В непрерывной череде громких коррупционных скандалов последнего времени может вскоре появиться еще один заметный эпизод. Тучи сгущаются над Арбитражным судом города Москвы, под руководством председателя Сергея Чучи, превратившимся в настоящий рассадник взяточничества и кумовства.
Сергей Юрьевич Чуча был назначен председателем Московского арбитражного суда в 2011 году, до этого 4 года возглавляя арбитражный суд города Омска. В столицу Чуча прибыл, как водится, не один, а с командой верных соратников-омичей. И Сергей Юрьевич быстро осознал все преимущества работы в столице: возможностей подзаработать здесь куда больше, чем в Омске: что ни день, то судятся крупные корпорации, и нет-нет, да кто-нибудь предложит щедрую материальную поддержку за «правильное» рассмотрение дела.
Но спокойное и размеренное руководство судом продолжалось недолго: в октябре 2012 года руководитель секретариата председателя суда Константин Ребец собирался получить для шефа очередные $ 1,5 млн за решение конкретной проблемы. Однако, как выяснилось, авторами заманчивого предложения на этот раз выступали оперативники ФСБ.
Хотя обвинений Чуче пока предъявлено не было, все произошедшее самым неблагоприятным образом сказалось на эмоциональном состоянии председателя московского арбитража. В какой-то момент появились даже стойкие слухи о «добровольной» отставке. На самом деле Чуча просто предпочел временно затаиться, отойти от дел и не привлекать внимания, в то время как на первый план вышла его близкая соратница Екатерина Александровна Кулагина.
Ее история в свете последних событий в министерстве обороны не может не вызывать любопытных параллелей. Эффектная блондинка тридцати лет, она сумела построить поистине головокружительную для чиновника карьеру. Проработав пять лет помощницей С. Чучи в Омском арбитражном суде, к 27 годам Кулагина уже стала судьей, а в 28 – ни много, ни мало, заместителем председателя Арбитражного суда города Москвы. Подобные взлеты не могли не вызвать негодование у других судей. Они прекрасно понимали, что Чуча, известный своими неуемными сексуальными аппетитами еще по Омску, сделал вчерашнюю студентку Кулагину своей помощницей не только в работе.
Кадровая политика Чучи с первых дней настроила коллег против его ставленников и его самого. Кулагина фактически приняла на себя управление судом, поток «просителей» с выгодными предложениями переключился на нее. Для Чучи схема крайне удобная: подчиненная берет для него взятки, а в случае ее ареста он, подобно экс-министру Сердюкову, будет в худшем случае ходить на допросы в качестве свидетеля и отказываться от дачи показаний.
Впрочем, у омского тандема уже начались серьезные проблемы. За последние месяцы сразу несколько судей Московского арбитражного суда заявили о попытках давления на них со стороны руководства.
Первый случай произошел в ноябре 2012 года при рассмотрении иска АФК «Система» к ОАО «РЖД» об отмене продажи 25% акций Первой грузовой компании структурам Владимира Лисина. Как сообщает «Коммерсантъ», судья Елена Золотова приняла исковое заявление АФК «Система» к производству, назначив собеседование сторон и предварительное слушание на 14 января 2013 года.
20 ноября, по заявлению истца, поступившего уже через канцелярию суда, приняла обеспечительные меры по иску, запретив совету директоров ОАО РЖД одобрять продажу блокпакета ПГК за 50 млрд руб. Одновременно ОАО "Агентство "Региональный независимый регистратор", ведущему реестр акционеров ПГК, было запрещено совершать "любые операции" по лицевым счетам РЖД в отношении этого пакета. Уже на следующий день заместители председателя суда потребовали от Золотовой разобраться со сложившейся ситуацией по принятым обеспечительным мерам, отменить эти меры и до 27 декабря подать в Квалификационную коллегию судей (ККС) Москвы заявление об отставке. В начале декабря Елена Золотова была вынуждена обратиться к председателю СК РФ Александру Бастрыкину с просьбой проверить факты оказания давления на нее со стороны руководства суда.
Спустя две недели с аналогичным заявлением (правда, уже в Совет судей) обратился судья Александр Иванов, которого необоснованно отвели сразу от трех дел. «На меня оказывалось непроцессуальное воздействие со стороны руководства суда, которое, будучи недовольным выносимыми судебными актами и моей позицией, не согласующейся с их рекомендациями, дало указание отвести меня от рассмотрения указанных дел»,— говорится в обращении Александра Иванова. По мнению судьи, все это свидетельствует о действиях руководства суда в пользу определенных лиц и наличии непроцессуальной заинтересованности.
Источник в Московском арбитражном суде сообщает, что на данный момент еще несколько судей готовятся обратиться с аналогичными заявлениями об оказании непроцессуального воздействия со стороны Екатерины Кулагиной. Также он отмечает, что в последнее время поведение Кулагиной резко изменилось. Она стала вести себя с коллегами и подчиненными с нескрываемой надменностью и жесткостью, нередко позволяет себе грубости, чем еще больше настраивает против себя других судей.
Надо полагать, что в условиях жесткой борьбы с коррупцией руководство страны не может не обратить внимания на все, что творится в последнее время в Московском арбитражном суде. Когда начнется показательный процесс, Сергей Чуча, вероятнее всего, окажется «не при делах», а вот его подчиненные, и особенно ближайшая соратница Екатерина Кулагина, могут ответить по всей строгости и лишиться не только блестящей карьеры, но и свободы.
Первая публикация – "Стрингер"