Захват и удержание сельской местности: Родезийские противоповстанческие операции

Оригинал: SMALL WARS JOURNAL, August 12, 2011

От переводчика: родезийская тактика борьбы с партизанами является непревзойдённой классикой. Когда хотят дать образцовый пример данного вида боевых действий неизбежно обращаются к родезийскому опыту. Конечно любому непредвзятому стороннему наблюдателю очевидно, что родезийский уровень неповторим и недостижим в других условиях (тем более в современной Евразии). В Родезии имела место своего рода инкарнация «сферического антипартизанства в вакууме». Никогда и нигде снова не будет такого сочетания лени и разгильдяйства на стороне партизан (худшие качества солдата, более вредные чем трусость и коррупция) и такой выносливости, честности в донесениях и командного духа на стороне противоповстанческих войск (лучшие качества контрпартизана). Но авторы статьи пишут на основании многих десятков (а с их биографиями возможно и сотен) успешных боевых столкновений, в которых они лично принимали участие. Поверить в наличие у других армий (в том числе американской) ограничений в боевой подготовке, подборе кадров и политических условиях для них невозможно. Они видят перед собой практически таких же людей как они сами, прошедших похожее («стандарт НАТО») обучение — и бесхитростно предлагают повторить их собственные подвиги. Однако статья всё равно представляет значительный интерес для современного читателя, в том числе и в Российской Федерации, так как досконально правдиво рассказывает на доступном языке о том, какие мероприятия проводит командование вооружённых сил, на самом деле решившее «мочить» террористов. Пусть и с поправкой на вышеизложенное, а также на то, что конкретные описываемые в статье террористы склонны игнорировать собственные планы, посредственно эксплуатировать имеющиеся у них вооружения и технику (особенно ПВО), да и не умеют заблаговременно выявлять десантоопасные направления и площадки. Къабарчи Дзакъарэ.

Об авторах:

Тимоти Бэкс — в прошлом многократно награждённый офицер Родезийской лёгкой пехоты, затем служил заместителем командира разведывательного батальона «Скауты Селуса». Четыре боевых ранения.

Стивен Хэтфилл — в прошлом служил бойцом «Скаутов Селуса» и сотрудником Спецотдела полиции Родезии (родезийской госбезопасности).

Цель нашей статьи — дать очерк оправдавшей себя концепции создания высокоподвижной, развёртываемой мгновенно, мощной, лёгкой ударной группы, включающей воздушные и наземные элементы объединённые под единым командованием с задачей уничтожения или захвата террористов в ходе проведения противоповстанческих операций. Эта концепция

применялась с исключительным успехом в ходе наиболее интенсивной фазы Родезийской войны в буше (1972-1980) под названием «Файр-форс»[1] (Fire Force).

Предистория

Изучение опыта противоповстанческих/антитеррористических операций, проводившихся западными армиями в прошедшие тридцать лет, чётко показывает ограниченые успехи войск использоваваших классическую тактику пехоты для уничтожения террористов и нейтрализации повстанческих движений — в добывании победы. Победа в противоповстанческой войне кроме социально-политических аспектов, неотъемлемо содержит пять чисто военных составляющих:

-        уничтожение или разгром как новых так и укоренившихся местных террористических групп;

-        захват террористов в интересах войсковой разведки и выявления командных и разведывательных каналов противника;

-        перехват тылового обеспечения террористов;

-        выявление террористических базовых районов (учебных баз) как внутри, так и вне границ страны пребывания и уничтожение их;

-        демонстрация превосходства правительства над террористическими группами с целью получения поддержки местного населения.

В прошедших противоповстанческих компаниях обычная тактика (включающая пешее патрулирование, засады, выслеживание, воздушную разведку и войсковые методы «допрос/захват»), показала себя недостаточно эффективной. За исключением применения разведывательно-поисковых групп следопытов на ранних стадиях Родезийской противоповстанческой войны, вышеописанная тактика не оправдывала затрат и давала ничтожное соотношение между уничтоженными и обнаруженными террористами.

