Уже второй месяц мы публикуем журналистское расследование о самом крупном корпоративном скандале энергетического рынка, который развивается вокруг Группы компаний «Оптима». И в итоге, тема расследования журналиста вышла за рамки банальных корпоративных разборок. Мы показали реальный механизм разворовывания бюджетных средств на примере Московской области. И более, того, судя по всему, люди, которые фактически чуть не привели область к банкротству, сегодня пытаются захватить российский энергосбытовой холдинг «Энергострим».
Но больше всего, конечно, удивляет реакция правоохранителей и госорганов. Из номера в номер мы публикуем документальные материалы, которые могут свидетельствовать, что рейдеров поддерживают высокопоставленные сотрудники органов внутренних дел. Мы рассказываем о том, что руководители группы «Оптима» незаконно посадили человека в тюрьму, по явно сфабрикованным доказательствам. Наконец, выплывают доказательства того, что владельцы группы «Оптима», отец и сын Шандаловы, могут быть причастны к исчезновению бюджетных средств в Подмосковье – миллиардов рублей! Но ни одна государственная структура так и не отреагировала официально на эти материалы. Ни одно из заинтересованных ведомств – ни правительство Московской области, ни Министерство энергетики, ни холдинг МОЭСК. Хотя мы знаем, что эти материалы внимательно читают в самых серьезных кабинетах, а в профессиональном сообществе они произвели, без преувеличения, эффект разорвавшейся бомбы. И, тем не менее, молчание. Мы надеемся пока. Потому что, насколько нам известно, над фактами, изложенными в наших материалах, идет серьезная работа в соответствующих структурах.
Сегодня следующая часть материала Марата Хайруллина, посвященного рейдерскому захвату одного из крупнейших игроков на энергосбытовом рынке страны.
Пилить надо нагло
Действительно, наше расследование, показало, что наиболее заинтересованной в этой ситуации оказалась группа «Оптима», в лице ее главных акционеров отца и сына Шандаловых. На основании этого, создается впечатление, что структуры группы «Оптимы» на протяжении долгого времени выводили из региональных энергосбытовых компаний огромные суммы денег. Мы подробно писали это в одном из предыдущих материалов. По нашим примерным подсчетам, на сегодняшний день вместе с процентами, Шандаловы должны различным региональным энергосбытовым компаниям около 20 миллиардов рублей.
То есть мотив, более чем очевидный – проще потратить один миллиард рублей на черный пиар и соответствующие технологии, чем возвращать двадцать миллиардов. И здесь, я хочу остановиться подробно на современных технологиях российского рейдерства. Насколько это сегодня делается цинично и нагло.
Несколько лет назад Дмитрий Медведев официально признал рейдерство второй ключевой проблемой отечественной экономики после коррупции. Его поддержало правительство, заявившее, что из-за постоянных рейдерских атак в России очень плохой инвестиционный климат. Фонд оценки эффективности российской экономики даже подсчитал, что из-за рейдерских атак страна ежегодно не досчитывается около 200 миллиардов долларов – в виде прямого оттока капитала, отказа от инвестиций, по причине высоких рисков и т.д. Дошло до того, что сегодня в ведущих университетах страны читают специальный курс по защите от рейдерства. Причем уважаемые профессора прямо говорят, что если вы создали успешный, прибыльный бизнес, то на вас рано или поздно «наедут». Статистика свидетельствует о том, что рейдерские захваты становятся наиболее прибыльным видом бизнеса в нашей стране. Если в 2002 году было официально зарегистрировано 1200 недружественных поглощений, то в 2008-м - уже более трех тысяч. В 2011 эксперты говорят уже о более чем 10 тысячах корпоративных конфликтов связанных, с недружескими попытками захватов успешных бизнесов.
Эти цифры свидетельствуют о том, что государство практически беспомощно перед этим явлением. Почему? Потому что зачастую на стороне рейдеров выступают высокопоставленные чиновники и продажные правоохранители. Более того, без прямой поддержки этих людей вообще не возможна рейдерская атака. Наше расследование - прямое подтверждение этому. Младший собственник «Оптимы» Андрей Шандалов в одном из интервью открыто заявил, что они являлись «крышей» для некоторых структур энергосбытового бизнеса.
И здесь, пожалуйста, обратите внимание, с каким цинизмом эта атака была предпринята. Современная рейдерская технология предполагает, что у человека не просто отберут его имущество, но и уничтожат заодно и его репутацию. Если перевести это на обычный бытовой язык, то представьте себе, что группа подонков ограбила молодую девушку, жестоко избила и изнасиловала ее, а затем опубликовали ее откровенные фотографии. Написали во всех газетах города, что эта девушка занимается сексом за деньги, у нее неприличные болезни, родители алкоголики, муж полный отморозок, а дочка идет по стопам матери уже в третьем классе. И если после этого дело, тем не менее, доходит до суда, эти подонки публично смеются прямо в лицо своей жертве в глаза, и как один, свидетельствуют, что она сама пришла к ним, и все произошло по обоюдному согласию. Аналогия с современным российским рейдерством полная. Это, конечно, моя личная точка зрения, но сегодня Шандаловы ведут себя именно таким образом.
Посмотрите, сначала в десятках региональных и центральных СМИ вышли статьи, где на оппонентов Шандаловых вешают все грехи, вплоть до провала реформы РАО ЕЭС. Анонимные авторы не угодных Шандаловым менеджеров публично обзывают «гопниками» и «овчарками», и пишут, что все деньги, которые у них есть, они «украли» исключительно у «бабушек и дедушек».
И даже после критики Премьера Шандаловы блокируют исполнение пожелания Правительства, о переводе активов энергосбытовых компаний в Россию. То естьможно предположить, что их целью было явно не законность и благо бизнеса. А что? Очевидно – банкротство своих кредиторов, чтобы не возвращать долги. То есть если перевести опять же на всем понятный язык, то представьте, что у вас сосед занял тысячу, и благополучно пропил ее. А когда вы напоминаете ему о долге, он избивает вас. Если вы и после этого продолжаете настаивать, то этот сосед-алкоголик прокалывает вашей машине во дворе шины, пишет матерные оскорбления на вашем почтовом ящике, а всем соседям объясняет, какой вы «плохой человек», потому что требуете с него непонятно какие деньги, да еще приглашает своего собутыльника участкового, который начинает откровенно угрожать вам.
Но окончательно стало понятно, что «Оптима» «приговорила» своих противников, когда летом этого года центральная компания холдинга была фактически захвачена «Оптимой» и на место руководителя пришел некто Сергей Смородин. Я уже писал, что этот человек фактически профессиональный «зиц-председатель» - в последние несколько лет он стабильно становится руководителем фирм, не просто замешенных, а являющихся ключевыми фигурантами самого громкого коррупционного скандала за всю новейшую историю России, в результате чего фактически стала банкротом самая богатая область страны – Московская. Если смотреть канву последних событий, то в общих чертах она выглядела следующим образом – сначала через некие фирмы выводились активы на многие миллиарды рублей, которые остались после бегства за границу министра финансов области Кузнецова. Потом директором в эти фирмы приходил Смородин, и в дальнейшем фирмы объявлялись банкротами. Не исключено если посмотреть в его трудовую книжку за последние несколько лет, то можно будет увидеть в графе специализация – руководить фирмами-банкротами. И вот теперь он приходит в результате фактического захвата директором – понятно зачем. Уж точно не развивать этот бизнес.
И здесь я хочу сказать еще об одном моменте. Коррупционный скандал в Подмосковье имел, говоря образно три волны. Сначала министр финансов области Кузнецов вместе со своей женой создали огромную долговую массу на десятки миллиардов рублей. Потом, когда они сбежали за границу, появилась группа «ОРСИ» – фактически рейдерская структура, которая формально должна была разобраться с активами Кузнецова, но в итоге часть этих активов так и не дошла до бюджета области. А затем, после того как «ОРСИ» заинтересовалось следствие, пришла вторая команда рейдеров, которая продолжает до сих пор работать в области. Их приход пришелся как раз на смену губернатора области. Так вот, сегодня я знаю (в следующих материалах я буду писать об этом, и приводить новые документы), наибольший ущерб области причинили действия именно этой третьей команды. Ярким представителем, которой и является господин Смородин.
Насколько я знаю, новое руководство области рано или поздно начнет активно заниматься этими пропавшими активами, и тогда я готов поставить тысячу рублей против одного, что в числе первых, кем могут заинтересоваться следователи, это будет господин Смородин. Потому что этот менеджер успел засветиться во всех ключевых фирмах этого дела. А следующими, видимо, могут быть господа Шандаловы, потому что, по моим данным, за ними числится различных невыполненных обязательств перед структурами области от трех до четырех миллиардов рублей.
«Упырь» года
Но об этом подробнее в следующих материалах. Сейчас я хочу остановиться на личностях самих рейдеров. А вернее, моральном облике этих людей. Собственно, что за бизнес у этой группы «Оптима»? Кажется, о том, чем конкретно эта группа занимается ничего не известно. В открытых источниках лишь говориться, как правило, очень расплывчато, о каких-то выполненных работах – например, по компьютеризации структур МВД, или «перевод на новую систему учета Госкомстата». Но что это конкретно за работы, как правило, нигде не указывается. Завесу тайны раскрывает один из основателей «Оптимы» Шандалов-старший. В одном из своих интервью Валерий Шандалов рассказывает, что изначально «Оптима» представляла собой комнату с одним компьютером. Пока, по его же признанию, вдруг не получила, видимо, волшебным образом, заказ на компьютеризацию, внимание, всех избиркомов страны! Представляете, однокомнатная фирма вдруг получает такой жирный заказ – это даже не тысячи, а десятки тысяч компьютеров, которые надо еще завезти, поставить, подключить и т.д.? Каким образом получают подобные фирмы такие заказы? Понятно, что только благодаря каким-то особым связям во властных кругах. И, собственно говоря, анализ всей последующей деятельности «Оптимы» показывает, что это именно так – весь бизнес этой группы, так или иначе, связан с получением очень жирных заказов от государственных структур. Но здесь интересная деталь, я практически не нашел случаев, когда «Оптима» сама выполняла тот или иной заказ своими силами. Как правило, «Оптима», передавала их каким-то сторонним субподрядчикам. То есть можно сделать вывод, что это профессиональные посредники.
Причем, технологию, как это делается, нам удалось проследить на примере строительства подстанции «Колычево», кстати говоря, по материалам уголовного дела. Технология в общих чертах следующая – сначала «Оптима» получает заказ от государственной структуры, потом пропускает через свои фирмы-посредники, входящие в эту группу, в результате чего сметная стоимость объекта на примере «Колычево» уменьшилась… в пять раз. Что это, как не прямые откаты? Причем получается, что премия посредников составила больше 80 процентов! То есть, собственно на строительство самого объекта остается не более 20 (двадцати) процентов – понятно, что строить в таких условиях как минимум очень сложно и качественно в любом случае уже не получится. Но «Оптиме» и этого мало. И здесь мы подходим, собственно, к самому интересному – моральному облику этих людей.
В прошлых номерах мы писали, о том, что «Оптима» фактически посадила за решетку по сфабрикованным обвинениям собственного менеджера Андрея Фетисова, заслуженного строителя, отца четверых детей, причем младшему из них на момент ареста было всего два года. Так вот, в материалах следствия ключевые свидетели четко говорят, что Фетисов фактически пришел спасать «Оптиму», которая просто была не в состоянии хоть как то освоить эти деньги. Как говорит один из свидетелей, Фетисов начал создавать строительное подразделение «Оптима-Энергострой», что называется с нуля, потому что в ней было всего 12 человек. Тем не менее, через несколько лет Фетисову предъявили обвинение, что он якобы вывел из «Оптимы» 30 миллионов рублей. Причем все свидетели в один голос твердят, что все сметные расходы Шандаловы контролировали лично, они проходили через юротдел, главного экономиста и так далее. А команду на перевод средств всегда отдают только Шандаловы, поскольку у «Оптимы» объединенная бухгалтерия.
Но вот надо же так случиться, что оплата именно этого конкретного договора почему-то ни Шандаловыми, ни соответствующими отделами визирована не была (можем предположить, что эти бумаги, в бухгалтерии «Оптимы» тоже не сохранились). И более того, именно в ту неделю в бухгалтерии «Оптимы» нарисовалась никому не известная девушка, от которой не осталось в отделе кадров ни документов, ни фамилии, которая провела исключительно эту одну операцию – перевод по данному договору. Следователя даже не смутил тот факт, что от невидимой девушки не осталось образцов электронных подписей в банке, без которых она просто не могла бы перевести деньги. Одним словом, не девушка, а сплошная барабашка. Причем ее новый вид – «бухгалтерская»! И внимание – свидетельские показания по этому поводу дает не кто, иной, как лично Андрей Шандалов – он честно, под присягой, вот все это вываливает. И ему судья верит! И отец четверых детей отправляется за решетку!
В материалах следствия написано, что оперативники пришли по двум адресам, которые указал Фетисов в качестве проживания и места прописки. Внимание, спросили у консьержа оперативники, проживает здесь такой? Консьерж ответил нет, и оперативники ушли. Представляете, уровень оперативной работы – до квартиры в пятиэтажке не смогли дойти, у консьержа поинтересовались! И на этом основании, решили, что человек скрывается от следствия и объявили в розыск! А теперь самое интересное – я проверял, в указанных домах нет консьержа! Это старые хрущобы, там просто негде разместить коридорных! Но дальше – больше. Следователь идет с этими данными в суд, и в суде скрывает, что у Фетисова есть собственный адвокат – Гаджи Алиев. Фетисову назначают государственного адвоката, который спокойно соглашается с тем, что строитель скрывается от следствия. Причем реальное положение дел никого не интересует (по факту Фетисов спокойно жил по одному из указанных адресов). Человека закрывают до суда на год с лишним!
И вот здесь, я хочу спросить – разве указанные действия оперативников - это не сознательный подлог материалов уголовного дела, сознательное введение в заблуждение суда? Это, подчеркиваю, официальное заявление, которое согласно другому указу президента, является основанием для возбуждения уголовного дела. Следствие, может, хоть на это отреагируете? И более того, есть предположение, что указанные действия следствия могли происходить при прямой заинтересованности Андрея Шандалова, потому что в прессе размещены свидетельства конкретных людей, что указанный молодой человек открыто хвастался, что посадил в тюрьму некоего менеджера «Оптимы», как он говорил, в назидание другим. И у меня есть аудиозапись этого разговора. То есть речь идет, с моей точки зрения, о создании преступной группы! Проверьте, пожалуйста, эти факты и дайте хоть какой-нибудь ответ.
Знаете, в профессиональной среде история Фетисова получила огромный резонанс, и более того, поступок Шандалов стал нарицательным и получил собственное название, которое, к сожалению, не печатное, и я не могу его здесь привести.
А что мы, собственно, знаем об Андрее Фетисове – это заслуженный строитель, который выполнил немало сложных работ. Отец четверых детей, для которых он является единственным кормильцем. И что мы знаем об Андрее Шандалове? Это молодой человек, который любит позировать на фоне дорогих спорткарров и хвастается в журналах дорогостоящими интерьерами своего загородного дома. Еще о нем пишут в прессе, что его часто видят в ночных клубах, а вы и сами знаете, что тварится в ночных клубах, алкоголь, наркотики, девушки легкого поведения... Но на суде говорит Фетисов и говорит Шандалов. Причем, один говорит аргументировано. А второй, говоря образно, соглашается с ним – да все верно, но понимаете, почему-то именно в этом случае мы не визировали договор, сами не знаем, что с нами произошло. И к тому же у нас, появилась, какая-то барабашка в бухгалтерии. То есть сами не знаем, как все произошло, но виноват в этом все равно Фетисов. Вот что примерно говорит Шандалов следователю. И судья верит вот этому Шандалову, а не заслуженному строителю. Чудеса!
Знаете, я думаю, пора в нашей стране учреждать, очередную премию и назвать ее, например, «Упырь года». И исполнить ее в виде фигурки вампира из шоколада, сидящего на краю тарелки наполненной белым порошком – смесь муки и сахарной пудры, как символ сладкой жизни этих господ. И я бы выдвинул кандидатуру Андрея Шандалова. А что еще делать? Власти пока не реагируют на самые вопиющие факты. Остается только сарказм!
Продолжение следует.