1 декабря 2012 года был заключен меморандум о взаимопонимании между Союзом татарской молодежи «Азатлык» и Национальной организации русских мусульман (НОРМ). В тексте соглашения, опубликованного в блоге лидера НОРМ Харуна ар-Руси (настоящее имя – Вадим Сидоров), сообщается, что «азатлыковцы» и русские мусульмане отныне стремятся «к диалогу и взаимодействию здоровых русских и татарских национальных сил на принципах национального самоопределения татарского и русского народов». «Татарстан является территорией самоопределения татарской нации, так же и русская нация должна самоопределиться на территории краев и областей Российской Федерации, что сделает возможным нормальное сосуществование национальных республик и обеспечение в них прав национальных меньшинств на симметричных принципах», - сообщается в меморандуме. При этом татарские сепаратисты и русские исламисты выступают «против великодержавного шовинизма, нацеленного на лишение всех коренных народов России их этнической самобытности и использующего русских и русский язык для осуществления этой задачи».
Стоит отметить, что в Казани ранее 10 октября 2012 года проходила научная конференция на тему «Русские мусульмане в постсоветской России: причины неофитства, положение в исламской среде, реакция государства и общества», организованная Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ). Собравшиеся на научном мероприятии эксперты пришли к выводу, что русский мусульманин в глазах остальных русских, даже светских, становится в роли «Иуды», а его деятельность направлена против российского государства. Принимая ислам, русские мусульмане начинают демонстрировать религиозное рвение, стремясь доказать, что они равные остальным членам общины, зачастую состоящей из этнических мусульман. Этот «синдром неофита» может легко привести к радикализму. Русские мусульмане для этнических мусульман являются живым доказательством истинности собственной веры. Поэтому неофитство приветствуется, однако русский мусульманин в негласной иерархии внутри общины всегда будет на вторых ролях, ему не будет, за редким исключением, предоставлено возможность быть во главе общины. Для остального русского населения, даже секулярного, русский мусульманин будет изгоем.
Председатель Общества русской культуры Казани Михаил Щеглов отметил, что «не знает ни одного русского мусульманина, который бы популяризировал русскую культуру», напомнив при этом слова великого русского писателя Федора Достоевского, написавшего, что нет более мерзкого существа, чем неправославный русский.
Казанский историк Дмитрий Орлов причины такого союза видит в маргинальности обеих организаций: «Таким группам свойственно кучковаться с себе подобными: перефразируя, "маргинал маргинала видит издалека"». По его мнению, "Азатлыковцы" - это маргиналы в политической тусовке: «в приличное общество их никогда не пустят, по крайней мере, пока они не перестанут нести свою радикально-истерическую чушь».
В то же время историк добавляет, что «русские, принявшие ислам, - это ещё большие маргиналы, поскольку они фактически сами исключили себя из традиционной русской культуры». «И традиционные мусульмане их тоже не принимают, поскольку в традиции национальность играет, всё же, не последнюю роль», - резюмировал Орлов.
Заместитель татарстанского отделения всероссийской русско ориентированной партии «Российский общенародный союз» Витольд Филиппов прокомментировал это феномен тем, что «считать русским человека, который ненавидит свой народ и его историю невозможно!». «Объединяясь с сепаратистским движением и договариваясь о совместных действиях, эти люди (члены НОРМ. – прим.) намеренно и осознанно ведут действия на раскол страны и дестабилизацию обстановки в регионе, делают именно то, чего так жаждут татарские национал сепаратисты», - считает молодой русский политик. Филиппов отмечает, что «НОРМ не вполне осознает, что является всего лишь игрушкой в руках сепаратистов при выполнении их целей, просто потому, что часто на исламских форумах и блогах русских, принявших ислам, не воспринимают как полноценных братьев-мусульман».
Заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета, профессор Александр Салагаев уверен, что «горючая смесь татарских национал-сепаратистов и русских исламистов неизбежно работает на развал России»
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов заявил, что его не удивляет «политический роман русских мусульман и татарских национал-сепаратистов». «И те, и те – против России: одни за развал страны и создание независимого Татарстана, вторые – за создание исламской республики России», - прокомментировал эксперт, отметив, что союз антиправославных сил на белоленточной основе никого не должен удивлять. «Русские исламисты выходили на белоленточные митинги в Москве и Питере со своими флагами, подписывали так называемую «Исламскую гражданскую хартию», в Казани татарские национал-сепаратисты гостеприимно встречали Сергея Удальцова, выходили с плакатами «Русские! В Рязани вас ждут», «Чемодан, вокзал, Россия!» и выступали с пикетами в защиту «Pussy Riots», - напомнил Сулейманов чем известны НОРМ и «Азатлык», добавив, что союз сторонников «исхода русских из национальных республик» теперь окончательно закрепился уже в виде этого меморандума.