В противоповстанческой войне противник постоянно находится в движении, ускользает и может растворятся в местном населении, особенно при наличии сотрудничества или симпатии местного населения и террористического движения. В следствие этого, в случае если террористов удалось обнаружить и вступить с ними в контакт, ключевое значение приобретает способность уничтожить как можно большее число из них. Неприемлемым является уничтожение менее 70% живой силы противника в ходе каждого боестолкновения. За девять лет борьбы британской САС с повстанцами в Малайе они доложили только о 108 убитых бойцах противника (из 800 с которыми за это время входили в боевое соприкосновение) в ходе приблизительно 280 перестрелок. Это даёт среднее соотношение уничтоженных к обнаруженным в 13%. Для контраста: воздушно-десантное подразделение Родезийской лёгкой пехоты, применяя разработанную в 1974 году тактику «Файр-форс» уничтожило 1 680 террористов из тех 2 218 с которыми входило в соприкосновение за девятимесячный период (уничтоженные составляют 84% от обнаруженных). До начала использования тактики «Файр-форс» террористы уходили из соприкосновения, а уничтоженные составляли лишь 18,5% обнаруженных.

Концепции «Файр-форс» и «псевдотеррористов» описываемые в данной статье использовались Родезийской армией в ходе успешной противоповстанческой компании с апреля 1974 по апрель 1980 годов. За этот период подразделения применявшие «Файр-форс» достигли уровня позволявшего уничтожать 80% живой силы противника в каждом боестолкновении, для них стало рутиной проведение нескольких боевых выходов в день.

В данной статье термины «террорист», «повстанец», «партизан» и «противник» используются как равнозначные. Во всех случаях подразумеваются иррегулярные войска задача которых — насильственное свержение избраного правительства через посредство террора, запугивания и вооруженной конфронтации.

Концепция «Файр-форс»

«Файр-форс» предполагает вертикальный охват позиций противника мелкими вертолётными и воздушными десантами с целью быстрого окружения обнаруженной террористической группы. В результате террористы вынуждаются ввязаться в решительный бой с войсками. Войска развёртываются в поисковые и стоп-группы[2] для эффективного блокирования всех мыслимых маршрутов отхода противника.

Концепция «Файр-форс» основывается на пяти основных принципах войны:

-        сосредоточении всех возможных сил;

-        огневой мощи;

-        подвижности;

-        быстром вводе резервов парашютным способом;

-        эффективном едином командовании и контроле воздушных и наземных элементов боевого порядка. Что включает постоянное прямое информирование поддерживающей авиации и воздушного командного пункта со стороны действующих на земле групп (с помощью УКВ-радиостанций).

Состав «Файр-форс»

В составе «Файр-форс» действовали:

-        рота (или коммандо) солдат лёгкой пехоты;

-        3-4 лёгких транспортных вертолёта, вооружавшиеся одной спаренной пулемётной установкой тридцатого калибра. Каждый вертолёт брал на борт группу (stick) из четырёх солдат лёгкой пехоты. В данной статье такие вертолёты именуются «Джи-кар» (G-Cars — General use-Car, «машина общего назначения»). Высаживаемые Джи-карами группы из четырёх бойцов это «очень лёгкая пехота» в составе: командира с дневными и ночными средствами обозначения целей и УКВ-радиостанцией, двух стрелков (автомат с 4-6 магазинами), пулемётчика (ручной пулемёт, 550 патронов). Один из стрелков проходил медицинскую подготовку и в дополнение к вооружению имел полевой медицинский набор. Каждому солдату выдавался запас воды и паёк не более чем на 24 часа. Такая группа была способна передвигаться по сложной горной местности с той же скоростью, что и противник;

-        один вертолёт оснащённой авиационной пушкой с фугасными боеприпасами (калибр не менее 20 мм). Такой вертолёт называется «Кей-кар» (K-Car — Kill Car, «машина уничтожения»);

-        лёгкий винтовой самолёт в роли штурмовика, который мы называем «Огневая птица» (обычно вооружённая Сессна Скаймастер О-2), с полным набором средств обозначения целей и авианаводки;

-        в идеальном случае в состав Файр-форс должен входить (или периодически выделяться) хотя бы один средний транспортный самолёт пригодный для транспортировки и выброски не менее пяти групп по 4-5 десантников. Кроме того, на этом самолёте должны находится подготовленные к доставке парашютным способом запасы боеприпасов и авиационного горючего на случай затягивания боевых действий. Такой самолёт мы называем «Пара-Дак» («Парашютистская Дакота», потому что обычно это был борт Дакота DC-3[3] или равноклассник).

Задачи Файр-форс

Подготовленная и развёрнутая Файр-форс имеет две принципиальные задачи:

1. Блокировать и уничтожить террористов, принудив их взять оружие и сражаться (то есть исключить возможности спрятать оружие, раствориться среди мирных, скрыться);

2. Лишить террористов преимуществ использования толстых стен, скальных выступов, высоких речных берегов и многочисленных путей отхода. Это достигается окружением террористов агрессивными, инициативными солдатами на земле и огнём крупнокалиберного оружия с воздуха под углами исключающими использование вертикальных закрытий для защиты.

Имеются и две вспомогательные задачи:

1.      Демонстрация местным племенам и их подразделениям (кланам) силы Правительства и соответственное пресечение претенезий повстанцев на политическую власть (племена предпочитают слушаться Правительство).

2.      Демонстрация явного превосходства правительственных войск в бою и мёртвых тел террористов после боя с целью исключения добровольного вступления местных жителей в состав террористических групп.

Базирование Файр-форс

В следствие наличия в её составе самолётов, Файр-форс в идеале должна размещаться на полевом аэродроме расположенном как можно ближе к зоне действия разведывательных групп. Пригодность каждой конкретной площадки определяется техническими характеристиками самолётов используемых для штурмовок, десантирования солдат и грузов. Однако самолёты значительно превосходят вертолёты в скорости, поэтому допустимо их раздельное базирование (самолёты могут находится на более удалённой площадке в готовности действовать по вызову). Желательно наличие отдельных войсковых подразделений предназначенных для охраны баз с целью полностью разгрузить Файр-форс для выполнения основных задач. Никогда воздушные компоненты Файр-форс не могут располагаться далее 30 минут подлётного времени от самой удалённой группы наземной разведки.

Детальное описание

Теперь можно коснуться более детальных вопросов работы Файр-форс.

Разведывательные группы. В любой противоповстанческой войне найти террористов значительно сложнее чем их уничтожить. Для этого задействуются исключительно хорошо подготовленные малочисленные группы Спецназа, которым приходиться работать в условиях требующих максимального проявления волевых и физических способностей в течение длительного времени. Работая в группах по одному, двое (это идеальная численность), трое или четверо (это максимальная численность) эти разведчики экстра класса должны обладать высочайшим мастерством в навыках жизни в лесу, заметании следов, маскировке и скрытном передвижении. Они участники захватывающей игры в кошки-мышки. В составе каждой группы должны быть бойцы отлично знающие местные обычаи (и, по-возможности, язык). Разведчики не всегда могут непосредственно наблюдать повстанцев, но могут установить их наличие наблюдая характерные для местных жителей признаки сотрудничества с террористами (например, скрытые тропинки, переноску запасов еды и воды превышающие семейные потребности и т.п.). Не обязательно «видеть» террористов для того чтобы вызвать Файр-форс.

В случае если разведывательная группа устанавливает однозначные признаки наличия повстанцев, следует развернуть Файр-форс для поиска и спугивания террористов находящихся в схронах или замаскированных пунктах отдыха. Сверхэффективными в обнаружении террористов показали себя «псевдобанды» или террористические контр-банды (военнослужащие переодетые и вооружённые под террористов). Использование псевдобанд будет описано ниже. Как только разведгруппа установила наличие террористов вся имеющаяся информация (численность, форма одежды, вооружение) передаётся по радио в Файр-форс. Кроме того должна быть передана следующая информация:

-        топографическое описание местности, включая ориентиры, возможные площадки для посадки вертолётов, десантирования посадочным и парашютным способом, возможные пути отхода террористов;

-        все места нахождения мирных жителей;

-        способ обозначения цели разведгруппой.

Командир Файр-форс. Командиром Файр-форс является командир роты выделенной в состав Файр-форс. Командир руководит операцией сидя рядом с пилотом Кей-кара. В случае если Кей-кар должен покинуть зону боя для дозаправки, командир Файр-форс временно пересаживается в один из Джи-каров (до возвращения Кей-кара).

