С гор востока поток льется отравленный.
Свирепым зовется, мчит он мечи и ножи.
Пророчество Вёльвы[1]
Минеральные воды. Блокпост на выезде из аэропорта как бы ненавязчиво намекает, что ты на Кавказе. До Нальчика (Кабардино-Балкария) - 102 км. Моздок (Северная Осетия) 159 км, Грозный (Чечня) — 279 км. Хасавюрт (Дагестан) — 347 км. Буденовск — 131 км...
- Посмотри как строятся. Кругом одна чернота.
Случайный таксист отнюдь не отличался корректностью выражений. Еще 10 лет назад ничего подобного не было, я жил в Нефтекумске, а теперь вот сюда перебрался. От них подальше, но похоже и здесь скоро жизни не будет. Сын, регулярно приходит либо с разбитыми кулаками, либо с разбитым лицом.
Межнациональные отношения здесь не предмет салонных споров, а самая что ни на есть практика, иногда со смертельным исходом.
Со времен рейда Басаева в Будённовск в 1995 году ситуация, год от года становится все напряжённое. Мигранты из соседних республик практически вытеснили русских с восточных районов Ставрополья и все активнее проникают в центральные районы края. Кульминацией противостояния стала массовая драка между русской и чеченской молодежью в 2007 году. Всего с обоих сторон участвовало порядка 300 человек. В результате был убит Гилани Атаев - "чеченец из влиятельной семьи". Еще один студент из Чечни - Заурбек Ахматов получил тяжелое огнестрельное ранение.
А через несколько дней были убиты 21-летний Дмитрий Блахин, учившийся на спортивном факультете Ставропольского госуниверситета, и 19-летний студент Северо-Кавказского технического университета Павел Чадин. Благодаря активности националистов, организовавших сход, в котором участвовало более 250 человек, это дело приобрело всероссийский резонанс.
Межнациональные конфликты происходят не только по линии «русские - не русские». Например, в 2009 году властям пришлось разводить по разные стороны даргинцев и ногайцев, но основной удар приходится все же на русское большинство.
Последнее время массовых драк не так много, но локальные конфликты возникают практически постоянно. Большой резонанс вызвало убийство уроженцем Чечни Висханом Акаевым жителя Ставрополья Николая Науменко 6 декабря 2012 года. Полиция не смогла (или не захотела) задержать преступника и Акаев скрылся на территории Чечни.
Через два месяца, в феврале 2013г. произошло еще одно резонансное преступление. Группа уроженцев Ингушетии напала на жителя Ставрополья Максима Спасибова. Результат — молодой человек в реанимации, часть преступников вновь ушла от ответственности.
Неспособность власти обеспечить элементарную безопасность для жителей Ставрополья и безнаказанность преступников вызывает раздражение русского населения. В ряде городов Ставрополья прошли митинги и народные сходы, не смотря на жесткий прессинг администрации. Жители требовали наведения элементарного порядка, а власти и ангажированные СМИ привычно навесили на них ярлык экстремистов. Второй популярной версией властей стали, как обычно, происки иностранных шпионов.
Местная администрация и правоохранительные органы готовы обвинять кого угодно и в чем угодно, лишь бы не признать очевидный факт собственной некомпетентности, прямым следствием которой и становятся указанные конфликты и рост межнациональной напряженности.
И вот в этом клубке противоречий оказались русские жители региона. Лишившись опоры на государственные институты люди оказались не способны к эффективной низовой самоорганизации, а потому разобщенный и раздробленный наш народ медленно отступает под все нарастающим натиском миграционной волны.
Местная администрация, напротив, препятствует самоорганизации русских, опасаясь обострения межнациональных конфликтов, видимо предпочитая жертвовать нашими жизнями в угоду мифологической «стабильности».
Противника себе местный Центр по борьбе с экстремизмом выбрал серьезного: организатора русских пробежек, и народных сходов 19-ти летнюю девушку Оксану Борисову, со скандинавским прозвищем Вёльва. Которая в перерывах между политической борьбой с отличием учится на отделении ударных и духовых инструментов по классу флейты.
