Со следующего года россиянам не будут рассылать по почте т.н. «письма счастья» от Пенсионного фонда РФ. Теперь граждане смогут ознакомиться с состоянием своих пенсионных накоплений через Интернет или непосредственно обратившись в ПФР. Пенсионный фонд сэкономит на этом 2,5 млрд. руб. и, казалось бы, ускоренный переход страны на современные технологии следует только приветствовать. Однако данные опроса ВЦИОМ свидетельствуют о том, что большинство наших сограждан не готовы к таким инновациям, что называется, по техническим причинам. По данным опроса, 53% опрошенных пользуются Интернетом, но только треть из них предпочитают электронные госуслуги. В целом 61% взрослого населения (в возрасте от 18 лет) предпочитают получать те самые письма традиционно по почте. Ожидаемо, что в возрастных группах свыше 45 лет показатель еще выше – 72%. Даже среди молодежи лишь треть выбирает самостоятельную регистрацию на сайте государственных услуг для получения информации.
Крайне мало желающих обращаться непосредственно в ПФР - всего 6% населения России. Другими словами, предлагаемые новым законом альтернативы привычной почтовой рассылке не устраивают две трети населения страны. Очередная модернизация носит принудительный характер. Не удивительно, что такой поворот событий вызвал возмущение граждан. Они пишут письма в вышестоящие инстанции с требованиями и жалобами на нововведения. На имя Президента РФ уже направлено 14866 писем, в Государственную Думу –11020, в Правительство РФ - 3556. И на этом вряд ли процесс оборвется. Почин подхватили региональные профсоюзные и общественные организации, которые уже направили 349 писем Президенту РФ, в Государственную Думу и в Правительство РФ. И это неудивительно. По свидетельству представителей оператора «Ростелекома», россияне активно интересуются состоянием пенсионного счета: «пенсионный» раздел портала госуслуг на третьем месте по популярности. При этом число пользователей сайта составляет 3,5 млн. – около четырех процентов от общего числа граждан, получающих сегодня «письма счастья».
Возникает резонный вопрос: откуда будут получать информацию о состоянии их пенсионных накоплений остальные 96% «интересующихся», если больше не будут получать писем по почте? У людей есть также опасения, что с отменой «писем счастья» резко снизится прозрачность пенсионной системы. Не все смогут вовремя узнать об ошибках в начислениях, чтобы успеть их исправить. И в наиболее уязвимом положении окажутся как всегда наименее обеспеченные слои населения. Непродуманность инноваций может привести к социальному напряжению. Не слишком ли высокая цена за экономию на будущих пенсионерах?