Командование Файр-форс одна из самых сложных командных должностей на любом театре боевых действий. Командир Файр-форс обязан одновременно:

-        иметь постоянно обновляемое представление о трёхмерной картине поля боя;

-        координировать наземные действия стоп-групп, разведываетельно-поисковых (прочёсывающих) групп:

-        координировать действия всех видов авиации участвующей в бою;

-        определять местонахождение рассеянных и убегающих групп противника;

-        руководить эвакуацией потерь.

Командир Файр-форс отвечает за тактическое применение всех компонентов Файр-форс, в первую очередь за высадку и развёртывание (включая подбор и повторную высадку и развёртывание) стоп-групп и парашютистов, за применение авиации. Он отдаёт боевой приказ на операцию и предварительные распоряжения командирам высаживаемых групп и пилотам. В случаи необходимости в полёте могут отдаваться уточняющие распоряжения. Пилот Кей-кара это обычно самый старший офицер среди вертолётчиков в составе Файр-форс, он назначается ответственным за безопасность полётов, дозаправку и техническую готовность вертолётного компонента. Но за боевое применение вертолётов и процент уничтоженной живой силы противника отвечает лично командир Файр-форс. При подлёте к цели командир Файр-форс уточняет детали плана десантно-штурмовых действий и отдаёт приказ на высадку. В этом приказе указываются места расположения высаженных ранее стоп-групп и способ задействования парашютистов (непосредственно для штурма или в качестве резерва). После осуществления десантирования командир Файр-форс постоянно наблюдает и проверяет местонахождение своих солдат. На его ответственности информирование наземных групп об их взаимном расположении, своевременное перемещение стоп-групп Джи-карами с целью занятия выгодного флангового положения по отношению к противнику и поддержание постоянного давления на противника. Во взаимодействии с командиром Кей-кара командир Файр-форс оценивает необходимость парашютной выброски с самолёта ёмкостей с горючим для вертолётов.

В случае прорыва (бегства) террористов через заслон стоп-групп командир Файр-форс отдаёт приказ о немедленном преследовании и в случае необходимости вызывает разведывательно-поисковые группы следопытов (доставляются вертолётами).

После завершения боя командир Файр-форс даёт распоряжения на эвакуацию потерь, пленных, ёмкостей для горючего и экипировки (включая сбор парашютов).

Огневая птица. Важнейшей частью боевого порядка Файр-форс является лёгкий самолёт оснащённый вооружением достаточным для нанесения первого шокирующего удара в боестолкновении, а также для поражения противника в укрытиях, которые могут быть выявлены в ходе атаки. В ходе сближения с противником самолёт используется для сокрытия шума вертолётов находясь впереди них и на несколько большей высоте. В районах где наблюдается высокая активность самолётов террористы редко могут предвидеть необходимость бегства при звуке самолёта. Огневая птица должна заходить на цель со стороны наблюдательного пункта разведгруппы, чтобы пилот видел примерно тоже что и разведчик-наводчик. Это позволяет сократить ошибки в ориентирах и облегчает определение времени подачи сигнала на обозначение цели для пилота. После первого удара дымовыми ракетами или напалмом Огневая птица ждёт указаний от разведгруппы. В случае если удар прошёл мимо цели, пилот вносит необходимые поправки и повторяет удар.

В течении боя Огневая птица кружит на высоте 460 метров и выполняет роль наблюдательного пункта и рабочего места авианаводчика, в ожидании приказа на применение пушек или подкрыльевых подвесок. В случае если пилот обнаруживает цели вне зоны работы вертолётов он может принимать решение на их поражение самостоятельно, не ожидая указаний от командира Файр-форс.

Кей-кар. Кей-кар одновременно работает командно-наблюдательным пунктом командира Файр-Форс и подвижной позицией для автоматической пушки, поражающей террористов фугасными снарядами с углов исключающих использование стен и подобных им вертикальных закрытий. Опытным путём мы установили, что боеприпасы калибром менее 20 мм могут отклоняться при прохождении через кроны или стволы деревьев, деревянные или земляные стены вплоть до полного промаха. У 20 мм снарядов есть тенденция вязнуть в песке или мягкой почве, поэтому наводчик должен замечать скальные выходы в непосредственной близости от бегущих террористов и стараться вести огонь по ним с целью вызвать детонацию боеприпасов над поверхностью земли.

В общем случае большая часть потерь террористов в ходе боестолкновения приходится на огонь Кей-кара.

В ходе сближения с объектом атаки Кей-кар является головной машиной в боевом порядке вертолётов, которые совершают полёт прижимаясь к верхушкам деревьев с целью минимизировать шум двигателей. Время прибытия Кей-кара к объекту совпадает со временем завершения подготовительного налёта Огненной птицы.

Наводчик пушки установленной в дверном проёме Кей-кара должен с максимально возможной быстротой замечать и уничтожать террористов. Каждая минута затраченная на поиск террористов позволяет им пробежать лишние 460 метров. Это означает необходимость расширения радиуса круга по которому летает вертолёт на соответствующее расстояние.

Кей-кар начинает бой с обстрела объекта, а затем становится на круг на высоте 250 метров, продолжая поражать и подавлять цели из 20 мм пушки. Подъём Кей-кара на круг после приближения на минимальной высоте не даёт террористам «рассыпаться» (бежать на предельных скоростях в разные стороны) до появления основных сил Файр-форс. Постоянное кружение Кей-кара над объектом обеспечивает непрерывное прикрытие штурмовых групп осуществляющих поиск и позволяет командиру Файр-форс непрерывно наблюдать с высоты птичьего полёта за местностью и изменениями обстановки.

Джи-кар. Основная функция Джи-кара — осуществление вертикального охвата позиций террористов и отсечение путей отхода путём высадки стоп-групп из четырёх человек. Три Джи-кара сближаются с объектом следуя непосредственно за Кей-каром. Как только Кей-кар уходит на высоту 250 метров над объектом, Джи-кары становятся на более широкий круг на высоте 150 метров, продолжая поражать противника из своих спаренных Браунингов тридцатого калибра. Присутствие Джи-каров прижимает террористов к земле и затрудняет их бегство. После того как командир Файр-форс уточнил обстановку и радировал команду на высадку пилотам и командирам групп, Джи-кары высаживают стоп-группы в указанных местах и продолжают совершать ложные высадки с целью обмана и дезориентирования террористов.

Затем Джи-кары продолжают движение по кругу в готовности перебрасывать стоп-группы (по распоряжению командира Файр-форс) и поддерживать бойцов на земле бортовым вооружением. Возможность вертолётов многократно перебрасывать солдат, чтобы постоянно сохранять давление на противника, а также выдвигаться на пути движения или фланги групп повстанцев — критический фактор успеха Файр-форс.

Стоп-группа. Задача стоп-групп — не допустить бегства террористов за пределы кругов на которых находится авиация из состава Файр-форс. Как говорилось выше, это максимально облегчённые и подвижные солдаты, с минимумом веса на себе, агрессивно ищущие сближения с противником. В случае если командир Файр-форс решил оставить парашютистов в резере на борту самолёта, то одна из стоп-групп получает задачу действовать в качестве штурмовой и зачистить первоначальное укрытие террористов. Если террористы способны покинуть район боестолкновения стоп-группы должны быть подготовлены переформировываться разведывательно-поисковые группы (при усилении следопытами), которые способны быстро догнать повстанцев, сблизиться с ними и уничтожить.

Большинство стоп-групп действуют под командованием младших командиров, в том числе самых младших. Поэтому их подготовка должна включать навыки действовать самостоятельно, наводить авиацию и постоянно посылать короткие и внятные радиограммы об обстановке командиру Файр-форс. На случай если командир Файр-форс занят другими критически важными местами боя, молодой командир группы должен обладать достаточной инициативой и решительностью, чтобы действовать самостоятельно в соответствии с замыслом командира Файр-форс.

Пара-Дак. Функции Пара-Дак — доставка и выброска резерва в районе объекта. Этот самолёт появляется над полем боя после всех. Пара-Дак в среднем перевозит 20-30 полностью экипированных парашютистов, готовых действовать в качестве штурмовой группы для зачистки первичного укрытия противника или в качестве тактического резерва на случай если район боестолкновения расширяется. Самолёт кружит на высоте 300 метров настолько близко к району боестолкновения насколько это возможно, не создавая угрозы воздушному движению авиационных средств участвующих в бою.

Десантирование осуществляется с высоты 100-150 метров, чтобы минимизировать возможность обстрела с земли и вероятность сноса. На этом самолёте также находятся подготовленные к доставке парашютным способом запасы боеприпасов и баки с вертолётным топливом на случай затягивания боестолкновения.

Очерк атаки Файр-форс

Атака начинается с обнаружения повстанцев малой разведгруппой спецназа. Как только местоположение повстанцев определено, координаты вместе с прочей значимой информацией радируются командиру Файр-Форс находящемуся в готовности на ближайшей базе Файр-Форс.

Командир Файр-форс безотлагательно отдайт распоряжения командирам групп и пилотам уточняющие какое вооружение, карты и снаряжение следует использовать. После этого командир Файр-форс осуществляет посадку в Кей-кар, а группы в назначенные им Джи-кары и Пара-Дак. Как только все десантники и пилоты находятся на бортах, Файр-форс вылетает в район объекта. В случае совместного базирования самолёты взлетают после, так как они более высокую скорость, а подлётное время рассчитывается исходя из необходимости прибытия всей авиации в район объекта в назначенное время.

Временной промежуток между поступлением сигнала об обнаружении террористов и взлётом Файр-форс не должен превышать двадцать минут. Недостаток информации не должен служить причиной задержки, однако командир Файр-форс должен стремится получить максимум уточняющей информации во время перелёта к объекту. В связи с этим важнейшей обязанностью командиров групп и пилотов является прослушивание радиобмена с целью не пропустить уточняющие распоряжения командира Файр-форс отдаваемые по мере поступления дополнительных сведений от разведывательной группы в районе обнаружения террористов. Крайне важно для выполнения боевой задачи Файр-форс точно рассчитать время прибытия каждого борта к объекту. Последовательность событий по прибытии Файр-форс в район цели следующая.

Строй Файр-форс выходит на объект из-за спины наблюдателей (разведгруппы) поэтому командиры и пилоты находящиеся в воздухе первоначально видят те же объекты и ориентиры, и имеют право-лево с тех же сторон, что и разведчики[4].

За пять минут до атаки. Взаиморасположение и высоты полёта авиационных средств следующие:

-        в голове идёт Огневая птица на высоте +/- 600 метров. Её задача зашумлять звук вертолётных винтов;

-        Кей-кар находится в одной минуте лёта за Огневой птицей, прижимаясь к верхушкам деревьев, чтобы уменьшить визуальную и акустическую заметность;

-        Джи-кары идут в 10 секундах лёта за Кей-каром в порядке углом назад, на той же высоте;

-        Пара-Дак идёт в 3 минутах за Джи-карами на высоте 300 метров.

За тридцать секунд до атаки. Разведгруппа указывает местонахождение повстанцев по радио или обозначая её дымом или трассером. Сразу же после обозначения объект подвергается атаке Огневой птицы. Во время первого захода пилот по выбору использует пушки, неуправляемые ракеты, дым или напалм. Разведгруппа подтверждает правильность опознавания цели и обозначает свои позиции для Огневой птицы и подходящего Кей-кара сигнальным зеркалом или иным способом.

Во время второго захода Огневой птицы, Кей-кар поднимается на высоту 250 метров, становится на круг и начинает обрабатывать цели 20 мм пушкой. В это время командир Файр-форс вносит окончательные уточнения в план боя.

Джи-кары подходят, поднимаются на высоты от 100 до 150 метров и уходят на широкий круг. Джи-кары поражают все обнаруженные цели установленными в дверных проёмах пулемётами.

Джи-кары приземляются и высаживают свои группы в роли стоп-групп на предполагаемых путях отхода противника или разведовательно-поисковых групп для зачистки объекта в соответствии с указаниями командира Файр-форс. После высадки групп Джи-кары имитируют десантирования в других местах. Джи-кары должны постоянно находится на кругу для возможности быстро перебрасывать стоп-группы по распоряжениям командира Файр-форс.

Третий Джи-кар в отличие от остальных после высадки своей стоп группы совершает посадку и снижает обороты двигателя для экономии горючего. Этот вертолёт используется для поддержания устойчивой мобильности стоп-групп или для срочной эвакуации раненого.

Как только вертикальный охват завершён, командир Файр-форс вносит финальные уточнения в план применения парашютистов, которые тут же передаются по радио пилоту Пара-Дак и командиров групп парашютистов. Это распоряжение включает места выброски, высоту и направление пролёта во время выброски.

Парашютисты принимают боевой порядок сразу после приземления и действуют в качестве стоп-групп или разведовательно-поисковых групп для зачистки в соответствии с решением командира Файр-форс.

В отсутствии пригодных для десантирования парашютным способом площадок в непосредственной близости от объекта Джи-кары перебрасывают парашютистов с места выброски на объект.

Кей-кар осуществляет огневую поддержку поражая цели впереди по ходу движения разведывательно-поисковых групп парашютистов. Огневая птица кружит над районом действий на высоте 460 метров в готовности поражать указанные командиром Файр-форс цели и осуществляя наблюдение.

Вся площадь района боестолкновения прочёсывается разведывательно-поисковыми группами. В случае если обнаружено, что кому-либо из террористов удалось уйти из под первоначального удара, устанавливается направление движения противника, фиксируются следы. Одна из стоп-групп выделяется для немедленного преследования по следам. Группа должна преследовать террористов пока не войдёт в контакт с ними.

Если можно вычислить конечный пункт движения убегающих террористов или если их маршрут жёстко обуславливается формами местности Джи-кары могут перебрасывать стоп-группы вдоль предполагаемого маршрута с целью устройства засад.

Командир Файр-форс принимает решение о необходимости выброски ёмкостей с горючим с Пара-Дак для дозаправки вертолётов. Решение принимается после консультации с пилотом Кей-кара.

После того как объект зачищен, Джи-кары сразу же перебрасывают убитых и раненых террористов на базу Файр-форс для изучения сотрудниками Спецотдела.

Солдаты, парашюты и снаряжение из района боестолкновения перебрасывается вертолётами на базу Файр-форс и подготавливаются к новому боевому выходу. Общее время подготовки солдат (в том числе парашютистов), снаряжение боеприпасами и заправка авиации не должно превышать тридцати минут с момента возвращения на базу.

Обычно численность террористических групп уничтожавшихся в ходе одной операции Файр-форс в Родезии — шесть-двенадцать боевиков. Но нередки были и атаки на более крупные группы численностью от одной до двух сотен хорошо оснащённых террористов. Однако вследствие хорошей подготовки военнослужащих, использования всей мощи воздушного компонента и возможности быстрого манёвра пехоты непосредственно на поле боя за счёт использования вертолётов ни одна Файр-форс ни разу не была разгромлена или принуждена к отходу.

Использование концепции Файр-форс в современных условиях

Концепция множества малых отлично подготовленных групп наземной разведки, работающих в отдалённом высокогорье где нет подготовленных посадочных площадок для вертолётов при поддержке множества самодостаточных Файр-форс может быть пригодна для борьбы с партизанскими группами в Афганистане. Относительно небольшое количество американских солдат и авиации могут быть использованы для с высокой эффективностью для наблюдения и контроля больших площадей. Хотя самих террористов с общем случае трудно обнаружить, поддерживающее их население привязано к своим домам, бизнесам, фермам и родственникам и поэтому легко выявляется. Это предполагает сосредоточение основных усилий в операциях Файр-форс на защите населения и разрыве его связей с повстанческим движением.

После того как регулярные войска вытесняют повстанцев из определённого района, малочисленные силы безопасности вводятся в деревни в которых осуществляются экономические и политические реформы Национального правительства с целью подрыва массовой базы повстанцев. Деревни остаются под охраной за счёт постоянного наблюдения действующих под прикрытием разведгрупп, которы взаимодействуют с Файр-форс назначенной ответственной за район. В случае столкновений с противником боевые действия ведутся на глазах у сельского населения, что служит демонстрацией военного превосходства правительства над повстанцами.

Современные операции Файр-форс должны основываться на исходной идее использования небольших, относительно недорогих вертолётов в роли Джи-каров. Идеальным кандидатом на замену родезийским Алуэтт-3 тут будет Хьюз 500, вооружённый многоствольной 7,62 мм пулемётной установкой с возможностью размещения неуправляемых ракет на боковых подвесках (в случае если это будет допускать плотность воздуха в конкретном районе высокогорья). Огневая мощь стоп-групп из четырёх бойцов десантируемых этим новыми Джи-карами может быть повышена за счёт использования подствольных гранатомётов и двух ручных пулемётов вместо одного.

Вертолёт Блэкхоук UH-60 будет идеальной заменой родезийского Алуэтт-3 с 20 мм пушкой в роли Кей-кара. Для Блэкхоук существуют различные приемлемые для Кей-кара варианты вооружения, включая: 30 мм пушка с ленточным питанием, многоствольная пулемётная установка калибра 7,62 мм и подвески с 88,9 милиметровыми неуправляемыми ракетами. Любой из этих вариантов придаст современной Файр-форс сокрушительную силу.

В роли Огневой птицы можно использовать турбовинтвой самолёт типа OV-10 (или одного с ним класса), а можно и просто повесить дополнительное вооружение на машину авианаводчика О-2. Так как основная задача Огневой птицы это обозначение цели и наблюдение вполне приемлемо использовать в этой роли беспилотный летательный аппарат Предейтор с управляемыми ракетами Хэллфайр.

Десантирование парашютного резерва может осуществляться множеством современных самолётов, хотя ближайшим эквивалентом родезийских Дакота DC-3 будет, скорее всего Карибу. И снова, в следствие большей скорости самолётов парашютисты могут располагаться отдельно от вертолётного компонента Файр-форс (не в таком высокогорье).

Необходимо отметить, что основная идея в концепции Файр-форс это сковывание противника в определённом месте прежде чем он сумеет ускользнуть и принуждение его сражаться там в выбранное Файр-форс время. Небольшие по численности наземные войска со штатными полностью интегрированными вертолётами решат такую задачу с лёгкостью. После того как противник скован и перешёл к обороне, ещё большие группы противника могут быть уничтожены за счёт грамотного применения резервов и воздушной поддержки.

Современная усовершенствованная Файр-форс имеет серьёзные характеристики:

-        нападение на объекты выявленные замаскированными или работающими под прикрытием разведывательными группами;

-        поддержка обнаруженных противником и втянувшихся в перестрелку разведгрупп;

-        мгновенная воздушно-десантная поддержка отдалённых изолированных частей вступивших в контакт с повстанческими силами;

-        подвижная самодостаточная группа быстрого реагирования неуязвимая на марше для самодельных взрывных устройств и инженерных мин;

-        ограничение разведывательных возможностей противника за счёт перемещения по малонаселённым местам (и на большой скорости);

-        противозасадные действия;

-        нападение на повстанцев по сигналам племён;

-        уничтожение противника за стенами, в ирригационных каналах, на высотах и за скальными выступами;

-        блокирование противника, который в другом случае сумел бы скрыться для повторения атаки;

-        увеличенные возможности по захвату раненных террористов в разведывательных целях;

-        современные ночные приборы ночного видения позволяют перебрасывать стоп-группы вдоль предполагаемого маршрута бегства террористов ночью;

-        перехват нарушителей границы по вызову действующих под прикрытием разведывательных групп или преследование пытающихся скрыться за границей.

Всегда будет существовать соблазн заменить в составе Файр-форс парашютистов на перебрасываемый большими транспортными вертолётами резерв. Но использование больших транспортных вертолётов существенно повышает материальные издержки: возникают затраты на ремонтные и профилактические работы, потребность в обеспечении и дополнительном личном составе для эксплуатации и обслуживания на отдалённой передовой базе Файр-форс. К тому же большие вертолёты в отличие от самолётов представляют собой крупную медленно движущуюся цель, что повышает риск значительных потерь в случае если вертолёт будет сбит (не говоря даже о существенно большей стоимости этих летательных аппаратов). Нел

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram