Аудиторы Счетной палаты заинтересовались тем фактом, что без всяких видимых объективных причин акции "Ростелекома" падают на фоне стабильного рынка. Как отмечают «Ведомости», с конца сентября этого года произошло снижение на 25%. Сейчас, котировки обыкновенных акций «Ростелекома» находятся вблизи минимальных значений. В этой связи Счетная палата намеревается проверить, какие «субъективные» факторы влияют на капитализацию компании.
Эксперты рынка говорят о том, что столь странное падение акций, является следствием борьбы, которая развернулась в последнее время за «Ростелеком».
Похоже, что именно Усманов пытается взять под контроль «Ростелеком». Для Усманова инфраструктура «Ростелекома» могла бы оказаться весьма подходящей и усилить уже имеющиеся телекоммуникационные активы
Попытки оказать давление на топ-менеджмент «Ростелекома» наблюдались неоднократно. Несколько недель назад дома у главы «Ростелекома» Александра Провоторова и крупнейшего миноритарного акционера компании, а также главы фонда «Маршалл Капитал» Константина Малофеева прошли обыски. По заявлениям правоохранительных органов, обыски были связаны с расследование дела о хищении $200-милинного кредита, полученного в банке ВТБ компанией «Руссагропром» на покупку молочных заводов у компании «Нутритек». Несколько лет назад фонд «Маршал капитал», в руководстве которого тогда состояли и Александр Провоторов, действительно был одним из инвесторов «Нутритека». Однако как вскоре выяснилось, ни к какому кредиту в «Маршал Капитале» они отношения не имели.
По информации телеканала «Дождь», последнее время критика и жалобы на «Маршал Капитал» постоянно звучат со стороны структур так или иначе подконтрольных Алишеру Усманову.
Так, например, компания «Ростелеком» проявила интерес к дискаунтеру «Теле2». По утверждениям аналитиков, покупка «Теле2» именно «Ростелекомом» создала бы нового, крупного игрока на рынке мобильной связи, нарушив тем самым сложившуюся де-факто монополию операторов «большой тройки». Особую опасность возможный альянс «Ростелекома» и «Теле2» представляет именно для Алишера Усманова, который в настоящий момент пытается максимально консолидировать в своих руках телекоммуникационные активы. Получение же контроля над «Ростелекомом» для Усманова представляет особый интерес. На днях глава управляющей компании Алишера Усманова - Иван Стрешинский - сообщил агентству «Блумберг» о том, что «Мегафон» не исключает для себя приобретение части активов оператора-дискаунтера. По его словам, «Мегафон» рассматривает возможности приобретения части активов «Теле2», при этом Стрешинский не исключает, что в сделке могут принять участие и другие операторы «большой тройки»: МТС или «Билайн». К примеру, в МТС, по информации телеканала «Дождь», хотя пока официально не подтверждают ведение каких-либо переговоров, но вместе с тем не исключают возможности проведения любой сделки на рынке.
Если же «Ростелеком» будет развиваться самостоятельно, то речь может идти не только о появлении крупного оператора в мобильном сегменте рынка, но и оператора, который сможет предложить аналогичные «большой тройке» услуги но по более низким ценам. Не секрет, что «Теле2» ныне позиционируется как дискаунтер: объединение абонентский базы «Теле2» и инфраструктурных возможностей «Ростелекома» создает опасного конкурента «большой тройке», участники которой уже многие годы совместно определяют ценовую политику на рынке. «Ростелеком, который еще только строит свои мобильную розницу, в случае соглашений с «Теле2», наверняка и дальше будет пролонгировать какие-то вещи, связанные именно с небольшой стоимостью услуг», - рассказал в интервью телеканалу «Дождь» гендиректор Telecomdaily Денис Кусков.
Для «большой тройки» возможности приобретения «Теле2» - это скорее вопрос спасения собственной «монополии», в первую очередь, в области цен на свои услуги. «Если бы «большая тройка» коллективно собралась купить «Теле»», то они бы действительно снизили бы некоторую конкуренцию в этом сегменте», - заключает Константин Чернышев.
Очевидно, что появление столько сильного игрока в лице «Ростелекома» «большой тройке» явно невыгодно. «Наверняка «Ростелеком» больше хотел бы присоединить «Теле2», чем любой другой оператор. Можно сказать, что синергия от объединения «Ростелекома» и «Теле2» была бы намного больше, чем от аналогичных действий и комбинаций, как если бы в сделку с «Теле2» вошел, например, «Мегафон» или другие операторы», - рассуждает старший аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков.
Похоже, что именно этой «синергии» сегодня так боится «большая тройка». В ход, судя по всему, идет даже административный ресурс. Так, на ближайшую среду запланирована встреча руководства «Ростелекома» с вице-премьером Аркадием Дворковичем, где предполагается обсудить ранее уже утвержденную властями инвестиционную стратегию «Ростелекома». Источники в отрасли не исключают, что на встрече речь может пойти о том, что «Ростелекому», по мнению правительства, следует воздержаться от подобной сделки.