Похоже, снятие со всех постов главы компании «Курорты Северного Кавказа» вице-президента Олимпийского комитета России Ахмеда Билалова после его жесткой критики президентом Путиным не явилось единственной неприятностью для Аркадия Дворковича, курирующего ТЭК в правительстве Медведева.
«Бомбометанием» по ТЭК сразу разразились три государственных телеканала. Главная весть – энергосистема Северного Кавказа и Краснодарского края чуть не было отдана в руки некоего СП с корейским участием – Eurasia Energy Holdings. Однако, как было заявлено в сюжете на телеканале «Россия-1»: «Корейцы — это всего лишь прикрытие. Отдавая какому-то дяде фактически ни за что электросети всего Северного Кавказа и Краснодарского края, государство оставалось бы еще и должно протеже Дворковича.
Вся фишка, конечно, была не в лишенном всех постов Ахмеде Билалове, а в том, что проект поддержал вице-премьер Аркадий Дворкович. Кто-то слил информацию, что еще до Нового года тот давал распоряжение, целью которого была передача компании МРСК Северного Кавказа «уполномоченному бизнесмену». По сути, вице-премьера поставили настолько в неудобное положение, что 19 февраля 2013 года Дворкович на своей странице в Facebook вынужден был опровергать слухи о своей скорой отставке. Как сказал бы в этом случае старина Карл Маркс: «Хорошо роет старый крот!». Если, конечно искать крота в окружении самого Аркадия Дворковича.
О том, что такая мысль актуальна, говорит и растерянность пресс-секретаря Дворковича Алии Самигуллиной. Та до сих пор никак не может взять в толк, как же служебная переписка попала на федеральный канал. Она невнятно утверждает, что передача кому-либо компании «МРСК Северного Кавказа» — неправильная трактовка происходящего, мол, 90% рабочих документов состоит из таких обычных резолюций вице-премьера, которые еще будут обсуждаться.
Но утечка очевидна. Как тут не вспомнить, что в октябре прошлого года Аркадий Дворкович вляпался в скандал с «РусГидро», когда во исполнение предвыборных обещаний Владимира Путина правительство попыталось забрать в бюджет более 123 млрд. руб. со счетов «Роснефтегаза» Игоря Сечина. В ответ советник президента Антон Устинов вежливо, но жестко попросил вице-премьера Дворковича обосновать предложения правительства по докапитализации «Русгидро».
В то время странным образом всплыло, что в ситуации вокруг ТЭКа свою роль сыграл и другой Устинов. Приходится ли он первому родственником или просто однофамилец, так и осталось вопросом для СМИ. Но роковое 8 июня 2012 года оказалось напоминанием вице-премьеру Дворковичу, что, кроме него, в курируемой им сфере есть не менее влиятельные силы. В тот день Дворкович назначил совещание с главами крупнейших нефтяных компаний страны – но вот беда: почти все «нефтегенералы» проигнорировали это приглашение, поскольку были позваны Игорем Сечиным на первое заседание «Нефтяного клуба», заранее разрекламированного как «клуб Путина»…
Можно было, конечно, списать такое досадное для Дворковича совпадение на недальновидность или слабую информированность выбиравшего дату для совещания у вице-премьера советника в правительстве – зовут его, кстати, Александром Устиновым. Однако тогда же СМИ выяснили, что до перехода в Белый дом Александр Устинов трудился в экспертном управлении президента. Там же, при совместной службе в администрации президента он познакомился с супругой Сечина – Мариной, с которой у него сохранились приятельские отношения. Словом, версий рождалось немало.
Однако со временем разговоры о том, есть ли «крот» в окружении Аркадия Дворковича, работающий на конкурента, и кто таким «кротом» может быть, стихли. Но сейчас, похоже, что «замороженные» источники служебной информации ожили после «консервации». Более того, трудно отделаться от впечатления, что под Дворковича и иже с ним начали копать с новой энергией.
Так или иначе «Корейский след» не затемнит главного: скрытая война вокруг ТЭКа не затихает. И позиции Аркадия Дворковича, как никогда раньше, были обстреляны по весьма точной наводке. И «сливной бачок» в его окружении, если он действительно есть, сработал очень исправно.