МОСКВА. 30 декабря президент России В. В. Путин утвердил поправки к закону «О социальной защите инвалидов», касающиеся статуса русского жестового языка. В предыдущей закона говорилось: «Язык жестов признается как средство межличностного общения».
Фактически это означало существование жестового языка лишь как средства бытового общения и отсутствие программ по его государственной поддержке. Следствием этого было отсутствие официальных программ обучения жестовому языку в школах для детей-инвалидов. Курсы жестового языка и подготовка преподавателей и переводчиков в ряде учебных заведений до самого последнего времени оставались инициативой снизу.
Если раньше жестовый язык признавался лишь языком «межличностного общения», то теперь это «язык общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка», теоретически это должно означать гарантию возможности обращения человека, владеющего жестовым языком, в государственные, муниципальные и судебные органы и получение услуг переводчика.
Редакция АПН поддерживает это начинание и настойчиво напоминает о том, что нашему обществу намного выгоднее и правильнее заниматься интенсивным вовлечением в экономику собственных трудовых ресурсов, в том числе и инвалидов, чем экстенсивным привлечением внешних мигрантов.
Мы надеемся, что этот законодательный акт будет иметь не только гуманистическое значение, но и будет ещё одним шагом к отказу от привлечения в страну излишних внешних работников - в конце концов, российские глухонемые - это часть нашего общества и улучшение их экономического положения улучшит и положение россиян в целом.
Желающие ознакомиться с более подробным обзором вопроса могут сделать это в обзоре на сайте polit.ru. Информацию о самом жестовом языке можно получить здесь.