29 декабря в аэропорту «Внуково» самолет «Ту-204», принадлежащий авиакомпании Red Wings, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, пробил ограждение и разломившись на три части, упал на Киевское шоссе. К счастью самолет возвращался из Чехии без пассажиров. Тем не менее, человеческих жертв избежать не удалось - погибло 4 из восьми членов экипажа. По убеждению людей, которые хорошо знают авиацию, самолеты не падают просто так. Особенно пассажирские, особенно такие надежные как «Ту-204». Как правило, за очень редким исключением (примерно один на миллион), самолеты падают по вполне конкретным причинам.
Сегодня в распоряжении редакции появились первые результаты расследования авиационного происшествия в аэропорту «Внуково» 29 декабря 2012 года. Эти материалы предоставили мне некоторые официальные лица, близкие к руководству «Внуково» и авиакомпании на условиях анонимности. Но прежде, чем рассмотреть их, я хочу вспомнить практически идентичное происшествие с самолетом той же самой авиакомпании в аэропорту Новосибирска неделей раньше. Выкатившись за пределы полосы, самолет попал в овраг и поэтому получил сильные повреждения. От повторения ситуации во «Внуково», «Тушку» спасло только то, что после оврага не оказалось никаких серьезных препятствий - буквально за несколько месяцев до этого случая власти аэропорта Толмачева снесли бетонный забор, который был сразу за оврагом. Если бы этого не произошло, то вполне возможно что аналогичная катастрофа произошла еще бы 21 декабря.
Именно эти два внешне похожих происшествия дали повод говорить о том, что у самолетов якобы отказали тормоза. Сразу после происшествия во «Внуково» в прессе как-то волшебным образом появилась информация, что, мол, в связи с ЧП в Новосибирске Росавиация уже направило письмо в КБ «Туполев» с неким требованием устранить дефекты в системе торможения 204-го. То есть авиакомпания не при чем – это заводской брак. Вот вам и версия об отказе тормозов. Но парадокс заключается в том, что для профессионалов два эти совершенно одинаковых происшествия совершенно очевидно свидетельствовали с самого начала о том, что с самолетами как раз все было в прядке – а какие-то серьезные ошибки совершал именно экипаж. Почему? Потому что нужно понимать, что самолет при посадке тормозит не так, как автомобиль. Это очень сложный процесс, в котором задействованы десятки систем лайнера. И очень сомнительно, что они все отказали все разом, причем дважды в течении одной недели, и на двух разных самолетах. И более того на современных пассажирских лайнерах, и конкретно на «Ту-204», система торможения продублирована (кстати говоря, как и все системы самолета) и если через 5 секунд после касания не происходит торможения самолета, то он начинает самостоятельно тормозить (я подчеркиваю, что описываю очень грубо, поскольку еще раз – это очень сложный технический процесс). И если этого не произошло автоматически, то вывод очевидный – пилоты управляли полетом, и где-то совершили ошибку.
И вот теперь первая официальная информация. Внимание, сняв первые показания контрольных датчиков с самолетов авиакомпании в аэропорту «Толмачево» (Новосибирск) 20 декабря и «Внуково» 27 декабря эксперты выяснили:
- первое: сигнал «обжатие стоек» левого шасси отсутствовал в обоих случаях (пока примите эту информацию в таком виде, ниже я объясню, что это значит)
- второе: двигатели 1 и 2 (в случае с «Внуково» как минимум так работал один двигатель) работали на прямой тяге без перекладки реверсов на обратную тягу
и третья: интерцепторы (выпускаемые закрылки) и воздушные тормоза были в убранном состоянии!
Представляете, это означает, что в обоих случаях пилоты попросту либо не управляли процессом посадки, либо просто элементарно не знали, как работает их лайнер в этом режиме. Дальше из материалов, попавших в мое распоряжение начинает выясняться, почему пилоты вели себя именно так в этих происшествиях.
Есть четкая аксиома, что к авиационным происшествиям приводит целый комплекс причин. И вот посмотрите, как это происходит в случае с «Ред Вингс».
Предварительные материалы следствия уже показали, что пилоты «Ред Уингс», скорее всего, попросту были не соответствующим образом подготовлены. Как минимум, они не прошли обучение на тренажере по ряду пунктов обязательной подготовке пилотов, я подчеркиваю, именно на этот самолет – «Ту-204». Судите сами.
Обязательная тренировка пилотов на тренажере при срабатывании систем предупреждения близости земли и предупреждения столкновения с другим судном не проводилась. Здесь, объективно, в нашей стране просто нет тренажера «Ту-204» с такими возможности. Тренировки экипажа проводились в кабине, но в авиакомпании даже не были разработаны методики подобных тренировок.
Далее, вновь в книжку пилотов вносится запись, что они прошли тренировки на тренажере по предупреждению сваливания самолета. Но вновь в России нет таких тренажеров, то есть выходит, что эта запись - липа!
И наконец внутренними приказами авиакомпании разрешается допуск к управлением судном пилотам, не подтвердивших, грубо говоря, своей определенной квалификации в учебном центре. А это прямое противоречие требованиям федерального законодательства. Представляете, если в окончательных материалах расследования выяснится, что руководство авиакомпании выпустило в полет в сложные метеусловия не подготовленный экипаж, да еще в нарушении федеральных норм? А судя по тем документам, которые оказались в моем распоряжении, все именно к этому и идет.
Но идем дальше. Все вышесказанное, все равно лишь часть проблемы. Как говорят профессионалы, свой полет судно начинает на земле.
Уже сегодня эксперты выяснили, что служба внутреннего контроля и аудита в авиакомпании просто не работала. Грубо говоря, авиакомпания не училась на собственных ошибках – отсюда и два подряд одинаковых происшествия в «Толмачево» и «Внуково». Далее, выяснилось, что нагрузка на инженерный персонал авиакомпании была повышенной (то ли экономили, то ли действительно хороших инженеров не хватало) и руководство авиакомпании часто прибегало к услугам сторонних специалистов, которые попросту не несли никакой личной ответственности за качество подготовки судна. Более того, во всех авиакомпаниях существует должность специального пилота-инструктора, который должен расшифровывать все данные по пилотированию самолетов пилотами авиакомпании и предоставлять ежедневный отчет о безопасности пилотирования руководству авиакомпании. Грубо говоря постоянно контролировать пилотов. Но в авиакомпании «Ред Вингс» пилот-инструктор попросту этого не делал.
И вот теперь следующий ключевой момент. Эксперты выяснили, что служба безопасности полетов в авиакомпании «Ред Вингс» «внедрена не в полной мере». В частности не выявляются фактические и потенциальные угрозы безопасности полетов и не предпринимаются корректирующие действия, необходимые для выдерживания показателей безопасности полетов. Отсутствует фактический анализ допущенных ошибок в технике пилотирования экипажей. А дальше, честно говоря, вообще волосы дыбом встают:
- из 45 проверенных комиссией расшифровок одного из командиров воздушного судного судна «Ред Вингс» в 21-м случае отмечается повышенная скорость приземления, свидетельствующая о манере пилотирования с уходом под глисаду (то есть, грубо говоря нарушения маршрута приземления) и выполнением посадок на малых углах тангажа, что приводит к перелету нормированной зоны приземления и вероятности выкатывания за пределы ВВП
Вы представляете , получается, что авиакомпания «Ред Вингс» фактически долго и упорно шла к смерти четырех своих пилотов.
Я уверен, что в окончательных материалах расследования происшествия по «Ред Вингс» мы узнаем еще немало вопиющих подробностей. А этот материал я хочу закончить напоминанием практически аналогичного случая в 2010 году с самолетом «Ту-204», принадлежащем авиакомпании «Авиастар-ТУ». Тогда произошло очень похожее происшествие. 22 марта при подлете к аэродрому «Домодедово» самолет промахнулся мимо посадочной полосы и приземлился в лесу. Чудом обошлось без человеческих жертв, поскольку самолет также возвращался пустым из Хургады после чартерного рейса. Но лайнер был полностью разрушен – также развалился на три части.
И вновь писали о том, что у самолета с полете отказал бортовой компьютер. Но комиссия Международного авиационного комитета выяснила практически тот самый набор нарушений, что и в случае с «Ред Вингс»: пилоты не до конца подготовлены, имеется ряд нарушений в самой авиакомпании, и по совокупности все это привело к тяжелому авиационному происшествию. Причем в некоторых деталях то происшествие просто совпадало с тем, что случилось во «Внуково» и «Толмачево». Тогда даже уголовного дела не было возбуждено, а у авиакомпании даже лицензии не отобрали. И вот теперь я хочу задать всего один вопрос: сколько мы, потенциальные пассажиры, будем все это терпеть – ведь то, что происходит сегодня в некоторых авиакомпаниях - это фактическое массовое убийство людей из-за халатности и жадности владельцев авиакомпаний. И в качестве иллюстраций под конец еще одна цифра: происшествия с самолетами «RW» происходят регулярно (пока говорим только об этой компании). Эта компания эксплуатирует всего восемь лайнеров – и все они «Ту-204». Причем относительно недавно – основной парк начал поступать перевозчику с 2007 года. И если взять официальную статистику, то с 2008 по 2010 год произошло всего 12 серьезных происшествий с лайнерами «Ту-2004», которые реально могли привести к человеческим жертвам. Из них семь компании RW! То есть эта статистика просто кричала о том, что в «Ред Вингс» происходит что-то не то, но никто не реагировал, пока дело н дошло до трупов. Неужели и в этот раз все это сойдет с рук владельцам и руководителям авиакомпании, ведь получается что именно они несут ответственность за смерть четырех людей.