«По уровню доходов наши граждане иногда могут сравниться с арабскими шейхами, но те не ведут себя за границей подобно нашим.» (Д. Рогозин.)
Человек всегда имеет те или иные отношения с государством, по крайней мере с тем, где он находится[i]. Причём, далеко не обязательно быть гражданином этого государства, вести там дела или даже знать язык. Достаточно просто иметься в наличии. Это тот случай, когда «был бы человек, а статья найдётся». Всех, до которого государство – во всём его огромном масштабе – можетдотянуться своими органами (физически ли, юридически или финансово) оно постарается приспособить под свои интересы. Это выражает нормальный ход вещей и просто является работой государства. И первый вопрос, который возникает в работе государства – его субъектность, которая во многом определяется гражданством. Гражданство в самом общем понимании даёт возможность включить свои интересы в интересы государства. Конечно это не больше, чем голос на выборах, но сейчас другой демократии ни у кого нету, она повсеместно приняла форму суммы малых значений.
Что есть гражданство для большинства русских, которое проживает в РФ? Сравнение Российской Федерации с оккупационным правительством уже не ново. Как по методам управления: асимметричности отношений регионов, манипуляции выборами, ущемление общественных организаций и местного самоуправления. Так и по целям: самоустранение от важных политических проблем, вывоз доходов страны, замена населения. Возникает вопрос ценности гражданства РФ.
Гражданство включает человека в государство как составную часть. Для того, чтобы его влияние распространялось на гражданина не как на внешний объект (который рассматривается с точки зрения полезности), а как на того, ради кого это государство вообще то существует. О полезности от него тоже никто никогда не забудет, но он хотя бы пройдёт по жизни соучастником, а не жертвой. Ведь совокупность всех полученных полезностей идёт именно на граждан, и что-то даже добирается, и не так мало. Эту совокупность называют благосостоянием страны.
Уже из сказанного понятно, что на самом деле в государстве не бывает равенства, даже в гражданском смысле. Всё равно будет первый гражданин, почётные, потом советники и далее. Но следует всё-таки различать значимое возвышение над остальными и внутреннюю стратификацию, складывающуюся внутри. И всё равно можно выделить не так мало уровней граждан. В общем-то «чины», это они и есть; и сейчас остаются самым ярким проявлением этих уровней. Мелкие внутренние различия имеют соответствующие выражения, например во льготах. Причём чем выше уровень, тем больше эти «льготы» переходят из имущественного в символьное выражение.
Кстати, в этом разрезе стоит упомянуть армию. Она очень похожа на то, что описано выше: солдат всегда страдает больше всех, а уровни видны как нельзя чётче. Тем не менее похожа она лишь настолько, насколько она является отражением общества. Армия просто не может быть субъектом интересов, потому как тогда она не сможет воевать. Первый интерес любого – держаться подальше от опасности, а такую армию можно распускать. Так что армия защищает интересы, которые ей укажут. (За это отставникам, кстати, и воздаётся, по идее, всяческий почёт и уважение, это и есть тот самый долг перед Родиной, только Родина всё-таки должник перед своим войном.) Случай, когда армия всё же начинает защищать свои интересы (иногда бывает, что «пора») всегда приводит к диктатуре. О гражданах тогда говорить просто бессмысленно. Недаром гражданский – антоним военного.
Интересы людей, интересы гражданина, в свою очередь, совсем не представляют собой нечто «плоское» и равномерное. Они составляют свою собственную иерархию – основное понятие, с которого начинается любая социология. Маслов вообще ей одной и обошелся, раскрутившись через известную пирамиду потребностей.
В итоге можно заключить, что положение в гражданской иерархии означает качественный уровень (или степень) интересов данного человека, которые государство защищает. РФ сейчас благоволит иностранцам как только можно. В общем виде это выглядит как стратегические уступки во внешних сношениях и тактические во внутренних. Это иллюстрировано, в первую очередь, сдачей отечественных земель и закупкой вооружения у противной нам стороны. Дома же мы видим растущие оравы неуправляемых приезжих. Причём проблема звучит, о ней разрешено говорить–обсуждать, но при этом строгий контроль мигрантов остаётся лишь видимостью. А они, я прошу заметить, именно зарубежные люди, которые для государства должны быть в первую очередь ресурсом. Ресурсом из которого должно извлекать выгоду для граждан. Более того, они в то же время иностранные граждане, и видят вокруг много-много чуждых себе людей. Конечно, и относятся они к нам именно с тем подходом: чего бы отсюда можно взять с наименьшими затратами. И если государство не может отследить этих людей, которые прибывают через известные места, которые даже внешне отличаются, то вообще встаёт вопрос о «соответствии занимаемой должности» такого государства. С другой стороны, мы знаем как РФ умеет устраивать проблемы отдельно взятым людям, семьям и даже городам, так что хоронить её пока рановато. Придётся согласиться с тем, что использование мигрантов РФ отчего не интересно. Предоставленная вольница, отсутствие контроля говорит именно о том, что вместо использования, им дают возможность устраиваться. Кстати, при том, что изложенное выше касается всех жителей РФ, то что называют «многонациональностью» скрывает собой ту же асимметрию.
Политическая линия, которую мы наблюдаем уже довольно долго, это льготы малым народам именно за то, что они малые. При том, что бок о бок с ними обитают в тех же условиях основные жители страны, которые на неё имеют все исторические права. Но при этом, благодаря тем самым льготам, оказываются в зависимости от малых народов, которых поддерживают власти из центра. И, которые благодаря этой поддержке, успевают перехватывать управление на местах. Отдельно следует всегда помнить о правовом предпочтении инородцев – в случае столкновения любых интересов русского из «массы» и представителя любого меньшинства, симпатии системы оказываются всегда на стороне «представителя». Строго рационально это наблюдение плохо объяснимо, пока мы не сделаем вывод об интересах русских и других народов, находящихся в России[ii].
Получается интересы русских для государства стоят в самом конце. А часто мы видим как ими пренебрегают даже не из коррупционных соображений, а ради некой демонстрации силы, показывающей, что русскому государства следует бояться[iii]. При этом, например, малый бизнес поддерживают в основном словами, оставляя общую картину неизменной. Всё это позволяет заключить, что по сути, русские в РФ – иностранцы!
При этом обретают смысл, казавшиеся пустыми, слова политиков с самого верха о построении гражданского общества. Оно действительно строится, на вполне разумных принципах. Но при этом русские лишены фактического гражданства в этом обществе. Поэтому РФ и отказывается считаться с интересами русских, при таких условиях это просто безсмысленно. Также как если начать считаться с интересами новозеландцев: почему, зачем, кому это надо? От заседания к заседанию общественной палаты, советов по делам национальностей, представительств и посольств малых народов в Москве система развивается по своей программе.
Также как становится понятным в чём смысл «толерантности» в РФ. Нас терпят. Представляете себе Россию без русских? Обширное объединение таджикских рабочих будет вести полемику в парламенте с меряно-угорской правой фракцией. Общественная палата будет азартно делать новые учебники истории, наполняя освободившееся место разнообразными культурами, и решать в каком порядке их изучать. Это не шутки; таджики между прочим, уже просили запретить Русский марш в Москве, а узбеки требовали (и никак иначе) ресурсов во время восстаний собственно в Узбекистане.
И всему этому благоденствию мешает куча миллионов «великоросов», которые этого не хотят и не поддержат. И проблема-то одна: нас деть некуда! Порешить всех трудно, дорого и времена уже не те. В резервации запереть тоже пока не получится. Вот откусывать куски стали под деревни эмигрантов, Дальний восток китайцами заселили – это эффективно; но пока маловато. Поэтому и терпят то нас от безысходности, а не из великодушия. Вот новый закон выпустят про соотечественников и раздадут паспорта приемлемым гражданам – потомкам СССР.
Действительные же граждане, тем кого уже давно нарекли патрициями РФ, живут с государством в полном согласии. Их легко узнать по праву распоряжаться всеми остальными. И это право они чувствуют, потому и льнут к «структурам». Подтверждением же его выступает то, что мы называем судебным беспределом – когда убийц, воров и бандитов привычно отпускают (иногда с условным ай-яй-яй). Но с другой точки зрения это не беспредел, а нормальное отношение к своим гражданам, которых защищают от посягательств «пережитков». При необходимости система работает как положено, ярким примером было моментальное наказание руководителя Традо-банка, «проучившего» на дороге друга семьи Путина. В этом смысле слово «внесистемная» приобретает дополнительный оттенок.
Оппозиция – это люди, которым «не досталось». Да, есть те, кому не досталось власти, денег и тёплого места. Но в большинстве это те, чей паспорт подвергся такому же дефолту как и вся экономика России. Не надо думать, что действительные граждане РФ сплошь нерусские, их таких много, но вход в когорту граждан определён не национальностью, а отказом от неё. «Новых» русских сменили «бывшие» русские. Потому что только разделяющий цели РФ может быть гражданином РФ, и это выбор между лояльностью и нормальная жизнь или родным народом. Есть на сегодняшний день и критерий, по которому этих людей «видно»: они пользуются расположением государства. Им можно сказать везёт: достаётся хорошее финансирование, выделяется хороший участок, с которым не приходится мучиться, для них работают качественное обслуживание. Причём если формально приходится пересечь правовую черту, «правильно» распределяя средства, что русские по недомыслию называют коррупцией, то их почему то не ловят. Это и есть построение гражданского общества – сплачивание людей, составляющих государство, в единое общество. Критерий, конечно, не абсолютный, много ещё людей на должностях, которые в такое гражданство не пошли. Но они – самый эффективный тормоз, который даёт нам время. Переломить этот порядок им уже не под силу; само их существование – следствие неотлаженности, постоянных вмешательств в систему. Но она непреклонно регулируется, и за пару десятилетий РФ прошла скорый и подавляющий путь к «энергетической сверхдержаве».
Правоприменительная, полицейская практика также подчинена этой логике. Та самая 282 статья, например, защищает граждан от посягательств на их имущество и землю. Как только какие-либо русские заявляют свои претензии на что-нибудь в России, этих людей начинают рассматривать как угрозу гражданскому обществу и могут привлечь к ответственности за покушение на гражданское имущество (а не за факт «русскости» как кто-то может подумать).
Признаемся – мы эмигранты в России. Каждый русский теперь может называть себя «эмигрантом самой последней волны». И пока эта волна до конца не иссякла, боритесь за свои права!
[i]Кстати, сегодня мы уже часто находимся в поле нескольких государств благодаря сетям. Тем не менее можно наблюдать осторожные попытки создать границы и в Сети. Как только приемлемый способ будет найдет, эти попытки перестанут быть такими незаметными
[ii]Как ни прискорбно сознавать этот факт, но настоящих союзников, союзников «по делу» у русских не осталось. В частности потому, что союзничать с русскими выходит невыгодно на текущий момент, а все хотят присоединяться к выигрывающей стороне.
[iii]Что мы, кстати, можно легко почувствовать пообщавшись с полицией. Полиция защищает не народ, а государство – настолько расхожая формула, что трудно даже представить себе что-то другое. Между тем она чётко выражает имеющееся противопоставление народа и государства.