Рокировка в правительстве – это не просто смена министров (дело не в персоналиях), а первый шаг в новой кадровой политике Владимира Путина, в которой нет неприкасаемых. Об этом рассуждает сегодня в своей авторской колонке на Полит.Ру Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации.
Новый подход, как отмечает автор, должен удивить даже близких соратников президента и, пожалуй, заставить их по-новому рассматривать свои позиции при главе государства. Теперь ни принадлежность к команде, ни то, что человек достиг «потолка» на занимаемой должности, больше не будет являться страховкой от отставки.
«По сути, президент дал понять, что намерен в дальнейшем исходить исключительно из критерия эффективности чиновника. При этом, он готов не только выслушивать, но и прислушиваться к общественному мнению, высказываемому авторитетно и взвешенно. А во главу угла ставится теперь не только крепкие нервы…, но и профессиональные качества и репутационные параметры».
Мухин называет это «сменой курса». И говорит о том, что некоторые эксперты слишком поспешили констатировать потерю верховной властью политического чутья. Принятое кадровое решение доказывает: президент держит руку на пульсе общественных чаяний, запросов и способен оперативно принимать сильные и неожиданные кадровые решения.
«Общество тоже существенным образом изменилось, возросли запросы социума к государству. Ответить на этот запрос государство должно прежде всего эффективностью своей работы, оправданностью приложения сил и средств, прозрачностью и логичностью именно кадровых решений. Государственные чиновники должны во всех смыслах соответствовать своим должностям, и начиная новую кадровую политику, Путин, как глава государства, явно показывает, что он этому принципу отвечает в полной мере», - обобщает ситуацию политолог Павел Данилин.
Что теперь, в свете новых кадровых решений, следует ждать чиновникам? Ведь, казалось, что «команда Путина» сформирована уже давно. Об этом говорит и Мухин: «с этой командой он (Путин – прим. Ред.) прошел «огонь, воду и медные трубы», это – очевидно. Но в условиях финансовой нестабильности и международной напряженности становится очевидным и другое: верховная власть к министрам теперь предъявляет повышенные требования, которым они должны соответствовать полностью».
Что же это за новые требования? Это критерии эффективности чиновника, профессиональные качества и репутационные параметры. «И в этом – новизна его кадровой политики, - резюмирует Мухин. – Но - только в этом, в прагматичности и реалистичности. Соблазн увидеть за действиями президента репрессии, закручивание гаек, борьбу элит – очень велик, и очень привычен. Тогда как речь идет об очень простой, но огромной новизне – кадровые решения Путина означают только то, что они означают: один чиновник подходит для одного конкретного места больше, чем другой чиновник. И все. И это без преувеличения может называться «кадровой революцией»».
Мухин приводит простой пример: следует представить любого человека, который занял высокий пост. Вполне естественно, что на первых порах он будет опираться именно на тех, в ком может быть уверен лично. Но со временем, накапливая опыт государственного деятеля, руководителю просто придется исходить из соображений реальных возможностей и способностей подчиненных. Именно это и делает сейчас Путин. Он подбирает на должности тех, кто наиболее подходит для решения конкретных задач. И при этом подчеркивает тот факт, что теперь «близость к телу» не имеет никакого решающего значения.
«Принципиальная политика нового срока Путина манифестирует - неприкасаемых нет. Главными критериями при принятии кадровых решений являются профессионализм и соответствие уровню занимаемой должности. Дело не в персоналиях уволенных и назначенных - дело в новых принципах. И не имеет значения — являешься ли ты членом «старой команды», «внутреннего круга» - третий президентский срок Путина показывает — от попыток удержать ситуацию «на грани», характерных для начала нулевых, от стабилизации ситуации в стране, что было свойственно второму сроку, страна переходит в этап устойчивого развития» - расставляет акценты Павел Данилин.
В новых критериях кандидатура Шойгу очень показательна. Он проявил себя в кресле министра МЧС, где выстроил жесткую структуру. И Мухин считает, что и сейчас Шойгу дано задание выстроить такую же эффективную вертикаль в новом подведомственном министерстве. Другой фактор по мнению автора, это «чистая репутация и политический вес». Что тоже говорит в пользу того, что Шойгу будет эффективным менеджером. Ну и кроме того – воинское звание, Шойгу - генерал армии.
«В каждой стране есть очень ограниченный круг проверенных лиц, сильных администраторов, которые при этом еще и обладают авторитетом в силовых органах, - поясняет Вячеслав Никонов. – Шойгу как раз отвечает этим критериям и Путин сделал выбор в пользу наиболее опытного из любой возможной альтернативы».
Все это подводит к логичному и четкому выводу, которым Мухин заканчивает свою статью: «То есть можно просто констатировать верное именно менеджерское – в высшем смысле – решение президента».