим в отрасли.