Её сетевая активность так обеспокоила местных борцов за межнациональный мир и согласие, что они занялись не только ей, но и её матерью, в отношении которой пытаются возбудить уголовное дело. Как рассказала по телефону одна из сотрудниц поликлиники, коллег вызывали на допросы, чтобы уличить маму революционерки в воровстве препаратов или, на худой конец, во взяточничестве. Те, кто мало-мальски знаком с работой участковых, наверно сейчас посмеялись. Для Оксаны же семья оказалась "ахиллесовой пятой" и сейчас она пытается собрать средства на адвоката для мамы.
Сухие цифры официальной статистики констатируют резкое изменение этнического состава населения. За период с 2002 по 2010 год процентное соотношение русских снизилось с 82% до 80%, вместе с русскими сокращается доля всего славянского населения края, а также татар. Массово покидают край немцы (численность сократилась на 35%) и евреи (на 20%).
Зато растет доля народов кавказа и закавказья: турки — на 39%, курды — 42%, езиды — 38%, ингуши — 27% аварцы — 25%, кабардинцы — 20%, лезгины — 20%, более чем в два раза выросла численность узбеков.
Очевидно, что фактический рост численности указанных народов еще более значителен. Например, по словам местных жителей в юго-восточных областях Ставрополья процесс вытеснения русского населения приобрел уже необратимых характер.
Но помимо этнической экспансии в регионе ведется большая идеологическая работа. В том числе и с русским населением. Одним из центров русского ваххабизма стало село Иноземцево. Именно из местной ваххабитской общины вышли террористы-смертники Виталий Раздобудько и его жена Мария Хорошева, 14 февраля 2011 года подорвавшие себя в дагестанском селе Губден. Их жертвами стали сотрудники полиции и военнослужащие. http://newsru.com/russia/14feb2011/dagestan.html
Это было не первое их преступление, Семья к этому моменту находилась в розыске: Раздобудько – за участие в теракте 17 августа 2010 года в Пятигорске и попытку аналогичного преступления 30 сентября 2010 года в Ставрополе, его жена – за связь с подорвавшейся 31 декабря 2010 года в Москве смертницей из «губденского джамаата».
Именно из этой общины вышли несостоявшиеся террористы Виктор Двораковский (осужден на 23 года) и Владимир Скирко (осужден на 6 лет).
Но задержав нескольких участников правоохранительные органы ничего не делают для того чтобы ограничить влияние местного русского джамаата, созданного имамом Антоном Степаненко, и воспитавшего уже не одного русского исламиста.
По словам одного из лидеров славянского движения на Ставрополье Станислава Богословского, в настоящее время Северный Кавказ переживает процесс формирования мусульманского суперэтноса. Выходцы из различных районов Дагестана и других Северокавказских республик, приезжая на территорию края и общаясь между собой на русском языке, начинают идентифицировать себя не по национальному, а по религиозному признаку.
Рыхлая светская власть не выдерживает конкуренции с организованной и сплоченной мусульманской общиной уже формирующей на территории края параллельные органы власти. Одной из форм которой являются так называемые шариатские суды. По словам адвоката Хасавова, в Дагестане, Чечне и Ингушетии подобные суды действуют повсеместно. Они рассматривают значимые спорные вопросы мусульман: примирение врагов, в том числе кровных, бытовые споры, вопросы, связанные с возможностью видеть женщиной своих детей после развода с мужем, примирение после похищения невесты и так далее.
С его же слов, мусульмане обращаются не в суд, а к имамам, в муфтияты с письменными просьбами решить тот или иной спор.
Популярность шариатских судов в среде мусульман является следствием общей деградации судебной системы страны и Кавказа в частности.
Думаю, что не открою секрета, сообщив, что шариатские суды вполне успешно действуют и на Ставрополье. Причем, обращаются в них не только мусульмане, но и русские, отчаявшиеся решить вопрос в судах обычных.
По словам лидера национальной организации русских мусульман Вадима Сидорова - Русская цивилизация - термин такой условный, она сжимается как шагреневая кожа.
- Многие люди просто семьями уезжают. Особенно восточные села остаются без прихожан, - подтверждает его слова настоятель церкви Святого Александра Невского в г. Благодарный Ставропольского края протоиерей Тимофей Гриценко.
Русское общество на Ставрополье в настоящий момент дезорганизованно и ослаблено. Не видя опоры внутри себя русские ищут пути выхода из сложившейся ситуации в основном путем смены места жительства, либо сменой религиозной принадлежности. Этим и обусловлен феномен русского ислама на Северном Кавказе.
Путь в традиционный ислам русским «заказан» ибо он слишком «этничен», зато их с распростертыми объятьями ждут адепты радикальных течений.
По словам исламоведа Раиса Сулейманова, наиболее известными исламскими террористами в России являются именно представители русских мусульман: Александр Тихомиров (Саид Бурятский), Виктор Двораковский, Виталий Раздобудько, Алла Сапрыкина и др. «3 тысячи русских активно верующих мусульман России в процентном отношении дали гораздо больше террористов, чем 5 млн. татар, традиционно исповедующих ислам».
Вадим Сидоров считает, что принимая ислам на Кавказе русские не только меняют религию, но и отказываются от своей национальности.
- Эти люди будут растворяться, будучи притянутыми к кавказской почве. По видимому, в данном случае, все-таки есть определенная специфика в том, что мы являемся свидетелями некоего процесса включения русских, принимающих ислам и живущих на Кавказе в такой "нация-билдинг" формирующегося кавказского суперэтноса на исламской основе. Их русскость, я думаю, это временное явление, которое технически удобно использовать в каких-то операциях по понятным причинам - им проще смешаться с толпой. Но я не думаю, что там кто-то будет стремиться специально культивировать русскую этничность в кавказском пространстве.
Прежде всего, им самим это не нужно, вот этим ребятам, ни в одной, ни в другой версии. Я вообще думаю, что у стремящегося сохранить свою особую этничность русского мусульманина на Кавказе перспектив нет.
Подытоживая все вышесказанное, можно утверждать, что в настоящий момент на Кавказе формируется новый суперэтнос, несущий с собой иную культуру и традиции, разрушающий и подменяющий своими институтами (такими, например, как шариатские суды и бандформирования) светскую власть. Нельзя сказать, что местная администрация не понимает остроту проблемы, только вот что-то с этим сделать она уже, видимо, не в состоянии.
Мирно сосуществовать две конкурирующие системы не в состоянии и рано или поздно одна из них вытеснит другую.
Ответа на вопрос, что делать тем русским, кто не планирует принимать ислам и покидать Ставрополье не знают и лидеры местного русского движения. Очевидно, что требуемый ими выход Ставропольского края из Северо-Кавказского ФО и включения его в Южный ФО, без ужесточения миграционной политики и обеспечения безопасности жителей является даже не полумерой, а неким ритуальным действом ничего не меняющим в сложившейся ситуации.
Русские, в ситуации когда администрация и правоохранительные органы вместо защиты законных интересов граждан занимаются обслуживанием корпоративных и клановых интересов (в том числе и интересов диаспор) оказались не способны сформировать, в отличие от мусульман, параллельные органы власти, а следовательно, нам придется заставить работать эти.
А потому, альтернативы тому, что сегодня делает Оксана Вёльва и другие гражданские активисты, на Ставрополье нет.
Где заканчивается Кавказ и начинается Россия, каждый определяет для себя сам. Но все признают, что граница эта с каждым днем все дальше сдвигается на север, щедро поливаемая при этом кровью. Наш народ дорого платит за кавказский урок.
Мы не можем осуждать тех, кто беспокоясь за своих детей и близких ищут другой регион или другую страну. Но есть те, кто верит, что родовые казачьи земли Ставрополья останутся русскими.
И среди них хрупкая девушка с флейтой Оксана Борисова — Вёльва, бесстрашно вставшая на защиту своего народа и пытающаяся словом разбудить остальных.
Я надеюсь, что её примеру последуют не десятки, как сейчас, а сотни и тысячи людей. И не только по Ставрополью.
[1] В пророчестве скандинавской провидицы Вёльвы говорится, что после страшной войны наступит новый мир и золотой век, для тех воинов, кто не сложил оружия и бился до конца.