В руководстве крупнейшего российского авиаперевозчика «Аэрофлот» произошли кадровые перемены – Андрей Калмыков, курировавший коммерческую работу компании, возглавил производственный сектор, а его место занял заместитель генерального директора по финансам и инвестициям Шамиль Курмашов. По данным информ-агентств ротация руководящего персонала может стать следствием набирающего силу коррупционного дела в отношении Калмыкова.
Теперь уже бывший первый заместитель генерального директора «Аэрофлота» по коммерческому блоку Калмыков объяснил изменение своих полномочий «ростом объемов производственных задач» и тем, что успешно совмещать работу по координации двух разных блоков - производственного и коммерческого - практически невозможно. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюриной, это - версия самого «героя», которая скорее похожа на хорошую мину при плохой игре. Похоже, переброска коммерсанта на производственный участок – первый шаг к увольнению: по имеющимся сведениям, вскоре возможно и возбуждение резонансного уголовного дела.
Ирина Тюрина обращает внимание на то, что с появлением Калмыкова на посту руководителя коммерческого направления в 2010 году «Аэрофлот» прекратил выставлять на открытые электронные торги билеты на направления, наиболее интересные туристическим компаниям. Вместо рейсов в Анталию, Бали, Будапешт, Вену, Египет, Карловы Вары, ОАЭ и Таиланд перевозчик предлагал места в Амстердам, Брюссель, Дрезден, Краков и другие регионы, которые не могут похвастаться устойчивым спросом со стороны туристов.
В то же время билеты, например, в Анталью, о которых мечтает любой туроператор, оказывались сосредоточены в руках единственной компании - «Санрайз тур», которую возглавлял Калмыков до прихода в госкомпанию. Причем их цена была заметно ниже, чем готовы были купить другие туроператоры, рассказала Тюрина.
Жаловались на «дружбу» «Санрайза» и «Аэрофлота» и сотрудники обанкротившейся туркомпании «Ланта-тур». «По итогам электронных торгов на летние блоки мест, проводимых «Аэрофлотом», все лучшие лоты, например, на «жирном» для туроператоров направлении Москва-Анталия в высокий сезон по выигрышной цене оказались только у «Санрайз тур»… «Санрайз» к слову, не представил лучшего ценового предложения, хотя предлагались более выгодные для «Аэрофлота» условия».
Имя Калмыкова в этом открытом письме фигурировало в качестве виновника банкротства «Ланты» и еще одной компании - «Капитал-тур», которых отключили от системы бронирования «Аэрофлота» по его инициативе.
Чересчур тесным сотрудничеством туроператора и авиаперевозчика заинтересовались депутаты Госдумы, а, по данным некоторых информагенств, свое расследование происходящего начала ФСБ. В настоящее время Калмыкову инкриминируют лоббирование интересов «Санрайз» и продажу ей крупных партий билетов с использованием непрозрачные схем, невыгодных самому «Аэрофлоту».
С учетом всех этих фактов логичным выглядит и предположение, что непосредственным поводом к перемещению топ-менеджера стали обыски и выемки документов в дочерней компании авиаперевозчика «Аэрофлот – Оренбургские линии». Калмыков лично курировал ее деятельность и не мог не знать, что в 2012 году «дочка» «Аэрофлота» занималась почти исключительно выполнением контрактов авиаперевозчика с «Санрайз тур» и «Пегаса Туристик».
Итогом этой деятельности стал отмеченный впервые с 90-х годов убыток «Оренбургских авиалиний» по итогам года, парадоксальным образом зафиксированный на фоне увеличившегося пассажиропотока. Обратно пропорциональным образом изменились при этом финансовые результаты партнеров «Аэрофлота», связанных с именем Калмыкова. А это не только уже упоминавшийся «Санрайз», но и «Пегас Туристик», главный покупатель блоков мест у «Аэрофлота». Ведь недавно Калмыков прямо предлагал Совету директоров «Аэрофлота» выкупить «Пегас» по цене в несколько раз дороже рынка.
Стоит отметить, что имя смещенного топ-менеджера уже фигурировало недавно в скандале, связанном с базовым для «Аэрофлота» аэропортом «Шереметьево». Причем наблюдатели отмечают некую странность в действиях Калмыкова в тот период. Напомним, что в сентябре 2012 года в «Шереметьево» произошло отключение электроэнергии, при котором оказался обесточен терминал, используемый «Аэрофлотом», и был отмечен сбой регистрации пассажиров. Спустя несколько дней из-за несвоевременного сообщения администрации «Шереметьево» о ремонте взлетно-посадочной полосы «Аэрофлот» столкнулся с массовыми задержками рейсов.
Эти вполне рабочие ситуации могли быть разрешены мирным путем, как обычно это и происходит. Вина «Шереметьева» в обоих случаях очевидна. Однако Калмыков, говорят источники, спровоцировал обострение конфликта, перенеся его в публичную плоскость - в своем твиттере он преувеличивал и время задержек, и накал страстей пассажиров. Рядовой случай был умело превращен им в острый конфликт, ставший редким для России прецедентом «разборок» между госкомпаниями на страницах СМИ.
Как говорят эксперты, происходящее было не случайностью или следствием излишней эмоциональности участников конфликта. На самом деле Калмыков отвлекал внимание руководства «Аэрофлота» и общественности от другого скандала, вероятно, имевшего к нему самое непосредственное отношение. Как раз в то время «Аэрофлот» объявил сезон скидок и предложил своим клиентам билеты по очень низким ценам. Например, в Вашингтон можно было долететь за 199 евро, а в Берлин - за 89 евро.
Однако воспользоваться этим интересным предложением рядовые туристы так и не смогли – сайт авиакомпании оказался недоступен и забронировать на нем билеты по специальным ценам не представлялось возможным. А вскоре выяснилось, что эти билеты все же были проданы, причем по заявленным ценам, но только не в розницу людям, а оптом и турфирмам. Вот эту историю, очевидно, и призван был затушевать искусственно раздутый спор «Аэрофлота» и «Шереметьево».
Сейчас коммерческий блок работы «Аэрофлота» доверен другому замдиректора компании - Шамилю Курмашову, курировавшему финансы и инвестиции авиаперевозчика. Это известный и титулованный специалист своего дела, умеющий быть принципиальным и независимым. Его профессиональные навыки отмечены несколькими солидными наградами. Курмашев, в частности, лауреат престижной премии института Адама Смита в номинации «Лучший финансовый директор нового поколения», обладатель премий «Финансовый директор 2011» и «Финансовый олимп».
Своими первыми распоряжениями новый руководитель коммерческого сектора отменил все льготы, введенные его предшественником для «Санрайза» и «Пегаса». Отныне электронные торги по всем билетным квотам проходят открыто и прозрачно, с соблюдением равных условий для всех участников.
Что касается Калмыкова, то у него впереди, по всей вероятности, подробные объяснения относительно своих решений во время работы в «Аэрофлоте», причем одним лишь руководством компании круг заинтересованных лиц явно не ограничится.