Снова Москва, снова 4 ноября и снова ежегодный «Русский Марш». На этот раз организаторам удалось согласовать со столичными властями в качестве места проведения марша не Люблино, а центр Москвы – Кадашевскую набережную, рядом со знаменитой Болотной площадью. Мероприятие обещало быть интересным: ожидалось большее оживление в связи с подъёмом общеоппозиционных настроений среди населения, также я увидел настоятельное предупреждение в блоге сценаристки Анастасии Ермаковой о намечающихся провокациях. Однако всё прошло практически спокойно.
Подойдя к месту сбора участников около полудня, сразу же узнаю новости, что полиция крайне жёстко задержала лидера и членов партии «Великая Россия», которые хотели небольшой колонной пройти к началу шествия. Причиной задержания послужила скандальная форма великороссов, как говорят недоброжелатели, «стилизованная под форму частей немецких СС». Таким образом, большая часть членов «ВР» была арестована ещё до начала марша.
Миновав рамки металлоискателей, возле которых возмущённая старушка препирается с полицейским («что ты меня лапаешь? не надо меня лапать и обыскивать, дай пройду!») начинаю продвигаться вперёд. Видны флаги неоязычников (славянский символ коловрат на красном фоне), раздаются многочисленные листовки, в том числе и всяких карликовых движений, о которых мало кто знает... Одними из первых увидел небольшие колонны автономов:
Замечаю неподалёку Дмитрия Дёмушкина, общающегося с соратниками и журналистами, в перерывах постоянно говорящего по рации и мобильному телефону.
Затем дохожу до колонны Народного Ополчения им. Минина и Пожарского, замечая неподалёку одного из их лидеров, Юрия Екишева.
- Ну что, Артём, всё статьи пишите?
- Стараюсь, Юрий Анатольевич. Давайте вас на фоне баннера сфотографирую!
Колонна растянула баннер в поддержку знаменитого полковника Квачкова, арестованного «за призывы и подготовку переворота».
Людей уже достаточно много.
Поздоровавшись с Н. Шалимовой, В. Тором и К. Крыловым (колонна национал-демократов), замечаю известного теоретика и идеолога русского национализма Александра Севастьянова, который радостно приветствует Аллу Горбунову, ведущую сегодняшнего митинга.
Наконец, добираюсь до общей, наиболее многочисленной колонны.
Участники шествия скандируют лозунги: «России русскую власть!», «Слава России!», «Что выбирают русские? Русские выбирают свободу!». Возглавила шествие, как обычно, небольшая колонна Союза Православных Хоругвеносцев, развернув хоругви и полотнища православной тематики.
Несколько человек, одетых в старинную военную форму поют, кажется, «марш дроздовского полка» (песня воинских частей Добровольческой армии, сражавшейся с красными в Гражданской войне).
Замечаю знакомого фотокорреспондента, Таню Феникс, и пока разговариваем, наблюдаем следующую картину. Журналист с микрофоном на видеокамеру рассказывает о событии, а к нему внезапно подбегает скинхед лет 35 (в бомбере, подтяжках, гриндерсах и явно нетрезвого вида) и начинает зиговать в объектив! Знакомые подходят к сотрудникам полиции с целью заставить их арестовать провокатора, но им до этого нет никакого дела.
Шествие всё не начинается, и я решаю вернуться к основной массе. Замечаю руководителей Русского Общенародного Союза С. Бабурина и И. Миронова. Возле общей колонны глава региональной ассоциации ЭО «Русские» Г. Боровиков выстраивает оцепление, которое не пропускает стремящиеся вперёд массы народа, из-за чего возникает несколько стычек, едва не дошедших до драки.
Причина оцепления вскоре выясняется: между колонной хоругвеносцев и общей колонной было решено развернуть большое полотнище имперского триколора на несколько десятков метров.
Ровно в 13:00, как и планировалось, колонны начинают шествие. Никаких эксцессов не замечается, участники выкрикивают лозунги и держат строй. Над нами постоянно кружит полицейский вертолёт, из толпы летит вверх пиротехническая ракета. Потом «Комсомольская Правда» в погоне за дешёвым рейтингом напишет: участники акции «Русский марш» пытались сбить полицейский вертолет ракетой. Ну и ну.
Подходим к Крымскому мосту, на котором столпились зеваки, фотографирующие шествие на камеры телефонов. И тут некоторых ребят из митингующих в стремлении эпатировать обывателей прорывает: звучат лозунги с ненормативной лексикой. Однако эксцессы быстро сходят на нет, и шествие добирается до сцены митинга. В принципе, набор выступлений довольно стандартный, новыми лицами стали председатель Международного Союза Советских Офицеров капитан 1 ранга Ерёменко Б.Ф., рассказавший об уничтожении армии, необходимости национального сплочения и преодоления распрей; молодой национал-социалист Роман Железнов, отличившийся ярким и чётким выступлением; отец известного политзаключённого Даниила Константинова и некоторые другие.
Перечень требований остался неизменным, основными из которых были борьба с иммиграцией, освобождение русских политзаключённых, борьба с вымиранием и разложением русского этноса, отставка интернационального правительства. Митинг закончился бодрым концертом, выступала группа «Архипелаг» и почти ставшие легендой поющие десантники. Всё закончилось около 4 часов...
Общие впечатления таковы. Погода выдалась отличная, хоть и без солнца, довольно тёплая для ноября. Националистам удалось вырваться из «резервации Люблино», где Русский Марш проходил три года подряд, и выступить организованными колоннами в центре города. Однако ради этого пришлось пожертвовать численностью: согласованное количество 10 тыс. человек; по моим оценкам, именно столько и пришло на Марш (по данным МВД – 6 тыс.). Не очень удобной для шествия чисто с архитектурной точки зрения оказалась Кадашевская набережная: улица слишком узкая для подобного мероприятия. Само настроение митингующих всё же не столь воодушевлённое, какое было в Люблино: я никогда не забуду Русский Марш-2009, когда был сделан настоящий прорыв в численности и организованности. В этот раз всё прошло более чем спокойно.
P.S. В этот же день своё мероприятие проводили т.н. антифашисты, и у них прошло всё не так гладко. По сообщениям прессы, националисты сильно избили нескольких антифа-активистов на станции метро «Достоевская», одного даже кинули на рельсы. Вот так прошло 4 ноября в Москве.