Хорошавин доводит Сахалин до очередного «бензинового кризиса»?

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин на днях заявил, что готов лично поддержать сахалинцев, протестующих против повышения цен на бензин. Между тем, похоже, именно глава острова играет немалую роль в неадекватной ценовой политике местных трейдеров. Продолжая критиковать основного поставщика ГСМ – «Роснефть», господин Хорошавин явно не решает истинных проблем региона.

О чем думает губернатор Сахалина, делая очередные парадоксальные заявления – загадка. Видно неслучайно в прошлогоднем рейтинге информационной открытости глав регионов РФ (составленном «Институтом независимых политических исследований» и «Национальной службой мониторинга») Александр Хорошавин был признал одним из самых «информационно закрытых» губернаторов.

Критикуя основных поставщиков нефтепродуктов на Сахалин, глава региона отчего-то не обрушивается с критикой на перекупщиков-частников, продающих в регионе бензин с поистине космическими наценками. Зато губернатор острова неоднократно заявлял о том, что на сахалинском топливном рынке нужна конкурентная среда - по факту монополия на оптовые поставки горючего сегодня там принадлежит «Роснефти» — компания держит около 90% рынка. Между тем, уже сама жизнь доказала, после того как владельцы местных АЗС стали покупать топливо у альтернативных продавцов – цены на заправках зашкалили. Но, видимо, господин Хорошавин не видит в этом проблемы.

Ранее даже сам глава региона не раз признавал – в кризисные моменты основной поставщик оперативно увеличивает поставки. Так, в конце прошлого года на острове возник дефицит топлива – цены начали расти, население митинговать. Сахалинцы выражали недовольство разгильдяйством губернатора и его команды, в очередной раз не организовавших своевременный подвоз ГСМ на танкерах. Недовольные происходящим жители области стали выдвигать претензии и к так называемым «независимым трейдерам». Ведь «Роснефть» в то время стала завозить топливо во все возрастающих объемах, однако цены на частных АЗС никак не менялись.

«Роснефть» действительно быстро нарастила оптовые поставки топлива на Сахалин - от 15-18 тысяч тонн нефтепродуктов до 20-22 тысяч тонн в месяц. Правда, тогда губернатор приписал это достижение себе – мол, Хорошавин самолично провел переговоры с нефтяной компанией и решил все вопросы. 

Впрочем, он, видимо, не учел, что «Роснефть» увеличила поставки топлива вовсе не для того, чтобы во время «бензинового кризиса» потребители были ограблены, а перекупщики - владельцы АЗС наживались. Поэтому российская НК поставила жесткие условия по наценке – «Роснефть» внесла островным трейдерам предложение о торговой надбавке при оптовой продаже и сформировала уровень наценки при продаже топлива на заправках.

Но, само собой, многих разумные рамки цен не устроили. Большинство компаний отказались, и тогда «Роснефть» сосредоточилась на обеспечении собственных поставок и увеличении их объемов на 20%. Заправщики, отказавшиеся сотрудничать с компанией, начали искать других поставщиков, но цены оказались неконкурентоспособны. Поэтому цены на АЗС «Роснефти» обычно ниже, чем у независимых трейдеров.

Более того, как сообщили накануне некоторые сахалинские СМИ, по словам пресс-секретаря ООО «РН-Востокнефтепродукт» Виктории Югай, ОАО «НК «Роснефть» не повышала розничные цены на бензины и дизтопливо с осени прошлого года, в том числе и на Сахалине. За это время возник диспаритет цен компании с общеценовой конъюнктурой на региональных рынках. В настоящее время «Роснефть» вынуждена следовать за тенденциями рынка, обусловленными ростом акцизов, тарифов естественных монополий, мировых цен и других факторов. Так, на Сахалине розничные цены по состоянию на 22 ноября (и по сей день) сопоставимы с ценами на топливо на материке. Корректировка цен производится в соответствии со складывающейся рыночной конъюнктурой, а также в связи с инфляцией, которая с 1 января и по настоящее время в России составляет 5,9%.

«При этом ОАО «НК «Роснефть» продолжает политику умеренного ценообразования - розничные цены на заправках компании остаются наиболее низкими среди сбытовых сетей», - отметила Югай, добавив, что «дочка» «Роснефти» в Дальневосточных регионах и впредь будет придерживаться сдержанной ценовой политики, учитывая сложившуюся ценовую конъюнктуру на розничном рынке региона.

Кроме того, «РН-Востокнефтепродукт» по-прежнему делает все необходимое для стабильного бесперебойного обеспечения потребителей Сахалина нефтепродуктами, реализация топлива через розничную сеть осуществляется в полном объеме. «Причем объемы реализации нефтепродуктов в Сахалинской области за 10 месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года выросли на 23%, в то время как рост потребления в среднем по РФ составляет 3,5% в год», - сказала Виктория Югай. По данным независимого агентства «Кортес», средние розничные цены по ДФО составили на бензин Аи-92 - 32,26 рубля за литр, на бензин Аи-95 - 33,84 рубля, дизтопливо (зимнее) - 33,33 рубля.

Тем не менее, 1 декабря в Южно-Сахалинске состоится митинг несогласных с повышением цен на автомобильное топливо, на котором планируют собрать до 1500 человек. Именно к этой акции (на словах) и «примкнул бы» явно тяготеющий к популистской риторике губернатор Хорошавин. Непонятно только, почему глава нефтедобывающего региона до сих пор не может освободить население острова от произвола перекупщиков?

Похоже, Александра Вадимовича целиком захватила другая идея. Вместо того, чтобы утрясти вопросы формирования цен с уже имеющимися заправщиками, он хочет привести на местный рынок новых поставщиков, которые чаще всего просто запредельно завышают оптовые цены на ГСМ. Так, в начале года губернатор заявлял, что в скором времени на Сахалин придет новая нефтяная компания «Альянс». Как это помогло улучшить ситуацию с ценами на АЗС, судя по вновь нарастающему недовольству населения, непонятно.

Таким образом, на Сахалине вновь складывается парадокс: «Роснефть» поставляет в регион достаточный объем нефтепродуктов, а цены у перекупщиков по-прежнему растут как во времена жуткой нехватки топлива. А губернатор, словно не замечая этого беспредела, продолжает твердить о необходимости создания конкуренции, наступая второй год на те же грабли.

Не зря, видимо, многие из сахалинцев прозвали Хорошавина «губернатором, существующим отдельно от области». Судя по местным интернет-форумам, глава региона отличился пока лишь тем, что ездит на своем «Лексусе» по встречке, а на «встречи с населением» его обычно сопровождает три фургона с ОМОНовцами.

Впрочем, похоже, Александр Вадимович постоянно путает мягкое с теплым, иначе с чего бы пару лет назад вместо детских садиков и школ, в которых нуждаются жители Южно-Сахалинска, он «преподнес» городу монументальную стелу, которая обошлась бюджету почти в 27 млн. рублей. Так и с бензином – истинные причины недовольства населения, судя по всему, будут отметены как несостоятельные. Видимо, кому-то с руки удерживать высокие цены на местных заправках, привлекать в нефтеносный регион новых частников с заоблачными ценниками, при этом красиво рассуждая о светлом будущем, чем решать запущенную ситуацию уже сейчас.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram