Черкесский проект – кровавая утопия

Уже не первое десятилетие обсуждается так называемый «черкесский проект». Основное его содержание: возвращения черкесских эмигрантов времён Кавказской войны на историческую родину, переход под контроль черкесов «старых» черкесских территорий, в основном в краснодарском Закубанье. В перспективе – создание независимого черкесского государства. И возможное установление его гегемонии на Северном Кавказе. Так же предполагается «черкесизация» черкесов, возвращение к исконным обычаям, жизнь по древнему своду неписанных правил «адыгэ хабзэ».

А так же международное признание «геноцида черкесов», признание его Россией. Публичное покаяние, репарации – реституции. И все привилегии, как евреям после холокоста.

Черкесские националисты в серьёз опасаются, что без вливания «свежей крови» и мощного миграционного демографического прироста черкесские народы могут деградировать и исчезнуть. Эти опасения не беспочвенны. Особенно если учитывать низкую численность, относительно слабый естественный прирост, вовлечённость в глобализационные процессы.

Но что же будет в случае осуществления этого проекта на практике?

Скорее всего, судьба русского населения «черкесских» национальных республик и территорий, где будут расселяться черкесские переселенцы, будет складываться по «чеченскому сценарию». Объявленные «оккупантами» славяне будут подвергаться террору и «вычищаться» с соответствующих территорий. Особенно будут усердствовать «репатрианты», завоёвывающие для себя жизненное пространство. И не имеющие опыта мирного совместного сосуществования с русскими. Зато изрядно исламизированные и фанатизированные.

Даже далёкие от политики простые русские люди это прекрасно чувствуют. Если даже не владеют информацией. Если на Кубани главой района или станицы становится адыг (что бывает нередко), то сразу начинают ползти панические слухи. Или о будущем адыгском засилье. Или, если территория граничит с Адыгеей, о будущем присоединении к этой республики и притеснениях русских.

Осуществления «черкесского проекта» опасаются не только Россия и русские. Набирает силу карачаево-балкарский этнический проект. В карачаевской части крайне успешный демографически и политически. Уже ясно обозначились противоречия черкесского и чеченского проектов. Чеченцы ведут активную экспансию в центральной части Северного Кавказа. В частности, в Кабардино – Балкарии. Чеченцы, нынешние гегемоны Северного Кавказа, своих позиций просто так не сдают. Да и с карачаевцами сладить будет не просто. Даже при поддержке воинственных переселенцев. Возможно, спасаясь от гражданского конфликта в Сирии, они с головой окунутся в новый, ещё более кровавый.

Черкесский проект естественным образом конфликтует и с проектом создания исламистского имарата «Кавказ». И тут набожные мусульмане - переселенцы могут сыграть на руку отнюдь не «великочеркесам»…

Но самый главный недостаток «черкесского проекта» - слабая культурная совместимость российских и нероссийских черкесов. Ездить друг другу в гости представителям общественных организаций - дело нехитрое. А жизнь под одной крышей – совсем другое. Тем более, что если одна сторона – почти европейцы (особенно в Адыгее). А другая – почти арабы или турки. Апелляции к «адыгэ хабзэ» имеют мало смысла. И те, и другие древние национальные ценности поддерживают больше на словах.

Наглядные пример этого – проблемы с интеграцией в Адыгее косовских адыгов. Которых приехало совсем немного и которые так же очень долго жили бок о бок со славянами.

Другой крайне проблемный вопрос – вопрос о главенстве в предполагаемой Черкесии. Скорее всего, на него будут претендовать сразу несколько этнических и территориальных групп. Основные претенденты – наиболее крупные и агрессивные группы переселенцев ( в случае массовой репатриации). А так же кабардинцы. Бывшие гегемоны центрального Кавказа. Наиболее крупный и сильный из нынешних черкесских этносов. В качестве «страдающий стороны» наиболее вероятны адыгейцы и черкесы Карачаево – Черкесии.

В случаи гегемонии мухаджиров все другие испытают «вторичную исламизацию». Подгонку под «общеисламские стандарты». Выкорчёвывание древних этнических традиций и достижений европейской цивилизации.

Кабардинцев, как средневековых, так и нынешних, характеризуют элитистские политические традиции. Тотальное превосходство верхов над низами. Что находится в противоречии с политическим мировоззрением других черкесских групп и этносов. Господство кабардинской элиты может спровоцировать серьёзный внутричеркесский конфликт.

Отсутствие границы друг с другом, проживание в разных субъектах РФ спасает в настоящее время российских черкесов от тягостных отношений этнической иерархии. Которые, например, осложняют внутривайнахские отношения, отношения между народами Дагестана. Известно, как ситуация «старший брат – младший брат» убивала солидарность между славянскими народами…

Нахождение современных черкесов на расстоянии друг от друга породила некоторые иллюзии. Но они быстро развеются, если только начнёт осуществляться «черкесский проект».

Тем более, что у черкесов нет опыта нахождения в едином и независимом государстве. Для внутричеркесских отношений до 1864 года характерна повышенная конфликтность. В том числе и социальная, внутриэтническая. Свои внутренние противоречия черкесы очень часто решали большой кровью и с привлечение «третьих сил». Что существенно понижало их политический вес и способность к эффективному взаимодействию. Такие политические традиции сохранились и по сей день. Черкесские активисты раздроблены и постоянно жестоко спорят друг с другом. Если речь зайдёт уже о реальной власти, то эти споры могут легко перейти и вооруженное противостояние. И в этом случае «черкесский проект» может уничтожить сам себя.

Чтобы спасти черкесов от вымирания, совершенно не нужно никаких «черкесских проектов». Достаточно не на словах, а на деле следовать лучшим национальным обычаям. Глядишь, и рождаемость повысится…

Что касается самого проекта, он способен ещё больше дестабилизировать и без того не простую ситуацию на Северном Кавказе. Что выразится в межнациональных конфликтах, «этнических чистках» и тому подобных прелестях. Более того, последовательное осуществление этого проекта может привести к жестокому внутричеркесскому конфликту.

Проповедь черкесской идеи обнажила далеко зашедшую русификацию адыгской интеллигенции. Те же недостатки, что и у русской. Утопизм мышления, безответственность и непомерное честолюбие.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram