Вперед к федерализму, или в поиске рецептов против европейского кризиса

Предновогоднее время в Европе – время перспективных политических инициатив. В начале декабря ушедшего года в Европейском союзе дискуссии о «европейском федерализме» постепенно стали из теоретической стадии в практическую. Начало было положено ветераном «большой европейской политики», видным французским социалистом и общеевропейским политиком Жаком Делором, который с 1985 по 1995 годы возглавлял Европейскую комиссию, реализовав ряд значимых институциональных реформ, способствовавших укреплению общеевропейского рынка и создавших необходимые предпосылки для введения евро. Так, в начале декабря прошлого года в интервью бельгийской телепрограмме «Le Point» он высказался за фактическое упразднение Лиссабонского договора 2008 года, делая акцент на необходимости «упразднения национальных суверенитетов» во всех тех вопросах, которые непосредственно касаются «зоны евро». Делор, в частности, заявил по этому поводу: «Я считаю, что изменение договора, даже с точки зрения французских интересов, лучше, чем его простое воспроизведение… Солидарность – это то, что реализуется посредством упразднения суверенитетов в том, что касается управления общей валютой, гармонизации налоговых отношений, усилий по согласованию интересов внутри «зоны евро». В то же время, как подчеркнул французский политик, «социальные системы в рамках экономического контроля должны следовать решениям, принимаемым в контексте национальной политики». По словам Делора, именно сегодня европейцы «имеют выбор между выживанием и закатом». Французский социалист так затронул и соотношение германских и французских позиций по этому вопросу: «Вы заметили, что госпожа Меркель сделала намек на новый договор. При этом именно Франция заявляет сегодня о том, что это произошло слишком поздно». Делор так обрисовал свое видение федералистских перспектив для Европы: «Если мы не сделаем это, не укрепим евро, не найдем общего языка с Великобританией, то не сможем перейти к зоне свободной торговли. Однако зона свободной торговли без политической власти, без продвижения вперед, без политики солидарности, ведет к исчезновению единой Европы». Впрочем, для спасения и возрождения последней, согласно Делору, существуют все необходимые предпосылки, ибо «Европа – это прежде всего воля наших стран, основанная на общих ценностях, сказать «да» миру, взаимопониманию между народами, «Большой Европе» - чтобы сделать что-то для того, чтобы Европа с ее историей и традициями, сохранила ту силу, с которой считаются в мире».

Согласно Делору, залогом успеха этого предприятия является «способность европейцев жить вместе, их стремление к миру, а также способность найти позитивный компромисс» (Delors : « Le Nobel salue la capacité de l’Europe à fabriquer la paix» // "Le Soir" du 10/12/2012). Тогда же, в декабре прошлого года более радикальный проект в духе «европейского федерализма» обнародовали депутаты Европарламента, лидеры общеевропейских «либералов» и «зеленых» Ги Верховстадт и Даниэль Кон-Бендит. Их совместному выступлению в Брюсселе 5 декабря ушедшего года предшествовали активные дебаты между главными редакторами бельгийских зданий – франкоязычного «Le soir» и фламандского «De Morgen» - Беатрис Дельво и Ивом де Сметом. В развитие этой дискуссии фламандский либерал и немецкий «экологист» презентовали брюссельской публике свою книгу «Состояние Европы», провозгласив «постнациональную революцию» в рамках «общеевропейского пространства» (Guy Verhovstadt et Daniel Cohn-Bendit ont fait la revolution europeene // "Le Soir" du 5/12/2012). Оба автора, повторяя свои многочисленные выступления в стенах Европарламента, требуют в ней «больше Европы» - что автоматически означает для них «меньше национального государства» и «меньше национализма». При этом итоговой целью устремлений упомянутых политиков является создание «державы Европа» с последующим ее самоутверждением в «глобальном мире». К подобным выводам оба автора пришли в результате непростой и небыстрой «мировоззренческой эволюции». По словам Кон-Бендита, прежнего леворадикала, одного из лидеров французского «красного мая» 1968 и «ниспровергателя» легенарного президента Де Голля, бывший бельгийский премьер Верховстадт после 2000 года в корне пересмотрел свои взгляды, превратившись из «фламандофона и тэтчериста» в «человека, осознающего опасность национализма».

По мнению двух единомышленников из Европарламента, без федеративной Европы «евро исчезнет в течение 10 лет». По словам Д. Кон-Бендита, «Европа бессильна и это чувство бессилия опустошает нас. Мы хотим верить в то, что существует альтернатива. Европа наконец едина, и существует способ снова завоевать суверенитет, который Европа потеряла на своих рынках». Одновременно с этим видный немецкий «экологист» высказался за то, чтобы дать Европе «подлинный бюджет, основанный на собственных ресурсах». В развитие этого тезиса Г. Верховстадт сравнил совокупные долги стран Европы с соответствующими показателями Японии и США, что дало ему повод полагать, что «не все так уж и безнадежно»; современную ситуацию вокруг Греции бельгийский экс-премьер объяснил тем, что «за единой европейской валютой не стоит мощное государство»: «Американцы сначала построили свое государство, прежде чем запустить в оборот доллар. Необходима федеративная Европа, иначе это (единая валюта – прим.авт.) не будет работать». Продолжая эту мысль, Кон-Бендит сделал особый акцент на необходимости предпринять общие усилия в военной, дипломатической и финансовой областях с целью покончить с «европейской малоподвижностью».

Однако для этого, по мнению двух видных европейских политиков, «необходимые сильные европейские лидеры», и более того – «необходим европейский федералистский политический класс», который бы воспринял 2014 год – дату следующих выборов в Европарламент – как «начало конца». По мнению Кон-Бендита, дебаты на предстоящих выборах будут иметь «не национальный, но транснациональный характер». При этом переход к «федеративной Европе» неизбежно потребует усилий и времени. В свою очередь, Верховстадт не упустил возможности заявить о том, что «фламандской нации не существует» (заявление, которое едва ли одобрят большинство представителей действующей фламандской элиты). Наряду с этим, по мнению бывшего бельгийского премьера, для Бельгии в целом необходима «институциональная система федеративного типа», поскольку страна не сохранится в условиях конфедерализма, который является «синонимом сепаратизма». Аналогичный «совет Верховстадт» адресовал и Европе, не способной пока определиться с итоговыми формами объединения.

В ответ на упрек в утопизме, Верховстадт подчеркнул, что именно реализм «требует идти» к федеративной Европе». В свою очередь, Кон-Бендит добавил к этому, что ему «не интересны политики, которые не мечтают, потому что боятся мечтать». Чем вызвана подобная инициатива двух депутатов – неустойчивостью современных позиций общеевропейской наднациональной элиты, к которой они оба принадлежат, либо необходимостью сохранить хотя бы относительную легитимность слабеющего на глазах «общеевропейского проекта» - остается пока непонятным. Так или иначе, очевидно, что оба они пытаются опередить ход неблагоприятно складывающихся событий, не определяя конкретных механизмов реализации поставленной ими задачи..

Но может ли сам по себе европейский федерализм быть надежным рецептом от современного кризиса? С одной стороны, с таким трудом заключенный в конце 2011 года «Пакт Меркель-Саркози» и утвержденная в конце 2012 года система страхования банков следуют именно «федеративной логике». В то же время перспективы собственно «политического федерализма» в рамках современного ЕС неоднозначны. Переход к федерализму с учетом существующих между странами ЕС масштабными социально-экономическими диспаритетами неизбежно делает будущую «европейскую федерацию» ассиметричной и неустойчивой. Не следует забывать и об усиливающемся влиянии такого фактора, как рост регионального сепаратизма и подъем национализма в Восточной Европе, которые способны поставить под сомнение любую умозрительную общеевропейскую «конструкцию». Ведь не далее как в начале января наступившего года видный бельгийский валлонский политик, губернатор Шарлеруа Ив Магнетт призвал создать «валлоно-брюссельскую нацию», способную также активно продвигать повсюду свои таланты, как и «конкурирующая» фламандская нация (Magnette: « Nous devons construire une nation wallo-bruxelloise» // "Le Soir" du 05/01/2013).

Успеху подобного «федералистского проекта» неизбежно препятствует и различия в позиции стран – членов ЕС относительно возможности использования федеративных элементов в формирующейся общеевропейской системы управления. Так, если Германия считает необходимым и возможным распространить свои принципы на общеевропейское устройство, то Франция твердо отстаивает унитарное устройство государства и собственный национальный суверенитет; Великобритания же отрицает политическую интеграцию как таковую, соглашаясь лишь на участие лишь в экономических проектах, оговаривая это особыми условиями. Кроме того, сам «внутренний опыт» отдельных европейских федеративных государств является неоднозначным и не дает ответа на вопрос о применимости федеративной модели к будущему федеративному устройству.

Так, считающийся сегодня «эталонным» германский федерализм сложился и функционирует в условиях мононационального и экономически сильного государства с высокоэффективной и адаптивной политической системой. Бельгия, реализовав, начиная с 1993 года, несколько федеративных реформ, переживает сегодня глубокий кризис собственной государственности – выхода из которых не гарантирует декларируемый сегодня многими переход к конфедерализму. Швейцария сохраняет прочность своей уникальной федеративной модели, существующей в условиях многонационального государства, за счет известного дистанцирования от ЕС и протекающих в нем процессов. В свою очередь, Великобритания и Испания, формально не переходя к федерализму, в результате проведенной децентрализации столкнулись с острой проблемой сепаратизма своих «национальных регионов». Все перечисленное едва ли позволяет считать «европейский федерализм» искомой «панацеей» от всех европейских «болезней».

Таким образом, перспективы утопии «европейского федерализма» остаются весьма и весьма туманными. Само «содержимое» проекта рискует «раствориться» в процессе «политических торгов», которые ведут между собой европейские властно-политические элиты разного уровня. Между тем, системный кризис «общеевропейского устройства» продолжается и углубляется. Так, уже упоминавшаяся нами главный редактор брюссельского издания «Le soir» Беатрис Дельво в своей последней редакторской статье написала, что зона евро и Бельгия находятся сегодня «на грани взрыва», который может произойти задолго до выборов в Европейский парламент, намеченных на 2014 год (Delvaux B. Attention, calme blanc // "Le Soir" du 02/01/2013). На что способны в этой ситуации пытающиеся «оседлать волну» утописты и мечтатели? Навеять Европе еще один «сон золотой», уводящий Старый Континент в сторону от осознания глубины и остроты стоящих перед ним проблем.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram